Использование компьютерных технологий во внеурочное время. Тема: "Экология"

Разделы: Иностранные языки, Экология


"Настоящий успех приходит,
Если заниматься понемногу,
Но каждый день.
Делайте то, что можете,
С тем, что имеете
Там, где вы находитесь."

Теодор Рузвельт

Тема экологии на дополнительных занятиях по французскому языку…

Звучит немного странно, но в процессе работы в старших классах я обратила внимание, что в учебных пособиях для этой возрастной категории очень мало информации по данной теме. Для младших школьников в учебных пособиях на французском языке рекомендации вообще отсутствуют. А в русскоязычных учебниках эта тема освещается крайне скудно. Тогда я решила обратится к Всемирной сети, чтобы поинтересоваться, как обстоит дело у моих зарубежных коллег. В итоге я обнаружила, что для них, тема экологии, экологического воспитания очень актуальна.

Возникла идея соединить два в одном: изучение французского языка и воспитание экологической грамотности. И сделать это с использованием компьютерных технологий.

Компьютерные технологии предоставляют возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях и уровнях образовательной процесса.

Различные источники примерно одинаково дают определение этому термину: «Компьютерные технологии – это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью «компьютерной» техники.  Иначе говоря, эти технологии отвечают за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. ...»

Для образовательного процесса компьютерные технологии предоставляют следующие возможности:

- рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе;

- вовлекать в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения;

- делать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся;

- развивать интеллектуальные, творческие способности;

- работать с различными источниками информации;

- повышать уровень самообразования, мотивации учебной деятельности.

С чего я начинала? 

  • Во-первых, осуществила поиск необходимой информации.
  • Во-вторых, упорядочила полученные данные.
  • В-третьих, я попробовала организовать отдельные встречи-беседы с учащимися начальной школы по теме «Экология». В этом мне помогала ученица 8-Б класса Даша Д. Мы попытались «идти от простого к сложному», используя компьютерную презентацию для подачи первичной информации.

Мультимедиа презентация - это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучаемых и, прежде всего, внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучаемым необходимо приложить определённые усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания.

Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.).

Все помнят, что 2017 год экологии, поэтому я решила, что имею полное основание включить эту тему в учебный процесс, если не на уроках, то во внеурочных занятиях совершенно точно. Тема очень обширная, информации у меня уже было достаточно, чтобы выстроить цепочку занятий по одному из направлений.
Я подготовила цикл занятий по теме: «Что такое отходы и как правильно их сортировать».

Цель:

- познакомить учащихся с лексикой на французском языке по данной теме;

- расширить знания учеников в области экологии в повседневной жизни;

- познакомить с понятиями «эко-жесты», «эко-гражданин».

Итак, прежде всего я провела вводное занятие.

Представила информацию, которая явно заинтересовала учащихся. Естественно, ввела новую лексику, синтаксические единицы. Первые правила разумного потребления мы отрабатывали с помощью раскрасок.

На следующем занятии посмотрели мультфильма «Eco-attitude» (Эко-отношение), предназначенный для маленьких французов.

Мультфильм послужил базой для целого ряда упражнений:

- закрепление лексики;

- отработка ЛЕ и РО на практике;

- выход на устную речь, и т.д.

Видеоматериал - эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

Практика показывает, что особенно эффективными на начальном этапе обучения иностранному языку являются видеомультипликация. Её использование позволяет развивать речевую активность школьников, а также повышать речевую активность обучения. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.

Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их аутентичность, информативная насыщенность, концентрация языковых средств, эмоциональное воздействие на учащихся и др.

В дальнейшей работе я использовала разнообразные задания по теме, позволяющие закрепить знания учащихся: стихотворения, упражнения со словами, задания на соответствия.

Промежуточный контроль был необходим, чтобы понять, насколько учащиеся владеют материалом. Этот контроль проводился в форме мини-проектов.

Результат показал, что можно продолжить изучение темы на более сложном уровне: это работа с текстами и составление монологических высказываний. При подведении окончательных итогов мною был использован компьютерный тест-игра.

Электронное тестирование, по сравнению с тестированием на бумаге, имеет ряд преимуществ, таких как:

- оперативность при подведении итогов, результаты тестирования легко доступны;

- беспристрастность оценок;

- сам процесс тестирования более интересен для обучающегося;

- возможность осуществления самоконтроля;

- сокращение времени реализации обратной связи;

- меньшая трудоемкость при проверке и редактировании тестов;

Таким образом, электронный тест дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения, исключается субъективность учителя.

Нужно отметить, что компьютерные игры — это специальные программы, которые отличаются высокой степенью интерактивности, поскольку предоставляют пользователю возможность активного участия в изменении отображаемых на экране игровых ситуаций, т.к. предполагают использование исключительных возможностей ПК в области графики, мультипликации и синтеза звуковых эффектов. Они могут оказать неоценимую помощь в развитии познавательных, логических и художественных способностей игроков.

Результативность применения ИКТ

Использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет мне

- создать продуктивную атмосферу и заинтересованность учеников изучаемым материалом;

- способствует повышению познавательного интереса;

- помогает достичь хороших результатов.

Учащимся компьютерные технологии помогают

-  ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- формировать гражданские и нравственные основы личности.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что использование ИКТ не являлось основной целью моей работы, но применение технических средств стало неотъемлемой её частью, которая способствовала успешной реализации намеченных целей.

В дальнейшем мне предстоит:

- составить анкету для более точного определения качества, целесообразности и содержания внеурочных занятий;

- адаптировать используемый материал для применения в урочной деятельности;

- развить использование ИКТ во внеурочной деятельности.