Учитель: Добрый день, ребята! Наше внеклассное мероприятие посвящено Великой Отечественной Войне!
Запуск презентации. Смена слайдов по щелчку. |
Слайд 1,2,3,4. |
Учитель рассказывает:
Историческая справка:
Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда немецкими и финскими войсками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня (включительно с днём начала и конца).
22 июня 1941 года Германия напала на СССР. 9 июля был занят Псков, расстояние от которого до Ленинграда по дороге составляло 280 километров. 12 июля передовые германские части вышли к Лужскому укреплённому району – передовому рубежу обороны Ленинграда, где произошла задержка немецкого наступления до второй половины августа.
В конце августа к городу подошёл из Таллина Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра корабельной артиллерии, также на защите города находилось 207 стволов береговой артиллерии. Небо города защищал 2-й корпус ПВО. |
Слайд 5. |
8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 км². Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта (8, 23, 42 и 55 армии) — всего более полумиллиона человек. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру, к побережью которого из города вела Ириновская железнодорожная ветка.
К 18 сентября были захвачены Пушкин, Красное Село и Слуцк; германские войска вышли к Финскому заливу в районе Петергофа, тем самым разрезав окружённую советскую группировку надвое. Меньшая из двух частей окружённой территории стала известна как Ораниенбаумский плацдарм. В конце концов враг остановился в 4–7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. |
Слайд 6. |
Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления. Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд.
Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500–800 метров и длиной около 2,5-3,0 км (это по воспоминаниям И. Г. Святова) на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдача пятачка означала бы повторное форсирование полноводной Невы, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941–1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. |
Слайд 7,8,9. |
Задача №1
В период самых тяжелых боев за Невский пятачок с 20 октября по 27 декабря 1941 года (68 дней) на плацдарм ежедневно обрушивалось примерно 40 000 снарядов, мин и авиабомб. За этот период времени вся германская промышленность произвела около 34 000 000 снарядов, мин и авиабомб. Сколько % всех производимых германской промышленностью тяжелых боеприпасов расходовалось на крошечный плацдарм на левом берегу Невы осенью-зимой 1941 года?
Ответ: 8% |
Слайд 10. |
Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием. Так, в частности, 8 сентября германцам удалось разбомбить Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. В результате на этих складах было безвозвратно утеряно 3 тыс. тонн муки и 700 тонн сахара.
Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 2 сентября.
В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения. Запасы продовольствия доставлялись в город как по воздуху, так и по воде через Ладожское озеро до установления льда. Пока лёд набирал достаточную для движения автомашин толщину, движение через Ладогу практически отсутствовало. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.
Длина через Ладогу составляла приблизительно 30 километров. На этом, сравнительно небольшом, участке в тяжёлых условиях слаженно трудились десятки тысяч человек. Это были водители грузовиков и погонщики конных подвод, механики, которые чинили автомобили, регулировщики, задачей которых было направлять водителей по наиболее безопасным маршрутам. Кроме того, были те, кто непосредственно прокладывал дорогу. А прокладывать её надо было постоянно. Временами из-за того, что дорогу заносило снегом, временами из-за того, что надо было выбрать участки с более крепким слоем льда, а временами из-за того, что дорога была повреждена немецкими авианалётами, которые совершались с завидной регулярностью.
Дорога жизни постоянно ремонтировалась. Водолазы укрепляли её всеми возможными подручными средствами, ныряя под лёд и устанавливая там настилы и опоры. Это была далеко не просто широкая колея, проложенная по льду. Вдоль дороги устанавливали дорожные знаки. По пути следования грузовиков строили медицинские и обогревательные пункты. На протяжении маршрута находились склады и базы. Также оборудовались станции технической помощи, мастерские и пункты питания. По дороге проходила телефонная и телеграфная связь. |
Слайд 11. |
Задача № 2. Дорога жизни
Длина водной части Дороги жизни через Ладожское озеро от поселка Новая Ладога да мыса Осиновец в блокированной части Ленинградской области составляет 100 км. Баржа преодолевала это расстояние за 12,5 часа. Длина пути по льду от поселка Кобона до деревни Ваганово в блокадной части составляет 32 км. «Полуторка» (1,5 тонный грузовик) преодолевала это расстояние за 1 час. Во сколько раз скорость грузовика на Ладожском озере больше скорости баржи?
Ответ: в 4 раза |
Слайд № 12. |
Начиная с сентября нормы питания как для военнослужащих, так и для гражданских, регулярно снижались и имели минимальное значение с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, после чего ситуация с питанием стала улучшаться, так наладились поставки по окрепшему льду Ладожского озера.
Рецепты блокадного хлеба менялись в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии.
Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе. |
Слайд № 13. |
Задача № 3Блокадный хлеб
В ноябре-декабре 1941 года основой питания ленинградцев был хлеб. Ежедневная норма хлеба в это время для служащих и детей была 125 грамм. Рабочие получали чуть больше. Рассчитайте калорийность (энергетическую ценность) 125 г блокадного хлеба, имеющего состав: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, выбойки из мешков (мука низшего сорта, полученная путём вытряски мешков из-под муки)- 4%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%, если энергетическая ценность 100 г продуктов составляет:
Пищевая целлюлоза – 400 ккал;
Жмых – 226 ккал;
Выбойки из мешков – 250 ккал;
Хвоя –53 ккал;
Ржаная обойная мука – 293 ккал.
Ответ: пищевая целлюлоза – 12,5 г, жмых – 12,5 г, выбойки из мешков – 5 г, хвоя – 1,25 г, ржаная обойная мука – 93,75 г.
Блокадный хлеб давал 371,1 ккал при том, что норма для женщин – 2000-2500 ккал в день, а для мужчин 2400-2900 ккал в день. |
Слайд № 14. |
В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевлённое успехом в Тихвинской наступательной операции, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась окружением и разгромом 2-й ударной армии Волховского фронта.
В августе— сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по углублению блокады Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние».
Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Район между Ладожским озером и посёлком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров (так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ»), продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта. |
Слайд №15. |
В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий. Для заготовки топлива на зиму происходила рубка леса и добыча торфа в пригородных территориях, также в самом Ленинграде было снесено около 7 тыс. деревянных домов, пущенных на дрова.
8 марта впервые было дано напряжение в сеть. Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. 15 апреля 1942 года было дано напряжение на центральные подстанции и пущен регулярный пассажирский трамвай сначала по 6 маршрутам. |
Слайд №16 |
5 февраля 1942 года в Городском Комитете был создан сельскохозяйственный отдел, в задачу которого входило создание в Ленинграде вокруг него системы сельскохозяйственных предприятий для снабжения города овощами. Всего весной 1942 года было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников. Из земель Госфонда организациям и для индивидуального пользования было отведено 6931 га свободных земель. Засеяны были даже некоторые центральные площади. |
Слайд №17 |
Задача №4.
Сколько капусты собрали ленинградцы в 1942 году с огорода, разбитого на территории Исакиевского сквера, если урожайность капусты составляет 50 тонн с гектара?
Ответ: Площадь Исакиевского сквера 6500 кв.м или 0,65 га. С этой площади было собрано 32,5 т капусты. |
Слайд №18. |
К лету 1942 года руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города, а также уничтожить стоящие на Неве корабли Балтийского флота.
В это время Ленинград превращается в мощный укреплённый район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. Были выдвинуты вперед позиции тяжёлой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причём во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Были выделены специальные самолёты-корректировщики и аэростаты наблюдения. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз.
Во время блокады корабли Балтийского флоты были размещены в Кронштадте и на Неве. Крупные корабли были замаскированы под части набережных или жилые дома. Так крупнейший корабль флота – линкор «Октябрьская революция» был закамуфлирован под жилой квартал в рабочей окраине Ленинграда около Балтийского завода. |
Слайд № 19 |
Задача № 5
Найдите периметр нового «рабочего квартала» под который был замаскирован линкор «Октябрьская революция», если он имел форму прямоугольника, ширина которого 27 м, а длина в 7 раз больше ширины.
Ответ. 432 м. |
Слайд № 20. |
12 января 1943 года, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада.
18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8–11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная (так называемая «Дорога победы») дороги.
«Дорога победы» была проложена в зимних условиях и представляла собой одну колею длиной 33 км без железнодорожной насыпи. Вместо шпал использовались обычные брёвна. В некоторых местах железнодорожное полотно пролегало в 3-4 км от немецких позиций, и потому обстрелы были обычным делом. Естественно, эшелоны шли по ней с минимальной скоростью. Но это было уже прямым сообщением с Ленинградом. |
Слайд № 21-22. |
Задача №4.
Эшелон, направляющийся в блокированный Ленинград по только что построенной «Дороге победы», за первый час проехал 38,7 км, что на 5,6 км больше, чем за 2 следующих часа вместе взятых, но на 1,2 км меньше, чем за четвёртый час. Какое расстояние преодолел поезд за 4 часа?
Ответ: 111,7 км. |
Слайд № 23. |
Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н.К.Крупской было произведено три тонны конфет хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере».
14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. К 27 января были полностью взяты под контроль автомобильная и железная дороги, связывающие Ленинград со всей территорией страны.
27 января считается Днём полного снятия блокады Ленинграда.
Приказом Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. |
|
Минута молчания |
Слайд № 24. |
Информационные источники.
|
|