Ход урока
I. Организационный этап
Парты расставлены так, чтобы ребята могли сесть, поделившись на 4 группы. Каждому ученику выдается технологическая карта, с которой он будет работать на протяжении урока.
II. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята и гости. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие и на основе изученного текста создадим коллективную работу-иллюстрацию в технике «коллаж».
III. Подготовка к усвоению новых знаний. Создание проблемной ситуации
Ученикам предлагается продолжить фразу:
Я считаю, что миф – это …
Учитель слушает ответы учеников.
IV. Усвоение новых знаний
1. Работа с текстом статьи учебника.
– Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу технологическую карту.
В результате работы должна появиться следующая запись:
Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.
Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология.
2. Создание проблемной ситуации.
- Какая мифология вам известна больше всего?
Ученики отвечают, что им известны мифы славян, мифы Древней Греции и др.
3. Театрализованное выступление и танец «Сиртаки».
Учитель приглашает:
- Отправляемся в путешествие в Древнюю Грецию!
Сценка
- Певцы-рапсоды,
- Эллины,
- Зевс,
- Алкмена и Геракл.
Певец-рапсод 1: Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины.
Певец-рапсод 2: Мы оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы…
Певец-рапсод 1: А также, дошедшие до сегодняшних дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе.
Эллин 1: Сначала мир населяли чудовища и великаны и среди них грозные дети Земли и Неба - могучие титаны.
Эллин 2: Позже титаны были покорены Зевсом. На смену титанам пришло царство богов.
Эллин 3: Греки представляли себе богов в виде идеальных существ, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку: радость, гнев, печаль, зависть, ненависть.
Эллин 4: Первые, самые древние боги были ужасны. Своим видом и своими делами они внушали страх людям. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. В любую минуту они могли принести страдания или даже гибель человеку. Поэтому такими грозными были боги, управляющие этими стихиями.
Зевс: Мы, боги, жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Мы могущественны и бессмертны, действуем по своей воле.
Алкмена: А мы, люди, смертны, зависим от воли богов. Мы на земле молимся богам, воздвигаем им храмы, приносим дары и жертвы.
Геракл: Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов. Меня зовут Геракл! (в лат.яз. мое имя звучит Геркуле́с) .Я герой, сын бога Зевса и женщины Алкмены. При рождении был назван Алкидом. Толкование моего имени «слава Гере».
Певец-рапсод 1: Говорят, что когда сын Зевса Геракл должен был появиться на свет, его могущественный отец — бог неба и грома, поклялся перед своими сотоварищами, что младенец этот будет властвовать над древнегреческими народами. Злая Гера всячески пыталась помешать пророчеству. С малых лет Геракл отличался вспыльчивым и непокорным нравом.
Певец-рапсод 2: После того, как жестокая Гера сделала его безумным, и он в припадке болезни убил своих детей, Геракл отправился в храм Апполона, чтобы спросить у всезнающего Оракула, как ему искупить свой грех. Мудрый прорицатель приказал сыну Зевса идти в Тиринф и поступить на службу к Эврисфею сроком на 12 лет. За это время он должен совершить 10 подвигов. В награду Оракул обещал великану бессмертие. Геракл совершил 12 подвигов, тем самым смыв позор и став частью вечности.
Геракл: Сегодня на уроке вы узнаете о 4 мифах, посвященных мне.
Танец «Сиртаки».
4. Работа со словом.
- Какое значение слова «герой» вам известно?
Ребята отвечают:
1.«человек, совершающий подвиги, смелый, мужественный человек»;
2. «главное действующее лицо литературного произведения». («Толковый словарь»)
- А кто же такой герой в мифах Древней Греции?
Ребята отвечают:
1. Герои смертны, они рождаются от союза богов и людей.
2. Герои наделены непомерной силой и нечеловеческими возможностями, но часто зависят от воли богов. 3.Герои выполняют волю богов, подчиняются им.
5. Составление кластера «Мифы Древней Греции».
– Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер.
Образец кластера
6. Проблемный вопрос и определение темы урока.
- Какой произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены?
- Какова же тема нашего урока?
Ответ учеников:
- Тема урока «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла».
Учитель: – Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее.
V. Закрепление знаний
1. Работа в группах. Работа с мифами из цикла «Подвиги Геракла».
Ученики в группах читают миф, работают над выполнением задания, которое выдаётся каждой группе. Миф для каждой группы распечатан на отдельном листе.
2. Создание мини-проекта.
Из приготовленного заранее материала (листы формата А3, газеты, журналы, цветная бумага, карандаши, фломастеры, клей, ножницы) каждой группе необходимо создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа. Работа должна быть красиво оформлена. Все этапы выполнения работы фиксируются в письменном виде в таблице технологической карты. От команды делегируется докладчик(1-3), который представляет проект и путь достижения результата.
3. Выступление групп. Защита мини-проектов.
VI. Рефлексия
1. Синквейн на темы: «Миф», «Подвиг», «Герой», «Геракл» (на выбор). Работа выполняется индивидуально.
2. По просьбе учителя ученики прикрепляют смайлики красного цвета на картинку «Олимп» (заранее нарисованную на доске в классе), если урок понравился. И синие смайлики, если урок не понравился.
VII. Домашнее задание
1. Прочитать другие мифы о Геракле.
2. От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов.
3. Создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла (по желанию).
VIII. Заключительное слово учителя
- Мифы и легенды Древней Греции живы до сих пор: они дошли до нас в произведениях художников, музыкантов, писателей и поэтов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А.Крылова, стихотворениях Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других. Знакомство с содержанием античной мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю.