Викторина, посвященная годовщине Московской битвы

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели урока:

  • закрепить усвоение детьми изученного материала по истории;
  • развивать интерес к изучению истории своего народа, страны;
  • воспитывать патриотизм, гордость за героические дела наших предков;
  • научить самостоятельно выполнять эскизы рисунка по заданной теме.

Планируемые результаты:

Познавательные:

  • развивать навык смыслового чтения - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
  • интегрировано воспринимать информацию из разных областей знаний;
  • работать с информацией в разных формах.

Регулятивные:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
  • работать по плану, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение, аргументируя его;
  • организовывать работу в группе;

Личностные:

  • осознавать эстетическую ценность русской культуре, воспитывать уважительное отношение к родной стране, гордость за нее;
  • воспитывать в себе уважение к культурному наследию;
  • развивать достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип мероприятия: интегрированный урок история, МХК, ИЗО.

Основные понятия: культура, искусство, шедевр, портрет, парсуна.

Материал и оборудование для учителя: интерактивная доска, презентации, проектор, музыкальный ряд.

Материал и оборудование для учащихся:

  • листы бумаги А4, карандаш, набор красок (на каждого учащегося);
  • проверочный лист рабочей тетради.

Ход мероприятия

Приложение 1

1 часть. Вступление

Пролог

Слайды-вступление. Ведущие 4 человека поднимаются во время презентации на сцену.

Фильм о войне в картинах.

Слайд 1: Коллаж - «Звезда». (Приложение 3)

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Каждый год мы отмечаем годовщину начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в Битве под Москвой. Битва под Москвой – одна из самых масштабных сражений ВОВ.

Ведущий 2. Сколько бы лет не прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на Земле.

Слайд 2: Коллаж - «Журавли».

Ведущий 3. Мы еще очень мало знаем о людях, которые не только пережили Великую Отечественную войну, прошли ее дорогами, познали боль тяжелых утрат и радость побед, но и ярко отразили её в своём творчестве. Благодаря им мы имеем возможность увидеть и прочувствовать то, что в свое время увидели и пережили они.

Ведущий 4. Сегодня нам с вами предстоит познакомиться с произведениями этих великих художников, а также поучаствовать в художественно-исторической викторине, посвященной Битве под Москвой. В викторине принимают участие команды учащихся 5-6 классов.

Слайд 3: Прощание славянки.

Ведущий 1. Великая Отечественная война мобилизовала деятелей искусства на отпор врагу всеми возможными для них средствами. Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств и эмоциональности по праву считаются непревзойденными.

Слайд 4: Солдаты идут на фронт + Зарисовки художников.

Ведущий 2.Стоит отметить, что многие художники встали на защиту Родины с оружием в руках. Более 900 из них ушли на фронт.

Участвовали в величайших сражениях ВОВ, в том числе и Московской битве. Верные своему профессиональному долгу, они между боями успевали в походных альбомах, на клочках бумаги, сделать наброски прошедшего боя. Многочисленные зарисовки и этюды, представляют собой бесценный художественно-документальный материал.

Слайд 5: Кукрыниксы, плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Ведущий 3. 22 июня 1941г. началась война. Первыми художественный “залп” по фашистам произвели Кукрыниксы. Уже 24 июня на стенах домов Москвы был расклеен первый плакат – плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» На нем – вероломно напавший на нашу страну Гитлер и красноармеец, вонзивший штык в его голову.

Слайд 6: Тоидзе «Родина – мать зовет!»

Ведущий 1. В конце июня от Белорусского вокзала уходили на фронт военные эшелоны. Их провожал в путь плакат Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовет!». Седая женщина строго и требовательно смотрит вам в глаза. Одна рука вскинута вверх, другая держит листок с текстом присяги.

Слайд 7: Сатирические плакаты “Окно ТАСС”.

Ведущий 1.Особую роль выполняли сатирические плакаты. Нередко броские листы “Окон ТАСС”, становились первыми художественными свидетельствами побед Красной Армии.

Слайд 8: Неумолимость всенародного сопротивления захватчикам. К.Юон “Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года”.

Ведущий 2. Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в первых числах ноября было остановлено.Одной из первых работ, вкоторой художник показал неумолимость всенародного сопротивления захватчикам, стала картина К. Юона “Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года”накануне Московской битвы. Художник запечатлел легендарный парад, с которого бойцы уходили прямо на фронт.

Слайд 9: Подвиг панфиловцев.

Ведущий 3. В середине ноября наступление фашистов возобновилось. Лишь упорное сопротивление советских воинов вновь спасло столицы. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В.Панфилова отразившая несколько танковых атак. Легендарным стал подвиг группы панфиловцев во главе с политруком В.Г.Клочковым, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели словами Клочкова, обращенные к воинам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!»

Слайд 10: Бомбежки Москвы.

Ведущий 4 .За первые пять месяцев войны на Москву было совершено 90 налётов, в результате чего уничтожено более 400 жилых домов и повреждено более 800. Во время бомбардировок Москвы народные дружины и ополченцы местной противовоздушной обороны (МПВО) поднимались на крыши домов, чтобы сбрасывать на землю или тушить зажигательные бомбы.

Слайд 11: Трудовой подвиг москвичей.

Ведущий 1. Женщины и дети, рабочие заводов и социальных учреждений должны были спуститься в бомбоубежище. Их было три вида:метро, бомбоубежища во дворах жилых домов и бомбоубежища при заводах. Последними, пользовались редко, т.к. рабочие продолжали трудиться у станков.

Слайд 12: Контрнаступление советских войск под Москвой декабрь 1941г.

Ведущий 2. 5-6 декабря 1941г. началось контрнаступление советских войск под Москвой. Командование Западным фронтом было поручено Г.К.Жукову. Всего в ходе зимнего наступления было разгромлено 38 немецких дивизий. Враг был отброшен от Москвы на 100-120км. В общей сложности битва продолжалась 203 дня.

Слайд 13: Итоги битвы за Москвы.

Ведущий 3. Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии и надежды фашистов на «молниеносную войну». План «Тайфун», разработанный немецким командованием был сорван.

Слайд 13: Картина «Салют, посвященный 9 Мая».

Ведущий 4. В наши дни вновь возрос интерес к Великой Отечественной войне, особенно среди молодежи. Люди, родившиеся в мирное время, узнают об этом великом и трагическом времени из рассказов ветеранов, из произведений литературы и искусства. Вглядываясь в картины, которые писали участники изображенных на них событий, мы лучше понимаем, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу.

Произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, не стареют, так как они всегда нужны людям, ведь память о тех годах будет в нашем народе жить вечно.

2 часть

Ход игры

Приложение 2

Учитель 1. Итак, мы начинаем нашу викторину. Учителя представляют жюри, объявляют условия викторины.

Учитель 2. Представление команд.

Первое задание викторины

Творческо-изобразительное задание. Каждая команда определяет 1-2 участников для создания плаката посвященные подвигу советского солдата или трудового подвигу москвичей (материалы: лист А2, пастель, карандаш, ластик).

Оценивание рисунка по 5-балльной шкале.

Учитель 2. Остальные участники команд приступают к работе над ответами по викторине. Перед учениками находятся бланки ответов, которые вы должны заполнить.

Викторина

1. Этап “Исторический”

Слайд 1

Детям на слайдах предложены вопросы, на которые они должны ответить в течение 5 мин, и записать свои ответы на листик. За каждый правильный ответ группа получает баллы.

1. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (1 балл.) (ответ: 22.06.1941–9.05.1945)

2. Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины? (1 балл.) (ответ: Германия)

3. Изображенный на портрете полководец руководил советскими войсками в битве под Москвой? Назовите его фамилию. (1 балл.) (ответ: Г.К.Жуков)

4. Какое событие Великой Отечественной войны изображено на картине? (1 балл.) (ответ: Парад 7 ноября 1941 г. На Красной площади)

5. Какой подвиг совершили 28 героев-панфиловцев? (1 балл.) (ответ: остановили наступление танковой немецкой дивизии)

6. Что немецкий генерал Йодль назвал «стратегическим оружием русских»? Суровая зима 1941\42 подтвердила правоту Йодля, а заодно русской поговорки, что русского здорово, то немцу смерть. (1 балл.) (ответ: валенки)

7. Победа, в каком сражении развеяла миф о непобедимости фашистской Германии? (1 балл.) (ответ: Московская битва 1941—1942 гг.)

8. Какое имя получили в народе залповые реактивные минометы, которые успешно действовали в битве под Москвой (немцы называли их «пушками смерти»). (1 балл.) (ответ: Катюша)

9. Сколько суток длилась Московская битва ?(1 балл.) (ответ: 203 дня)

2. Этап “Художники о войне”

(Слайд 15-16)

Посмотрите на эти три плаката. Первый создан летом 1941 году, второй зимой 1941, третий в 1944. Какие события можно проследить через хронологию плакатов?

Ответы: начало войны, московская битва, начало наступления на Берлин.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

3. Этап “История в плакатах о войне” (Слайд 17-18).

На слайдах даны репродукции плакатов, созданных в разное время периода войны. Детям необходимо определить историческую хронологию порядок их создания.

Ответы:

1. И.Тоидзе «Родина-мать зовет!» (июнь 1941)

2. В.Корецкий, “Воин Красной Армии, спаси!” 1941

3. Л.Голованов. “Дойдем до Берлина!” (1944 г.)

4. В.Климашен. “Слава воину-победителю!” (май 1945 г.)

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

4 Этап “Угадай картину по описанию” (Слайд 19-20)

Слайд с текстом: “На полотне перед вами герои Великой Отечественной войны – советские солдаты. После боя расположившись на “отдых”, и среди них балагур, неунывающий Василий Теркин. На картине более двадцати фигур и каждый слушает Теркина и хохочет, в ответ на его шутки. (О.Туберовская.“В гостях у картин”)”

Слайд с изображением картин:

А) П.Кривоногов «Защитники Брестской крепости».

Б) П.Кривоногов «Победа».

В) Ю. Непринцев “Отдых после боя”. (Правильный ответ)

Пятый тур. “Военный плакат”

“Посмотрите на следующий слайд. Кто изображен на плакатах? Чему они посвящены?”

Ответ: Труженики тыла. Подвиг работников тыла и москвичей.

Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Ребята ответили на вопросы. Листы с ответами отдаются жюри.

Подведение итогов изобразительного конкурса плаката.

Жюри подводит итоги викторины. Во время подсчета баллов просмотр игроками фрагмента х.ф. «Освобождение».