Конспект открытого урока по теме "Типы и структура современного урока"

Разделы: Общепедагогические технологии


Целевая группа: преподаватели общепрофессиональных, специальных  дисциплин  системы СПО.

Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Конспект занятия

Тема: Формы  обучения, педагогические возможности и условия их применения.

Цели и задачи: Создать условия для формирования у студентов понятия о типах, структуре современного урока и педагогические возможности и условия их применения; вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:

  • Содействовать осмыслению теоретических основ структурирования учебного занятия, пониманию принципов структурирования;
  • Формировать умение проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям;
  • Развивать интерес к педагогической теории и практике;
  • Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить умозаключения, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

  • OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Место проведения занятия: учебная аудитория.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия: экран, ПК, презентация.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: раздаточный материал: варианты структуры урока, лист самоконтроля, бланки для текущего контроля, типы учебных занятий (по И.П.Третьякову), карточки с заданием для групп, образцы структуры уроков, бланки теста для студентов, ответы на тест.
Тип занятия: комбинированное учебное занятие.

Форма обучения:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.
1. Мотивационно-организационный момент

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

 

Добрый день, уважаемые студенты!
Оцените свою готовность к плодотворной работе и сотрудничеству. Мы начинаем.
Я хочу начать наше занятие со слов Л.Н. Толстого.
Как вы понимаете его слова? Как вы думаете, как эти слова подходят к нашему занятию?

Слайд 2
Чем труднее учителю, тем легче ученику».Л.Н.Толстой
(1 мин)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Формулировка цели и задач предстоящей деятельности.

Создание мотивации учебной деятельности студентов

 

А.  Создание проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Посмотрите на план нашей работы, что мы уже знаем? Что нам нужно еще узнать, и какие знания нужно закрепить?
2) Мотивация.
Создание проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
- Перед вами различные варианты структуры урока (Приложение 1). Сколько вариантов структуры урока вам предложено? (Два)
- Прочитайте их внимательно.

1. Структура учебного занятия усвоение новых знаний
1. Организация начала занятия
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
4.  Первичное усвоение новых знаний и способов действий
5. Первичная проверка понимания
6. Первичное закрепление
7. Рефлексия. Подведение итогов занятия
8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2. Структура учебного занятия комплексного применения знаний, умений
1. Организация начала занятия
2. Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний
3. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное закрепление знаний и способов действий
5. Творческое применение и добывания знаний в новой ситуации
6. Рефлексия. Подведение итогов занятия
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

План: слайд 3

  1. Возникновение и развитие системы форм обучения.
  2.  Урок как основная форма. Требования к современному уроку.
  3. Типология и структура.
  4. Педагогические возможности и условия применения

Слайд 4
Цель: Создать условия для формирования у студентов понятия о формах обучения и педагогические возможности и условия их применения; вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Слайд 5

Задачи:
-Содействовать осмыслению теоретических основ структурирования учебного занятия, пониманию принципов структурирования;
- Формировать умение проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям;
- Развивать интерес к педагогической теории и практике;
- Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить умозаключения, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

(2 мин)

Б) Побуждение к осознанию противоречия. Побуждение к осознанию противоречия.
– Что вас удивило? Что интересного заметили? (Все варианты структуры урока разные, разные названия типов уроков)
Побуждение к формулированию проблемы.
– Какой возникает вопрос? (От чего зависит структура современного урока?)
 
В) Побуждение к формулированию проблемы. – Какая будет тема обсуждения будет на нашем уроке? (Типы и структура урока)  

Г) Совместная постановка целей занятия.

Совместная постановка целей занятия.
- Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)
- Определим задачи сегодняшнего урока.
- Назовите задачи (К концу урока мы должны знать теоретические основы структурирования учебного занятия; понимать принцип структурирования; уметь проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям.)
- В ходе урока вы работаете с листом самоконтроля (Приложение 2). В нём указаны результаты и даны шкалы, на которых вы должны будете отметить свои достижения в конце урока. Приступая к работе спланируйте, какого результата вы хотите достичь: карандашом поставьте отметку (крестик) на шкалах.

Я надеюсь, что этот урок будет полезен вам (как в будущем при подготовке к практике пробных уроков, непрерывной практики, так и в собственной профессиональной деятельности).

 

3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Заполняют таблицу, тем самым активизируя свои знания по теме.
3 минуты.

- Прежде чем перейти к изучению нового, вспомним структурные элементы урока и их характеристику. Заполните таблицу (Приложение 3), укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат. На выполнение работы вам даётся 3 минуты.
- Поменяйтесь работами – взаимопроверка.
Оцените работы товарища по критериям.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
9-10 баллов – «отлично»,
7-8 баллов – «хорошо»,
5-6 баллов – «удовлетворительно»,
менее 5 баллов – «неудовлетворительно».
Поставьте отметку. Сверьте с образцом (Приложение 4). Все ли смогли правильно оценить?

(3 мин) слайд 6
Задание. Заполните таблицу (Приложение 3), укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат.

Слайд 7
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
9-10 баллов – «отлично»,
7-8 баллов – «хорошо»,
5-6 баллов – «удовлетворительно»,
менее 5 баллов – «неудовлетворительно».

4. Изучение нового учебного материала

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности:
А) Выдвижение и проверка гипотез.
Материал для выдвижения гипотез.
– Варианты структуры урока, с которыми вы уже работали, помогут открыть первый принцип выбора структурных компонентов учебного занятия. Прочитайте их внимательно.
Побуждение к гипотезе.
– Что заметили? (Разные типы урока – разные структурные компоненты)
– От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? Какие есть гипотезы? (От типа урока)
Побуждение к проверке.
– Вы с этой гипотезой согласны? Почему?
Вывод
– К какому выводу пришли? (Первый принцип структурирования – учёт типа урока)
– Сравним вывод с учебным материалом (Приложение 5). Слайд 7)
- А от чего зависит тип учебного занятия? Что заметили? (От дидактической цели)
- Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока)
- Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока)
Разный материал для выдвижения гипотезы.
Слайд 8-9
Выделяют следующие типы учебных занятий по ФГОС:
Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Учебное занятие закрепления знаний.
Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.
Цель: усвоение знаний в их системе.

Б) Применение полученной информации в практической деятельности.
Работа в группах 3 минуты.

– Продолжим исследование структуры урока. Каждая группа получит свою карточку с заданием (Приложение 6).
1 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия актуализации знаний и умений (повторение).
2 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.
3 группа. Предложить структурные компоненты комбинированного урока
- Подсказкой вам будут варианты структуры уроков, с которыми вы уже работали. Воспользуйтесь разрезными карточками. Выберите структурные компоненты учебного занятия и расположите их в нужной последовательности. На работу вам даётся 3 минуты.

Выдвижение решающей гипотезы 1-й группой.
– Заслушаем 1-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.
Проверка выполнения домашнего задания.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Актуализация знаний.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
– Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока)
– К какому выводу вы пришли? (Вводная часть и заключительная часть урока не меняется, а меняется основная часть в зависимости от типа)

– Заслушаем 2-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?
Организация начала занятия.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Контроль и самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

– Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока)
– К какому выводу вы пришли? (Структура зависит от типа урока)

- Оцените продукт своей деятельности на соответствие предложенному образцу (Приложение 7). Что заметили? (Могут быть разные варианты построения)
- Почему варианты разные? (Зависит от творчества учителя)
- Какова последовательность действий при планировании урока?
(1. Определить тип урока. 2. Определить цель урока. 3. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока. 4. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.)

Вывод.
– Группы работали с разным материалом, но к какому общему выводу пришли? (Структура зависит от типа урока, учитель должен творчески подходить к проектированию урока)

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.
Цели: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений, навыков, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней.
Слайд 9
Принципы структурирования учебного занятия

1. От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? (Учёт типа урока)

2. А от чего зависит тип учебного занятия? (От дидактической цели)

3. Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока)

4. Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока)

Слайд 9
Задание для групп (Приложение 6).
1 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.
2 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.
3 группа. Предложить структурные компоненты комбинированного урока

Слайд 10
структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний
Организация начала занятия.
Проверка выполнения домашнего задания.
Подготовка к основному этапу занятия.
Закрепление знаний.
Контроль и самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Слайд 11
структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний
Организация начала занятия.
Проверка выполнения домашнего задания.
Подготовка к основному этапу занятия.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Слайд 13
Последовательность действий при планировании урока
1. Определить тип урока.
2. Определить цель урока.
3. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока.
4. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.

5. Подведение итога занятия

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Оценивают свою деятельность, анализируют достижение поставленных задач

Возврат к проблемному вопросу.
- Какой была тема урока? (Типы и структура современного урока)
- Какой проблемный вопрос мы поставили? (От чего зависит структура современного урока?)
- Какую вы ставили перед собой учебную цель? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)
- Удалось ли её решить? Каким способом? (Мы исследовали разные типы уроков и определяли структуру учебного занятия)
Демонстрация усвоения изученного материала и получения опыта деятельности.
- Чтобы оценить результаты своей работы на уроке, выполните задания (Приложение 8). На работу вам даётся 4 минуты.
Сверьте ответы с образцом (Приложение 9).
Рефлексия.
- С помощью листа самоконтроля оцените достижение результата: на шкалах ручкой поставьте отметку (крестик).
- Сравните прогностическую и итоговую оценку. Каковы изменения?
Домашнее задание.
- Домашнее задание вы выберите сами в зависимости от результатов урока:
1. Те, кому нужно поработать над знанием теоретических основ структурирования учебного занятия и пониманием принципа структурирования работают с учебником Педагогика. Сластенин В.А. с. 229 (с.255)…
2. Те, кому нужно поработать над умением проектирования структуры учебного занятия с учётом разных типов урока предлагают не менее 2 вариантов структуры уроков каждого типа, опираясь на теорию И.П.Третьякова.
- Можете ли вы – будущие педагоги опыт, полученный вами на уроке, использовать в будущей практической деятельности?
Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль.  В хорошем уроке есть и завязка, и кульминация, и развязка, текст и подтекст! (С.Л.Соловейчик)

Рефлексия: Слайд 14
- Какой была тема урока?
- Какой проблемный вопрос мы поставили?
- Какую вы ставили перед собой учебную цель?
- Удалось ли её решить? Каким способом?