Рекомендации по созданию офтальмоэргономических условий образовательного процесса

Разделы: Инклюзивное образование


Мне довольно часто на различных семинарах приходится встречаться с педагогами коррекционных и общеобразовательных школ, поэтому не понаслышке знаю о том, что среди педагогов до сих пор бытует ошибочное мнение о том, что для детей в очках необходимо только лишь предоставить 1-2-3 парты и всё. Это в корне не верно. Детям с нарушением зрения при различных патологиях необходимо выделить определённое место посадки в классе. Поэтому каждый учитель должен знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка с нарушением зрения, для того, чтобы обеспечить офтальмо эргономические условия на уроке.

Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе:

  • при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия:
  • при сходящемся – настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения;
  • при расхождении косоглазии – как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения.  Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску.
  • при косоглазии с амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске);
  • детям с диагнозом астигматизм – показан для рассаживания средний ряд. Парта зависит от остроты зрения.
  • при светобоязни, а это явление наблюдается при альбинизме, аниридии, катаракте, дистрофии сетчатки, глаукоме — показано рассаживание дальше от окон, использование жалюзи для защиты от прямых солнечных лучей.
  • при атрофии зрительного нерва, близорукости;
  • требуется большей освещенности при зрительной работе. Этим детям нужна парта у окна.

Обязательно учитывается наличие окклюзии. Если окклюзия левого глаза, то ребёнок сидит справа от педагога, если окклюзия правого глаза – слева.

Для правильной посадки и удобств в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны одинарные парты, у которых крышка поднимается и ставится под нужным углом. Это дает возможность ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. В тех случаях, когда парта не имеет поднимающейся крышки, необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.

Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников — от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06—0,2 это расстояние сокращается до 17—25 см, при  остроте зрения 0,01—0,05 до 3—12 см.
Слабовидящие школьники, наклоняясь при чтении и письме, затеняют рабочую поверхность, освещенность страницы при этом снижается. Так, если при чтении текста на расстоянии 33 см от глаз освещенность на странице книги составляет 700 люкс (минимально допустимый уровень), то на расстоянии 10 см — всего 150 люкс. Увеличить освещенность на рабочем месте можно, используя местное освещение с помощью лампы накаливания.

Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности.

Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой с широким промежутком между строками, и крупной клеткой. Линии должны быть чётко пропечатанными на бумаге с плотной фактурой. Не рекомендуется писать на тонкой и/или глянцевой бумаге. В работе использовать специализированные учебники с крупным шрифтом, увеличенные рабочие тетради и прописи, для уменьшения зрительного напряжения.

Облегчить зрительную работу на уроке также помогут следующие приспособления:

  • подкладной лист;
  • рамка ограничитель;

При нистагме и косоглазии ребенку очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения.

  • следящая линейка.

С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком, к тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения, что чаще всего обусловлено наличием косоглазия).

Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, необходимые конкретно для данного урока, отводя для каждого из них определенное место, обязательно со стороны видящего глаза.

Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.

  1. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью (глянцевый картон, глянцевое ламинирование, под стеклом)
  2. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму, цвет, соразмерное соотношение.  
  3. Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым часто воспринимается ребенком с нарушенным зрением как оранжевый; синий с красным – фиолетовый; фиолетовый с коричневым – черный и т. д.)
  4. Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимания.
  5. На одном уроке используют 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия.
  6. Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
  7. Если у учителя есть комплект небольших картин в количестве, необходимом для обеспечения каждого ученика с нарушенным зрением, то это дает возможность одновременного, индивидуального обозрения картины данными школьниками.
  8. Некоторые рисунки требуют специального приспособления, доработки их для применения в общеобразовательном классе, имеющих детей с нарушением зрения. Если же доработать рисунок почему-либо нельзя, то лучше отказаться от его употребления в качестве наглядного пособия. (Если на рисунке на фоне снега изображен белый медведь, то детям трудно его различить. Чтобы приспособить для восприятия такой рисунок для школьника со слабым зрение, следует обвести контуры изображения медведя черной тушью.)
  9. В работе со слабовидящими рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются слабым зрением.
    1. использование адекватного демонстрационного фона (черно-белый, зелёный, коричневый, оранжевый и т.п. – для обеспечения высокой контрастности фона к предметам) – доски, ширмы, исключающие предметное «зашумление» пространства, попадающего в поле зрения детей;
    2. обязательно обведение предмета по контуру указкой во время его демонстрации;
    3. адекватная организация рабочего места, обеспечивающая максимально удобное и полное восприятие учебно-развивающего материала в условиях нарушенного зрения (отсутствие лишних предметов на рабочей поверхности (на столе, на доске), в зоне, предполагаемой дистантной деятельности (например, в спортзале);
    4. рациональное расположение необходимого оборудования; учёт положения ребёнка по отношению к демонстрируемому материалу в зависимости от особенностей нарушенного зрения (например, при работе в условиях окклюзии в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия);
    5. увеличение времени на рассматривание при первичном предъявлении материала;
    6. дублирование материала, демонстрируемого на доске (например, картины при фронтальном показе), в индивидуальном материале на подставке перед ребёнком (с усилением контура, удалением лишних фоновых деталей и т.д.) с учётом особенностей зрительного нарушения (например, при астигматизме использование контурных изображений нежелательно, лучше заменить их силуэтными);
  10. Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот.
  11. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета.
  12. Приемлемо написание ручкой зеленого, черного и красного цвета.

Классные доски рекомендуется иметь зеленого цвета. Следует обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого восприятия.

Обычно в школах используется белый мел, который должен быть мягким, благодаря чему получаются ясные широкие линии, и при письме такой мел не крошится, что дает возможность избежать пыли, вредной для глаз.

  • высота букв при письме на доске должна быть не менее 10-15 см, ширина – 8 см,
  • расстояние между буквами – 3 см, между словами – 10 см, между строчками – 14-15 см (размеры могут быть изменены в соответствии со зрительными возможностями учащихся класса);
  • писать на доске следует брусковым мелом, штрихом в ширину грани мелка;
  • доска предпочтительна чёрного или зелёного цвета, без бликов, с идеально чистой поверхностью под читаемым материалом;
  • желательно использование цветных мелков, усиливающих эффект восприятия на оптимальном контрасте (например, на зелёной доске очень хорошо воспринимается надпись в жёлтом цвете, на чёрном – в розовом и т.д.).

Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом.
Отсутствие лишней информации в зоне обзора.

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут.

У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников — на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу.

При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение ее цветочувствительности.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т.п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1—2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15—30 минут).

Зрительная релаксация

Необхоимо приучать ребенка самостоятельно применять глазную гимнастику дома и по мере возможности в школе, на занятиях где имеется зрительная нагрузка:

  • перед зрительной работой (рассматривание) – на активизацию зрительных мышц;
  • после зрительной (непрерывной) нагрузки – на расслабление зрительных мышц.

Для тренировки различных мышц глаз, их пластичности и скоординированности целесообразно использовать различные тренировочные лабиринты для глаз.

Траектории для быстрого снятия напряжения глаз