Урок с использованием ролевой игры на тему «Проблемы окружающей среды». 8-й класс

Разделы: Иностранные языки, Экология

Класс: 8


Класс: 8 класс.

Предметная цель. Обучающиеся знают лексический материал по теме: «Environmental problems» и умеют применять его в устной монологической и диалогической речи.

Метапредметная цель: продолжить формирование у обучающихся умения самостоятельно строить речевые высказывания  на основе полученной информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностная цель: осознание важности бережного отношения к окружающей среде, ответственности за сохранение ее целостности, уважения и любви к родной природе.

Задачи:

Обучающий аспект: систематизировать и обобщить лексические знания учащихся по теме «Environmental problems»

Развивающий аспект:

  • развивать навыки монологической речи, активизировать навыки диалогической речи;
  • развивать самостоятельность в коммуникативной деятельности, поддерживать и поощрять развитие творческих способностей учащихся.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание активной жизненной позиции учеников в вопросах экологии;
  • воспитание экологической этики, умения любить и понимать прекрасное в природе.

При подготовке к уроку были учтены возрастные, психологические, индивидуальные особенности обучающихся класс, их способности. Большинство учеников имеют высокую учебную мотивацию, активны, умеют выделять в информации главное, анализировать, делать выводы.

План урока:

  • Организационный этап – 1 минута.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 минуты.
  • Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности – 10 минут.
  • Физкультминутка – 2 минуты.
  • Применение знаний и умений в новой ситуации – ролевая игра – 15 минут.
  • Рефлексия (подведение итогов занятия) – 5 минут.
  • Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Домашнее задание – 4 минуты.

Оборудование:компьютер, проектор, презентация, аудиозапись музыки, плакат для проведения рефлексии с изображением планеты и зеленой ветви, стикеры в виде капелек, раздаточный материал.

Методы и приемы: аудиовизуальный, использование компьютерных технологий, проблемно-поисковый, ролевая игра.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Постановка цели и задач урока

T: Good morning, boys and girls! Today we are going to have an unusual lesson. Well, today we are going to talk about one of the most important problems on the planet concerning each person.  Look at the pictures on the slide presentation, please, and try to guess what we are going to discuss today. So, are you ready to share your ideas?

Возможные ответы учеников.

P1:  I think the topic of our lesson is “Environmental protection”.

P2: We are going to speak about environmental problems.

T: Yes, today we will have a discussion devoted to ecological problems. It will be a kind of a briefing.  We will develop our speaking, reading and listening skills.

3. Обобщение и систематизация знаний

For our discussion we need vocabularies connected with the theme of our lesson. I offer you to start with the game association. Remember the words and words combinations associated with ecological problems. Come to the board, please, and write them down. (ученики по очереди выходят к доске и записывают слова связанные с темой урока). Now let’s read these words.

Pupils:

pollution, environment, nature, habitat, human, environment, environmentalist waste,
household waste, toxic waste, bin, factory, plants, emissions, damage, gases
recycling, chemicals, exhaust fumes, toxic gases, soil, deforestation, acid rain, toxic
radiation, pesticides, greenhouse effect, global warming, ozone layer, recycling point
ecology projects, ecological problems, dangerous, polluted, environmentally friendly,
renewable.

As you can see there are a lot of ecological problems on the planet. Now think of the following points. Why do we have so many problems of ecology now? Who or what is to blame? What are the main problems?  How do you think what problems are the most dangerous in your opinion?

Возможные ответы учеников.

P1: I think one of the most dangerous problems on our planet is global warming, that means the climate all over the world is changing and getting warmer and warmer.

P2:  I suppose the main ecological problems include different kinds of environmental pollution: air pollution, water pollution, soil pollution.

P3: Because of the industrial revolution the air is polluted with harmful chemicals, seas and oceans are poisoned with oil spills.

P4: People have to be careful about such things as driving a car or using electricity. Whenever we drive a car, we are adding greenhouse gases to the atmosphere.

4. Физкультминутка

You have worked hard. You are tired, aren’t you? I suggest you to relax and do some exercises. You know that there are 4 elements in our nature. Let’s imagine them. Учитель называет стихии и предлагает  обучающимся изобразить их. AIR – (ученики активно дышат, изображают ветер), FIRE (изображают огонь, тянутся вверх), WATER (изображают плавание) , EARTH (садятся на место).

5. Применение знаний и умений в новой ситуации – ролевая игра

Цель этапа урока: творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, развитие навыков устной речи.

Дидактическая цель: совершенствование навыков монологической речи по теме.

Дидактическая задача: формировать умение анализировать информацию; делать обобщения, выводы из полученной информации.

Игровая задача: выступая в роли экспертов, представителей администрации города и экологов, группы обучающихся составляют монологическое высказывание по предложенной проблеме «Строительство торгового центра в парке 5-го микрорайона города».

Участники: обучающиеся  8в класса, учитель, гости урока.

Роль учителя: организатор деятельности, координатор игры; консультант, энтузиаст, поддерживающий и вдохновляющий детей словами: «Well done!», «Excellent!», «You are on the right way!», «Great discovery!» и так далее; специалист, обладающий знаниями (специалист-консультант); эксперт, анализирующий результат игры.

Правила игры (краткое описание). Во время игры обучающиеся перевоплощаются в экспертов, представителей администрации и экологов, которым необходимо за короткий промежуток времени составить высказывание по предложенной проблеме.

Планируемые результаты.

  • Организована совместная деятельность по созданию условий для личностного становления обучающихся.
  • Создана атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки.
  • Развиваются партнерские отношения между обучающимися.
  • Обучающиеся овладели умением составлять монологические высказывания при помощи плана и изученной лексики по теме.
  • Сформирована экологическая этика, умение любить и понимать прекрасное в природе.

Игровые действия/этапы.

Формирование игровых коллективов. Деление на группы на уроке происходит следующим образом.

  • К уроку приготовлены три картинки  для 3 групп: представители администрации города, представители Гринписа и эксперты.

  • Картинки разрезаны на пазлы, перемешаны и разложены на одну парту, каждый обучающийся выбирает один из элементов.
  • При распределении на группы обучающимся необходимо сложить пазл и по получившемуся изображению,  определить представителями, какой группы они будут являться.
  • Данное распределение на группы позволяет сформировать игровые команды равные по своим возможностям.

Погружение в игру (инструктаж). Учитель знакомит обучающихся с правилами игры.

T: Guys, the world we live in is wonderful.  Louis Armstrong sings about it in his song “What a wonderful world”. Let’s listen to it and your task is to fill in the missing words. (Обучающиеся слушают песню, заполняют пропуски и поют).

I live in Pyt-Yakh, I like it and consider our town a wonderful world, too. But there is a problem. The reason is that our authorities want to build a new department store in the 5th district park. What do you think about this idea? We will discuss this problem in groups. So, you are divided into teams.  Can you suggest what kind of representatives you will be?
Возможные ответы учеников.

P: Authorities of our town, ecologists, specialists, etc.

Well, in our briefing the representatives of administration, representatives of “Green Peace” and experts will take part.

I will give you 10 minutes to discuss this problem in groups and then you will introduce your solutions.

Карточки с заданиями для работы в группах.

  • Discuss the problem of building new department store in the ecological zone, using these questions.
  • Why do people need new department store?
  • Why should it be in the 5th district?
  • How can people solve this problem?
  • What can you do to help solve this problem?
  • Discuss the problem of building new department store in the ecological zone, using these questions.
  • Why is the building of new department store harmful for this area?
  • What are the negative effects of it?
  • What solutions of this problem can you suggest?
  • Discuss the problem of building new department store in the ecological zone, using these questions.
  • What is the problem?
  • What are the negative effects?
  • What solutions of this problem can you suggest?

Лексика, необходимая для обсуждения.

  • air pollution
  • effect on the environment
  • to burn waste
  • to carry out environmental programs
  • to carry soil\water tasting
  • cleaning structures
  • to conduct environmental research
  • domestic, hospital, industrial sewage [sju:idз] wastes
  • to educate somebody about environmental problems\issues
  • to affect the quality of life
  • environmental concerns\ problems
  • environmental pollution
  • environmental protection
  • to harm
  • illegal dumping
  • logging
  • to find  the solution to environmental problem
  • to put into focus
  • plant and animal species
  • to recycle

Обучающиеся, работая в группе, составляют монологические высказывания по предложенным для обсуждения вопросам. Выбирают того, кто будет презентовать результат деятельности группы. При необходимости ученики обращаются учителю за консультацией. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Презентация. Представители каждой группы высказывают мнение игрового коллектива по проблеме строительства торгового центра в экологической зоне. После выступления участников групп подводится итог.

Рефлексия. Учитель объявляет итог игры, задает вопросы:

  • Was the game difficult for you and why?
  • How did you get out of difficult situations?
  • Did you listen to the opinion of your classmates attentively?
  • Were you able to concentrate on the ideas of other groups?  

Игровая задача будет достигнута, если группа успешно выполнит свое задание (быстро, качественно, дружно).

Дидактическая задача будет достигнута, если участники игры представят выполненное задание.

Продукт ролевой игры: каждой группой составлено высказывание по теме на основе вопросов, предложенных учителем и изученной лексики, презентован результат работы группы.

6) Подведение итога урока. Рефлексия.

На данном этапе проводится не только рефлексия содержания материала, которая дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке, но и эмоциональная. Эмоциональная рефлексия  оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала, данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И, наоборот, если больше невеселых капелек значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

T: Taking into account all these facts, we should remember that the Earth is our common home. All inhabitants – people, animals and birds need to live in peace and harmony. Our short discussion is over. I’m sure that you’re real friends of our planet. You will do all the best to keep the land, air and water clean, as the Earth is our home. Let’s make a conclusion. What is your opinion towards ecological problems? As for me, the poem “Hug the Earth” by Lorraine Bayes expresses my attitude towards this problem.

Walking along feeling free,
Feeling the earth here with me.
And I love her, she loves me.
I hug the Earth, the Earth hugs me.
She is our friend,
We'd like to be together forever.
The Earth is a garden,
It's a beautiful place.
For all living creatures,
For all the human race.
Helping Mother Earth
We can peacefully roam
We all deserve a place
We can call our home.

На доске прикреплен плакат с изображением ветви дерева.


«Introducing laws which contradict to the laws of nature means to generate crimes and then punish for it».
Thomas Jfferson

На листочках расположены высказывания знаменитых людей о природе и об отношении людей к ней. Учитель предлагает ученикам выбрать наиболее близкое им высказывание. Затем они должны выбрать стикер, который отражает их эмоциональное состояние на уроке, написать на стикере свою фамилию и имя и прикрепить его на высказывание.

Высказывания:

  1. «Perhaps, God created the wilderness so that man would smile at the trees.»
    Paulo Coelho, Brazilian writer and poet
  2. «Each of us is a particle of nature. We belong to Nature.» Friedrich Engels, German philosopher
  3. «The Nature can be conquered only when you obey its laws». Francis Bacon, English philosopher, historian, politician
  4. «Introducing laws which contradict to the laws of nature means to generate crimes and then punish for it». Thomas Jefferson, the third President of the United States
  5. «You cannot hide from the laws of Nature».
    Menander, the ancient Greek playwright

Далее учитель анализирует, какие из высказываний ребятам понравились больше.

7. Домашнее задание.

We have spoken about ecology, problems in the whole. We shouldn’t forget that the ecological situation in the country depends on the ecological situation in our place as well.  You’ve chosen the phrase that expresses your concern to this problem and your home task is to write a short essay and explain what this phrase means for you.  If you want you can change your opinion and choose another phrase.

Список литературы.

  1. УМК «Английский в фокусе» для 8 класса / Н.Быкова, Д.Дули, М.Поспелова, В.Эванс – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.
  2. Бикеева А.С. Экологическая минутка на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2007.- №5. - с.60.
  3. Письменная О.А. «Английский язык: экология и охрана окружающей среды», Москва, изд-во «Айрис пресс», 2009.