Целевая группа: преподаватели общепрофессиональных, специальных дисциплин системы СПО.
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Конспект занятия
Тема: Формы обучения, педагогические возможности и условия их применения.
Цели и задачи: Создать условия для формирования у студентов понятия о типах, структуре современного урока и педагогические возможности и условия их применения; вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Задачи:
- Содействовать осмыслению теоретических основ структурирования учебного занятия, пониманию принципов структурирования;
- Формировать умение проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям;
- Развивать интерес к педагогической теории и практике;
- Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить умозаключения, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
- OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Место проведения занятия: учебная аудитория.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия: экран, ПК, презентация.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: раздаточный материал: варианты структуры урока, лист самоконтроля, бланки для текущего контроля, типы учебных занятий (по И.П.Третьякову), карточки с заданием для групп, образцы структуры уроков, бланки теста для студентов, ответы на тест.
Тип занятия: комбинированное учебное занятие.
Форма обучения:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
1. Мотивационно-организационный момент | ||||||
Деятельность обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Примечание |
||||
|
Добрый день, уважаемые студенты! |
Слайд 2 |
||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
||||||
Формулировка цели и задач предстоящей деятельности. Создание мотивации учебной деятельности студентов
А. Создание проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. |
Посмотрите на план нашей работы, что мы уже знаем? Что нам нужно еще узнать, и какие знания нужно закрепить? 1. Структура учебного занятия усвоение новых знаний 2. Структура учебного занятия комплексного применения знаний, умений |
План: слайд 3
Слайд 4 Задачи: (2 мин) |
||||
Б) Побуждение к осознанию противоречия. | Побуждение к осознанию противоречия. – Что вас удивило? Что интересного заметили? (Все варианты структуры урока разные, разные названия типов уроков) Побуждение к формулированию проблемы. – Какой возникает вопрос? (От чего зависит структура современного урока?) |
|||||
В) Побуждение к формулированию проблемы. | – Какая будет тема обсуждения будет на нашем уроке? (Типы и структура урока) | |||||
Г) Совместная постановка целей занятия. |
Совместная постановка целей занятия. Я надеюсь, что этот урок будет полезен вам (как в будущем при подготовке к практике пробных уроков, непрерывной практики, так и в собственной профессиональной деятельности). |
|
||||
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения |
||||||
Деятельность обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Примечание |
||||
Заполняют таблицу, тем самым активизируя свои знания по теме. |
- Прежде чем перейти к изучению нового, вспомним структурные элементы урока и их характеристику. Заполните таблицу (Приложение 3), укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат. На выполнение работы вам даётся 3 минуты. |
(3 мин) слайд 6 Слайд 7 |
||||
4. Изучение нового учебного материала |
||||||
Деятельность обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Примечание |
||||
Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности: А) Выдвижение и проверка гипотез. |
Материал для выдвижения гипотез. – Варианты структуры урока, с которыми вы уже работали, помогут открыть первый принцип выбора структурных компонентов учебного занятия. Прочитайте их внимательно. Побуждение к гипотезе. – Что заметили? (Разные типы урока – разные структурные компоненты) – От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? Какие есть гипотезы? (От типа урока) Побуждение к проверке. – Вы с этой гипотезой согласны? Почему? Вывод – К какому выводу пришли? (Первый принцип структурирования – учёт типа урока) – Сравним вывод с учебным материалом (Приложение 5). Слайд 7) - А от чего зависит тип учебного занятия? Что заметили? (От дидактической цели) - Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока) - Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока) Разный материал для выдвижения гипотезы. |
Слайд 8-9 Выделяют следующие типы учебных занятий по ФГОС: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Учебное занятие закрепления знаний. Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Учебное занятие обобщения и систематизации знаний. Цель: усвоение знаний в их системе. |
||||
Б) Применение полученной информации в практической деятельности. |
– Продолжим исследование структуры урока. Каждая группа получит свою карточку с заданием (Приложение 6). Выдвижение решающей гипотезы 1-й группой. Организация начала занятия. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. – Заслушаем 2-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили? – Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока) - Оцените продукт своей деятельности на соответствие предложенному образцу (Приложение 7). Что заметили? (Могут быть разные варианты построения) Вывод. |
Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности. 1. От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? (Учёт типа урока) 2. А от чего зависит тип учебного занятия? (От дидактической цели) 3. Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока) 4. Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока) Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 13 |
||||
5. Подведение итога занятия |
||||||
Деятельность обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Примечание |
||||
Оценивают свою деятельность, анализируют достижение поставленных задач |
Возврат к проблемному вопросу. |
Рефлексия: Слайд 14 |