Площадь параллелограмма. 8-й класс

Разделы: Математика, Мастер-класс

Класс: 8


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Повторить площадь прямоугольника.
  • Вывести формулу площади параллелограмма.
  • Применять формулу площади параллелограмма при решении задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Познакомиться с формулой площади параллелограмма и ее доказательством.
  • Научиться выводить формулу площади параллелограмма и находить площадь параллелограмма, используя формулу, решать задачи.

Метапредметные:

    • Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
    • Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
    • Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов.

Виды деятельности: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, выполнение практических заданий.

Оборудование: доска, мел, линейка, учебник, наглядность, проектор, мультимедийная  презентация.

Учебник (УМК): Геометрия 7-9, Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, 2015.

1. Приветствие

2. Проверка домашнего задания

Найдите площадь прямоугольника, если его периметр равен 60, а отношение соседних сторон равно 4:11.

Дано:

АВСД - прямоугольник
Р= 60
АВ:ВС=4:11

Найти: S.

Решение:

Пусть 1 часть равна х, тогда АВ=4х, ВС=11х, составим и решим уравнение:

Р=2(АВ+ВС),
60=2(4х+11х),
60=30х,
х=2.
АВ=4·2=8
ВС=11 ·2=22
S=АВ · ВС=8 ·22=176.

Ответ:176

3. Мотивация на учебную деятельность

Устная работа.

Найти площади фигур:

Какой вывод можно сделать?

(- Все фигуры имеют одинаковую площадь.

- Фигуры № 1,2,3 равны, а у равных фигур равные площади.

- Фигуры №1,4 или 2,4 или 3,4 имеют равные площади, но сами они разные.)

Такие фигуры называются равновеликими. Фигуры № 3,4 называют равновеликими, так как их площади равны, но сами фигуры не равны.

4. Целеполагание. Постановка проблемы. Поиск путей решения проблемы

Решим задачу.

Дано:

АВСД - параллелограмм

АД – основание, АД=6

ВН - высота, ВН=3

Найти: S.

Надо 6 · 3?

То есть использовать формулу площади прямоугольника?

А как читается данная формула? (Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон.)

А ВН и АД разве смежные?

Что можно сделать, чтобы мы получили прямоугольник? (Надо ∆АВН переместить вправо и получим прямоугольник.)

Тогда прямоугольник и параллелограмм будут какими фигурами? (Равновеликими).

Решение:

S=АД ·  ВН = 6 · 3 = 18.

Мы можем заменить параллелограмм на равновеликую фигуру прямоугольник => можно утверждать, что их площади равны.

Ответ: 18.

5. Тема урока: Площадь параллелограмма

Цели урока:

  • Вывести формулу площади параллелограмма.
  • Решить задачи на вычисление площади параллелограмма.

Решение проблемы

Выведем формулу площади параллелограмма.

Теорема: площадь параллелограмма равна произведению его основания на высоту.

Дано:

АВСД - параллелограмм
S - площадь,
а - основание,
h – высота.

Доказать: S = аh.

Доказательство:

Дан параллелограмм АВСД:

1) достроим параллелограмм АВСД до трапеции АВСК;

2) рассмотрим ∆АВН и ∆ДСК:

а) АВ=СД (противоположные стороны параллелограмма),

б) 1= 2 (соответственные углы при АВ || СД и АД – секущей), значит ∆АВН = ∆ДСК (по гипотенузе и острому углу) => SАВН=SДСК.

3) SВНКС = аh (по теореме о площади прямоугольника);

4) SАВСД + SСДК = SАВН + SВНКС,

SАВСД = SВНКС (так как ∆АВН = ∆ДСК),

SАВСД = аh.

6. Первичное закрепление

Работа устно.

Дано:

АВСД - параллелограмм
АВ=10
ВД - высота, ВД=12

Найти: S.

Чему равняется площадь параллелограмма? (Произведение основания на высоту.)

А АВ основание? (Нет, но к ней проведена высота, значит можно утверждать, что АВ является основанием.)

Верно, то есть высота всегда проведена к основанию.

Решение:

S=ВД ·  ВА = 12 · 10 = 120.

Ответ: 120.

7. Письменная работа

Дано:

АВСД - параллелограмм
АВ=14
ВС=18
Д = 150°

Найти: S.

Решение:

Что надо сделать?

1) Построить высоту ВН.

2) Рассмотрим ∆АВН:

А=180°-Д=180°-150°= 30° (соответственные углы при СВ || АД и АВ – секущей)

ВН =½АВ=½· 14=7 (катет, лежащий напротив угла в 30° равен половине гипотенузы)

3) SАВСД =АД · ВН = 18 · 7 = 126. (АД=ВС как противоположные стороны параллелограмма).

Ответ: 126.

8. Домашнее задание

Открываем дневники и записываем домашнее задание: Выучить формулировку и доказательство теоремы, № 459.

!!! Обратите внимание!!! Вы будете находить не только площадь параллелограмма, но и основание и высоту. Вы будете работать с данной формулой.

9. Рефлексия

  • Что сегодня я узнал (а)?
  • Я научился(ась) чему-то новому?
  • Я понял (а) материал или были затруднения?

10. Резерв

Дано:

АВСД - параллелограмм
АВ=ВС=10
В = 150°

Найти: S.

Решение:

1) Построить высоту ВН.

2) Рассмотрим ∆АВН:

А=180° – Д=180°-150°= 30° (соответственные углы при ВС || АД и АВ – секущей)

ВН=½АВ= ½· 10=5 (катет лежащий напротив угла в 30° равен половине гипотенузы)

3) SАВСД =АД · ВН = 10 · 5 = 50. (АД=ВС как противоположные стороны параллелограмма).

Ответ: 50.