Формирование читательской грамотности как средство подготовки к устной части выпускников 9-х классов (на примере рассказа Б.Васильева)

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение» [6]. Под смысловым чтением, прежде всего, рассматривается «читательская грамотность как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [3]. Чтение является основным видом учебной деятельности в школе, поэтому без специально сформированных навыков учащиеся не смогут полноценно реализовать себя в обществе [2]. По окончании школы выпускники должны научиться: – находить информацию, представленную в явном виде, и формулировать простые непосредственные выводы; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – переосмыслить авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). К сожалению, не всем обучающимся удается овладеть данными умениями, по этой причине возникла необходимость ввести в 9-м классе устный экзамен по русскому языку в качестве допуска к государственной итоговой аттестации. Данный вид аттестации представляет собой четыре задания:

  • Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
  • Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).
  • Задание 3 - создание связного монологического высказывания по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
  • Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку – без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса. Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдается после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. Итоговое собеседование будет оцениваться по системе «зачет»/«незачет». Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов. Для успешной подготовки учащихся к собеседованию в 9 классе для себя я выбрала технологию формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанную профессором Н.Н. Светловской [5].

Данная технология активно используется в начальной школе, но ее применение в 5-11 классах также считается очень эффективным. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) предполагает три этапа: - до чтения текста – это выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о понимании прочитанного. Этот этап необходим для подготовки учащихся к чтению текста, для прогнозирования его содержание и тематической направленности. На основании заглавия, имени автора, иллюстраций и ключевых слов прошу детей высказать свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. На этапе постановки целей урока я ставлю задачу учащимся: прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений; - во время чтения текста - остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Это формирует способность вести диалог с автором через текст в процессе совместного чтения текста учителя с детьми; - после чтения текста - применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность (усвоение, расширение, углубление, обсуждение прочитанного, корректировка читательской интерпретации авторского смысла). После прочитанного организуется коллективное обсуждение прочитанного, ставится проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на него, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк».

Рассмотрим на примере рассказа «Экспонат №» Б.Васильева применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) более подробно. На дотекстовом этапе использую прием «Мозговой штурм» [4], который позволяет активизировать школьников, с анализа заголовка: о чем может идти речь в рассказе? Затем прошу обратить внимание на название других произведений – К.Г.Паустовского «Телеграмма», Николай Шалатовский «Исповедь блудного сына». Делаем вывод, что объединяет данные рассказы и стихотворение, выдвигаем гипотезу – (создаем монологическое высказывание). В текстовом этапе обязателен Прием – «Чтение с остановками». В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения. После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности (прием «Логическая цепочка»). Перечитываем текст повторно медленно, «вдумчиво». Затем проводим анализ текста: диалог с автором через текст; комментированное чтение; беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Выход на «подтекстовый смысл» - то, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом». С помощью приема «Синквейн» делаем вывод: нельзя быть равнодушным к близким.

Безразличие.
Циничное, высокомерное, ледяное.
Душит, травмирует, убивает.

После анализа рассказа обращаю внимание учащихся на биографию автора – это поможет ребенку увидеть в тексте Б.Васильева, «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. После знакомства с творчеством автора делаем вывод, что большинство его произведений о взаимоотношениях мира детей с миром взрослых людей. Публицист С.Филатов писал: «О чем бы ни писал Борис Васильев, о чем бы ни говорил, масштаб личности, писательское провидничество, уровень мышления и таланта придают каждому его слову широкое общечеловеческое звучание, вызывая благодарный отклик в мыслящих людях и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам» [1].

Таким образом, дети подтверждают свою гипотезу, выдвинутую в начале урока - равнодушие - тоже зло, только более опасное. Но писатель предупреждает, что нужно воспитывать в наших детях чувство патриотизма, нравственности, доброго отношения к людям через память о погибших. Итак, при использовании на уроках русского языка указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», необходимого, в том числе, и на устном собеседовании в 9 классе. Приемы технологии формирования типа правильной читательской деятельности повышают уровень мотивации к чтению. У учащихся наблюдается увеличение скорости чтения, они умеют формулировать основную мысль текста, высказывают свое отношение к прочитанному, авторской манере письма, что свидетельствует о переходе на осознанный уровень чтения. Данная технология, ориентированная на развитие творческой личности, способствует выявлению и развитию одаренных детей.

Литература

1. «По обе стороны» С.Филатов М., Пик. 2006.

2. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2011.

3.Оценка читательской грамотности // http://www.academy.edu.by/files/metrecomend/ PISA_type_nach.pdf.

4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

5. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. 2003. №1. С. 11-18.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).