Особенности проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционной школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Уча других, мы учимся сами.
Сенека

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта и особенностей их коллективной деятельности.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ  сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающегося с ОВЗ, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Сегодня как никогда актуальны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу обучающегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Задачи проектной технологии. Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют значимость для обучающихся проекта, а это зависит от того, насколько самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у обучающихся, но и на самореализацию их личности.

Цели проектного обучения:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • развивать у обучающихся с ОВЗ  коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
  • развивать у обучающихся с ОВЗ исследовательские умения.

Теоретические позиции проектного обучения:

  • образовательный процесс  строится не на  логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.

Метод проектов направлен на:

обучение планированию:

  • обучающийся должен уметь четко определить цель;
  • описать основные шаги по достижению поставленной цели;
  • концентрироваться на достижении цели  на протяжении всей работы;

развитие критического мышления:

  • аналитическое;
  • ассоциативное;
  • логическое;
  • системное.

развитие творческого мышления:

  • пространственное воображение;
  • самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;
  • комбинаторные умения;
  • прогностические умения.

умения работать с информацией:

  • отбирать нужную;
  • анализировать;
  • систематизировать и обобщать;
  • выявлять проблемы;
  • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
  • ставить эксперименты;
  • статистически обрабатывать данные;
  • генерировать идеи;

формирование коммуникативных компетенций:

  • работать в коллективе;
  • владеть культурой коммуникации;
  • умение адаптироваться к действительности;

умение составлять письменный отчет:

  • обучающийся должен уметь составлять план работы,
  • четко презентовать информацию,
  • оформлять сноски,
  • иметь понятие о библиографии.

формирование позитивного отношения к работе:

  • обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;
  • стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом:

  • выбор темы;
  • формулирование варианта проблем;
  • распределение задач по группам;
  • групповая или индивидуальная разработка проекта;
  • защита проекта.

Какие же бывают типы проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

В 2014 году мы с подгруппой учеников 2 класса принимали участие в проекте по сохранению чистоты окружающей среды и защите животных. Обучающиеся с ОВЗ с удовольствием  обсуждали вопрос, зачем нужно заботиться об окружающей среде и о животных?  Могут ли обучающиеся школы оказывать серьезную помощь в вопросах защиты окружающей среды и защиты животных?

Исследовательский проект по структуре напоминает небольшое научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Обучающаяся  школы Наташа Н. с ОВЗ в 2015 году принимала участие в зональной научно-практической конференции «Образ Бабы Яги в искусстве». Целью работы было подробно изучить и проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках, в музыкальных произведениях и живописи и сделать вывод об образе неоднозначном, противоречивом, которому присущи добрые и злые качества.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Обучающийся школы Салават В. с ОВЗ  в 2016 году вместе  со своими родителями собрал информацию о своем генеалогическом древе («Шежере») и представил свой проект на школьной конференции проектов.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Специфика проектной деятельности подразумевает работу в группах, в результате чего формируется коллектив, дети учатся выстраивать межличностные отношения. Обучающиеся  4  класса с ОВЗ в 2017 году создали подарок в виде вышивки крестом  и преподнесли в дар школе.

Проектная деятельность в работе и специфика метода проектов во внеурочной деятельности

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.

Известно, что основной критерий для ученика  выражается словами «интересно» - «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить  творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.

Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни.

В 2018 году 3 класс принимал участие в городском конкурсе «Самый спортивный класс». Для участия в конкурсе ребятам необходимо было дома подготовить семейные и личные фотографии, связанные со спортом. Результатом проекта было создание видеоролика, в котором 3 класс занял 2 место по итогам городского конкурса.

Опыт работы учителей коррекционной школы показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует:

  • коррекции недостатков развития  ребенка;
  • развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;
  • формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;
  •  формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;
  • воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;
  • формированию умений публично выступать и работать в команде.

Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

Словом, проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ.

Литература

  • И. Стрельникова, Е. Сухаревская: статья «Проекты и исследования» газета «Начальная школа» №5 (630), 1-15.03.2008.
  • Методы обследования речи детей:  пособие по диагностике речевых нарушений / под общ.  ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: Аркти, 2010. – 240с.
  • Работаем по ФГОС основного общего образования: Программы коррекционной работы / под ред. Е. Л. Черкасовой. – М.: Перспектива, 2015. – 88с.
  • ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего об- разования  / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
  • Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога / М.И. Шишкова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 88 с. (Коррекционная педагогика).