Цели и задачи:
- Создание условий для развития способностей каждого ребенка;
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, познавательного интереса;
- Развитие у школьников научной исследовательской и поисковой деятельности;
- Развитие умения работать коллективно;
- Формирование исследовательских умений учащихся;
- Воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека.
Ход занятия
1. Организационный момент
В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм вопросов
«Что?», «зачем?» и «почему?»!
Надо всё ему измерить,
И на опыте проверить.
Пересыпать и понюхать,
Чтоб узнать все «потому»!
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач
- Как называется наш факультатив? (Наш факультатив называется «Учусь создавать проект»)
- Что же такое проект? (Проект - способ организации учебной деятельности, направленный на решение проблемы и имеющий конкретный результат.)
- Мы сегодня будем в роли исследователя. Кто такой исследователь? (Человек, занимающийся научными исследованиями)
- Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним их и развесим условные знаки этих методов на доску.
1)
Любят дети пирожки,
Пряники и бабушкины пышки.
Что поможет нам узнать
Любимое блюдо малышки?
(Опрос, анкетирование).
2)
Дождь сегодня шёл с утра,
К обеду всё утихло.
И слышно птичьи голоса
Во-о-он на ветке птичек видно
(Наблюдение).
3)
Захотел сварить я кашу,
Молоко и манку взял,
А как правильно варить-то
Я совсем, совсем не знал
(Спросить у других людей).
- Еще, о каких методах исследования мы говорили на занятиях? (Посмотреть в энциклопедиях и справочниках. Мы учились искать информацию по теме в справочниках и т.д.).
- Чему ещё мы учились? (Мы учились видеть проблемы и выдвигать гипотезы)
Сегодня проект нас научит
Опыты проводить,
Вместе работать
И мир познавать.
Мир познавать нам предстоит при помощи метода – эксперимента.
Слово эксперимент происходит от латинского «экспериментум» и переводится на русский как «проба», «опыт». Это метод познания, при котором в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества, с целью проверки и сравнения гипотез. И главное делаются выводы.
- Как же мы назовём человека, который проводит эксперимент?
- Сегодня мы с вами будем экспериментаторами.
- Вокруг нас находится природа. На какие 2 части можно разделить всю природу? (живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (цветы, животные и т.д.)
- Что составляет неживую природу? (вода, камни, воздух и т.д.)
У нас с вами очень необычное занятие, посвящённое неживой природе. Ведь она удивительная, интересная и такая загадочная… В ходе занятия мы будем проводить опыты и эксперименты, а так же найдём ответы на интересующие нас вопросы.
3. Правила техники безопасности
Но сначала давайте вспомним правила техники безопасности при работе с острыми предметами (гвоздь, игла, ножницы), уксусной кислотой, пищевой содой.
4. Изучение нового материала
Цветовой спектр «Живая радуга»
4.1. Постановка проблемного вопроса.
- Первый наш эксперимент очень интересный. Скажите, кто наблюдал, как пьют воду люди животные, растения? Можете это объяснить? Хотите ли на примере нашего опыта получить ответ? Тогда угадайте, что нам поможет найти ответ на наши вопросы.
После дождя бывает,
Полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает. (радуга)
- Знаете ли вы цвета радуги? (На доску вывешивается лист бумаги, на котором обозначены цвета радуги.)
- Для этого опыта нам понадобятся: белая бумажная салфетка, фломастеры, ножницы, стакан, вода.
4.2. Демонстрация опытов.
4.3. Объяснение опыта – Бумага имеет волокнистое строение, которое напоминает строение стебля растений. Попадая в тонкие волокна (у растений они называются «капилляры»), вода принимает вогнутую форму и стремится подняться вверх. Чем тоньше волокно, тем выше поднимается вода.
Углекислый газ. «Надуватель шарика»
4.1. Постановка проблемного вопроса.
- Мы знаем, что воздух – это смесь газов. Скажите, какие газы входят в состав воздуха? (азот, кислород, углекислый газ и т.д.)
- Назовите этот предмет. (Демонстрируется воздушный шарик)
- Как его надуть, не прибегая к работе нашей дыхательной системы? Может кто-то хочет продемонстрировать нам ответ?
- Нет?! Тогда внимание! Нам понадобятся: сдутый воздушный шарик, пластиковая бутылка, пищевая сода, уксусная кислота 70%.
4.2. Демонстрация опытов.
4.3. Объяснение опыта.
– При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке и выходит из нее, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
Физкультминутка «Кольцо из бумаги».
- Как пролезть сквозь лист бумаги? (Предположения детей).
- Для этого опыта нам понадобятся: лист бумаги и ножницы.
- Если взять лист бумаги и сложить его пополам, разрезать так, как показано на рисунке, (рис.) вы сможете пролезть сквозь него без особых проблем. Ребята проводят этот эксперимент под руководством учителя.
Вода. «Плавающие яйца»
4.1. Постановка проблемного вопроса.
- Отгадав этот ребус, вы узнаете, о чем дальше пойдёт речь.
Правильно (вода). Сейчас пришло время поговорить о воде и её свойствах. Какие свойства воды вы знаете? (не имеет формы, текучая и т.д.)
Сейчас мы познакомимся с ещё одним свойством. Каким, узнаем проделав опыт. Итак, у нас есть гвоздь. Перед Вами кусок пенопласта и кусок дерева. Куда легче будет вставить его? Почему? Верно. В кусок пенопласта вставить гвоздь гораздо легче, чем в кусок дерева. Что можно сказать про плотность пенопласта по отношению к плотности дерева? (Это означает, что плотность пенопласта меньше плотности дерева ).У воды тоже есть своя плотность, и если плотность какого-нибудь вещества меньше плотности воды, то оно плавает, если больше – оно тонет.
Вспомните себя летом на воде. Какая вода: морская или речная лучше удерживает тело на плаву? Почему? (В морской-много соли). Давайте в одном стакане создадим морскую воду, в другом-речную, а в третьем-что-то среднее между ними. И посмотрим, как будут вести себя куриные яйца в разной воде.
- Для этого опыта нам понадобятся: вода, соль, ложечка, 3 яйца сырых и 3 стакана.
4.2. Демонстрация опытов.
4.3. Объяснение опыта.
Вода. «Дырявый пакет»
4.1. Постановка проблемного вопроса.
- Представьте, что в сосуде с водой появилась дырка. Что будете делать? Можно ли ее заделать? А если дырка образовалась в полиэтиленовом пакете, тогда, что делать станете? А что будет, если пакет чем-то проткнуть, и это «что-то» не вынимать из образовавшейся дырки? Давайте посмотрим, что получится.
4.2. Демонстрация опытов.
Итог: пакет удерживает воду, хотя его проткнули не один и не два раза…
4.3. Объяснение опыта.
– Пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как бы обволакивает карандаши, не давая воде проникнуть через отверстия.
Вода. «Шарик на вертеле»
4.1. Постановка проблемного вопроса.
- Знаете ли вы, из чего были сделаны первые воздушные шары? (Предположения учащихся)
- Первые шары были сделаны из мочевого пузыря животных. Современные воздушные шары появились в 1824 году. Они были изобретены английским ученым Майклом Фарадеем. Воздушные шары изготавливают, как правило, из латекса. Латекс это природный материал, полученный из сока каучукового дерева.
- Что будет, если шарик проткнуть иголкой? Но всегда ли это именно так? У шарика есть «сильные стороны». Давайте их найдем!
Нам понадобятся: воздушный шар, длинная игла (спица).
4.2. Демонстрация опытов.
4.3. Объяснение опыта.
– Шарик не лопается потому, что мы протыкаем его именно в тех местах, где находится наименьшее натяжение. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно ее облегает и не дает воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.
5. Рефлексия
Знают маленькие даже,
Что без проектов в XX век,
Даже очень важный дядя -
Человек не человек.
Вывод общий – нам, друзья,
Жить без проектов никак нельзя!
- Удалось ли нам решить поставленную задачу? Каким способом?
- Какой опыт вам показался самым простым?
- Какой опыт хотели бы повторить?
- С каким настроением вы уходите с занятия? Покажите «градусник» с соответствующим настроением на его шкале.
«Градусник»
Учитель заранее готовит шаблоны градусника, раздает детям. На нем изображены смайлики разные по настроению. Учитель даёт следующую инструкцию: «Оцените свое настроение рядом с тем смайликом, который соответствует вашему самоощущению на занятии».