Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Ход урока

I. Организационный этап

Парты расставлены так, чтобы ребята могли сесть, поделившись на 4 группы. Каждому ученику выдается технологическая карта, с которой он будет работать на протяжении урока.

II. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята и гости. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие и на основе изученного текста создадим коллективную работу-иллюстрацию в технике «коллаж».

III. Подготовка к усвоению новых знаний. Создание проблемной ситуации

Ученикам предлагается продолжить фразу:

Я считаю, что миф – это 

Учитель слушает ответы учеников.

IV. Усвоение новых знаний

1. Работа с текстом статьи учебника.

– Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу технологическую карту.

В результате работы должна появиться следующая запись:

Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.

Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология.

2. Создание проблемной ситуации.

- Какая мифология вам известна больше всего?

Ученики отвечают, что им известны мифы славян, мифы Древней Греции и др.

3. Театрализованное выступление и танец «Сиртаки».

Учитель приглашает:

- Отправляемся в путешествие в Древнюю Грецию!

Сценка

  • Певцы-рапсоды,
  • Эллины,
  • Зевс,
  • Алкмена и Геракл.

Певец-рапсод 1: Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины.

Певец-рапсод 2: Мы оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы…

Певец-рапсод 1: А также, дошедшие до сегодняшних дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе.

Эллин 1: Сначала мир населяли чудовища и великаны и среди них грозные дети Земли и Неба - могучие титаны.

Эллин 2: Позже титаны были покорены Зевсом. На смену титанам пришло царство богов.

Эллин 3: Греки представляли себе богов в виде идеальных существ, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку: радость, гнев, печаль, зависть, ненависть.

Эллин 4: Первые, самые древние боги были ужасны. Своим видом и своими делами они внушали страх людям. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. В любую минуту они могли принести страдания или даже гибель человеку. Поэтому такими грозными были боги, управляющие этими стихиями.

Зевс: Мы, боги, жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Мы могущественны и бессмертны, действуем по своей воле.

Алкмена: А мы, люди, смертны, зависим от воли богов. Мы на земле молимся богам, воздвигаем им храмы, приносим дары и жертвы.
Геракл:  Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов. Меня зовут Геракл! (в лат.яз. мое имя звучит Геркуле́с) .Я герой, сын бога Зевса и женщины Алкмены. При рождении был назван Алкидом. Толкование моего имени «слава Гере».

Певец-рапсод 1: Говорят, что когда сын Зевса Геракл должен был появиться на свет, его могущественный отец — бог неба и грома, поклялся перед своими сотоварищами, что младенец этот будет властвовать над древнегреческими народами. Злая Гера всячески пыталась помешать пророчеству. С малых лет Геракл отличался вспыльчивым и непокорным нравом.

Певец-рапсод 2: После того, как жестокая Гера сделала его безумным, и он в припадке болезни убил своих детей, Геракл отправился в храм Апполона, чтобы спросить у всезнающего Оракула, как ему искупить свой грех. Мудрый прорицатель приказал сыну Зевса идти в Тиринф и поступить на службу к Эврисфею сроком на 12 лет. За это время он должен совершить 10 подвигов. В награду Оракул обещал великану бессмертие. Геракл совершил 12 подвигов, тем самым смыв позор и став частью вечности.

Геракл: Сегодня на уроке вы узнаете о 4 мифах, посвященных мне.

Танец «Сиртаки».

4. Работа со словом.

- Какое значение слова «герой» вам известно?

Ребята отвечают:

1.«человек, совершающий подвиги, смелый, мужественный человек»;

2. «главное действующее лицо литературного произведения». («Толковый словарь»)

- А кто же такой герой в мифах Древней Греции?

Ребята отвечают:

1. Герои смертны, они рождаются от союза богов и людей.

2. Герои наделены непомерной силой и нечеловеческими возможностями, но часто зависят от воли богов. 3.Герои выполняют волю богов, подчиняются им.

5. Составление кластера «Мифы Древней Греции».

– Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер.

Образец кластера

6. Проблемный вопрос и определение темы урока.

-  Какой произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены?

- Какова же тема нашего урока?

Ответ учеников:

- Тема урока «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла».

Учитель: – Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее.

V. Закрепление знаний

1. Работа в группах. Работа с мифами из цикла «Подвиги Геракла».

Ученики в группах читают миф, работают над выполнением задания, которое выдаётся каждой группе. Миф для каждой группы распечатан на отдельном листе.

2. Создание мини-проекта.

Из приготовленного заранее материала (листы формата А3, газеты, журналы, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей, ножницы) каждой группе необходимо создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа. Работа должна быть красиво оформлена. Все этапы выполнения работы фиксируются в письменном виде в таблице технологической карты. От команды делегируется докладчик(1-3), который представляет проект и путь достижения результата.

3. Выступление групп. Защита мини-проектов.

VI. Рефлексия

1. Синквейн на темы: «Миф», «Подвиг», «Герой», «Геракл» (на выбор). Работа выполняется индивидуально.

2. По просьбе учителя ученики прикрепляют смайлики красного цвета на картинку «Олимп» (заранее нарисованную на доске в классе), если урок понравился. И синие смайлики, если урок не понравился.

VII. Домашнее задание

1. Прочитать другие мифы о Геракле.

2. От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов.

3. Создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла (по желанию).

VIII. Заключительное слово учителя

- Мифы и легенды Древней Греции живы до сих пор: они дошли до нас в произведениях художников, музыкантов, писателей и поэтов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А.Крылова, стихотворениях Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других. Знакомство с содержанием античной мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю.