«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.»
Питер Клайн
В настоящее время современному обществу нужен человек, который не только много знает и умеет, но прежде всего, человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата, умеющий ориентироваться в большом потоке информации.
Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой, целеустремленной, креативной, коммуникабельной личности, способной к творчеству.
Перед современным учителем стоит задача уйти от привычного объяснения, предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открывать для себя знания, уметь пользоваться ими, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Умение учителя создать проблемную ситуацию, чтобы учащиеся решили ее сами в процессе диалога, учились ставить вопросы – и есть технология проблемного диалога.
Технология проблемного диалога – это ключ к успеху и творчеству, это интересный и понятный урок, это технология «открытия» знаний обучающимися.
Различаются два вида диалога:
- Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают работать учащимся творчески. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы (обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок).
- Подводящий диалог состоит из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Этот диалог активизирует и развивает логическое мышление школьников.
Чтобы создать проблемный урок, надо провести учащихся через 4 этапа творчества:
- Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
- Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).
- Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач, выражение «новых» знаний научным языком).
- Реализация продукта или творческое применение знаний.
1 этап - постановка проблемы. Можно выполнить одним из трех путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, и имеет развивающий эффект.
Первый путь постановки проблемы лежит через создание проблемной ситуации. Она содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы, как правило в форме вопроса, не совпадающего с темой.
Путь через проблемную ситуацию является наиболее сложным и для учителя, и для школьников, поскольку в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Третий путь – сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приема («яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал; «актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся). Этот метод, как и предыдущий, обеспечивает возникновение интереса к теме, но не несет развивающего эффекта.
2 этап - поиск решения проблемы может проходить также тремя путями.
Первый путь лежит через выдвижение и проверку гипотез (побуждающий диалог). В ходе проверки на ложные гипотезы приводятся контраргументы, решающая же гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием.
Второй путь поиска решения – подводящий диалог. Он представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. Так или иначе поставив учебную проблему, учитель пошагово приводит школьников к открытию нового знания.
Третий путь – подводящий без проблемы диалог. Его единственное отличие от предыдущего заключается в том, что учитель сразу без вопроса или темы – начинает урок с системы посильных заданий, которые подводят учеников к открытию нового знания. Это самый короткий и простой вариант проблемного введения материала.
3 этап - выражение решения.
В ходе решения учебной проблемы учащиеся открывают «новые» знания. Для их выражения научным языком используются различные продуктивные задания. Например, формулирование теоретических понятий. Можно предложить учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций.
Другая форма продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приёмов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлекторному мышлению, а в целом, развитию внутриличностного интеллекта.
4 этап – творческое применение открытых знаний.
Реализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала или художественного образа.
Опорный сигнал – это образ, выражающий знание в предельно-абстрактном, концентрированном виде. Его можно выполнить либо в классе, работая в группе или паре, либо в качестве домашнего задания индивидуально.
Разновидности сигнала могут быть разные: символ, схема, таблица, опорные слова. Составление опорных сигналов способствует развитию наглядно-образного мышления, позволяет учащимся представить значительный по объёму материал в оригинальной форме, помогает развивать такие приёмы умственных действий, как классификация, сравнение, анализ и синтез.
Создание художественного образа используется и в начальном и старшем звене. Это задание не является обязательным для всех учеников. Оценивание происходит через совместное обсуждение. Главное, чтобы художественный образ передал основное содержание изученного материала. Формы могут быть различны: загадка, стихотворение, сказка, литературная поэма, написание сценария, инсценировка.
Таким образом, творческое воспроизведение знаний способствует развитию памяти и внимания, созданию развивающего психологического климата класса, когда ученики открыто, непринуждённо общаются, проявляют способность войти в положение другого, оценить не личность, а проанализировать факты.
- Для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необходимо:
- не забывать о типе вводимого на уроке знания;
- проработать различные варианты развития диалога, вероятные гипотезы учащихся и оптимальные формы работы;
- продумать продуктивные задания на воспроизведение знаний - их три типа: формулирование темы, плана, вопроса (в классе), составление опорного сигнала (в классе или дома) и через художественный образ (дома, по желанию).
Составляя и включая в свои уроки подобные проблемные задания, учитель должен иметь в виду то обстоятельство, что мыслительная активность ученика определяется не только характером и содержанием задания, и индивидуальными творческими возможностями ученика, и его подготовкой.
Проблемный диалог развивает следующие общеучебные умения:
- Организационные – умение решать проблемы.
- Коммуникативные – умение работать в диалоге.
- Интеллектуальные – умение извлекать информацию, делать логические выводы.
- Оценочные – умение сделать нравственный выбор
Особое значение для диалогического общения имеет умение учителя задавать вопросы.
Для овладения умением задавать корректные вопросы можно руководствоваться следующими правилами:
- Вопросы должны быть поставлены ясно и четко.
- Поиск ответа должен вызывать у ученика определенное умственное усилие и желание высказать собственное мнение.
- Вопросы того или иного этапа урока должны быть выстроены в строгой последовательности и соответствовать определенной системе.
- Ценность вопроса возрастает, когда он сопровождается эмоциональной окраской или наглядным материалом.
Технологию проблемного диалога можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего - на уроках изучения нового материала. Самое главное - чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.
Результаты применения технологии
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания.
Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная же методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. Исходно разное качество знаний приводит к тому, что после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё объяснять заново.
Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
Перспективы проблемного диалога
Использование проблемно диалоговой технологии способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Она вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Технология проблемного диалога обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Важно и то, что проблемный диалог, приучает учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Список использованной литературы
1.Cайт Е. Л. Мельниковой http://pdo-mel.ru/
2. Мельникова Е.Л.. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра (журнал "Начальная школа плюс До и После", № 6, 2005 г., с. 33-34). http://school2100.com/upload/iblock/777/7775e9e59588d96b346293ac70349fd5.pdf
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с.
4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми. Начальная школа: плюс-минус. 1999. № 5,6,7.
5. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8.
http://school2100.com/upload/iblock/6a0/6a0a8dce99891b1bc7c0f1aaedd47ea5.pdf
6. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. Образовательная система "Школа 2100" - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006. С.144-180.
7. Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач.школе (3–4-й классы) / Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.