Пословица не даром молвится

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель урока: развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.

Задачи

  • Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками
  • Показать, что пословицы может сочинять любой человек
  • Дать представление о русских фольклористах
  • Учить осмысливать значение пословиц
  • Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях. 
  • Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления
  • Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос
  • Воспитывать интерес к русскому народному фольклору
  • Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц, их отличии от произведений других малых фольклорных форм
  • Тренировать умение воспринимать идею, образное содержание пословиц
  • Формировать выразительность, интонационную точность речи
  • Развивать творческое воображение
  • Учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования
  • Совершенствовать и активизировать словарь детей
  • Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление
  • Закреплять слова-антонимы в речи через пословицы.
  • Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.

 Оборудование: проектор, презентация

Ход занятия

Логопед: Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире собраны в пословицах и поговорках.
Каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь.

Чем же пословица отличается от поговорки? Это мы сейчас и узнаем.

Пословица – это законченное суждение, завершенная мысль. Она утверждает нечто, проверенное на опыте, указывая на законы жизни:
кто не с нами, тот против нас.

Также в ней утверждается что-либо, исходя из знаний природы и особенностей характера человека:

  • Не бывать кукушке соколом.
  • Большому кораблю, большое плавание.
  • И нашим и вашим за копейку спляшем.

Пословицы - это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Поговорка – это оборот речи, выражение, элемент суждения. Поговорки – это те обороты слов, которые живут в языке рядом со словарем. Это поэтическая форма слова: метафора, эпитет, определение.

  • Слыхали мы эту песню.
  • Сидит, как на иголках.
  • Остаться у разбитого корыта.
  • Вертится, как белка в колесе.

Еще великий русский поэт А.С.Пушкин сказал «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»

Влади́мир Ива́нович Даль — русский писатель и учёный писал: «поговорка, по народному же определению, цветочек, а пословица – ягодка…»

Логопед: Дело в том, что пословицы можно встретить не только в толковом словаре. А где ещё, ребята, как вы думаете? (В устной речи; в рассказах, сказках, стихах – художественной литературе.)

Разминка

Вот мы немного познакомились и узнали что такое пословицы и поговорки. Давайте проверим что вы запомнили?

- Как вы думаете, чему же могут учить пословицы и поговорки? (Уважать родителей, любить Родину, смелости, верности, дружбе, трудолюбию) В пословицах и поговорках нередко говорится о животных, а подразумеваются люди, например, «Волков бояться, в лес не ходить».

- Кто придумал пословицы? (Народ).

- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно).

- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели).

- О чем говорят пословицы? (О добре и зле, о уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни).

У народа на всякие случаи есть меткое слово — пословица. О чем может быть пословица? Для этого поиграем в игру « скажи наоборот».

Игра: «Скажи наоборот»

  • добро – зло,
  • труд – лень,
  • скука – веселье,
  • грусть – радость,
  • война – мир,
  • трусость – смелость,
  • болезнь – здоровье,
  • правда – ложь,
  • ум – глупость.

Логопед: Верно. А теперь послушайте одну историю.

Чтение рассказа, иллюстрирующего пословицу.

В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрёпанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.

Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке.

«Эх, ‒ вздохнула старушка, ‒ какие сами – такие и сани!

Логопед: Что означает эта последняя фраза? Разве среди детских игрушек были санки?

Ответы детей.

 Просмотр и обсуждение слайдов с поговорками и пословицами.

А теперь проверим как хорошо вы знакомы с поговорками и пословицами.

Ой, смотрите в моей книжке какой-то конверт лежит. Достаёт из него разрезные картинки. Вы не знаете что это такое?

Логопед: А здесь с обратной стороны написано: «Сложи картинку правильно и узнаешь какая пословица в ней спрятана».

Разминка - пляски (физминутка)

Викторина - ребусы

Ну что ж молодцы отгадали пословицы и поговорки. А теперь предлагаю вам посоревноваться и умом потягаться . Кто быстрей отгадает ребусы?

Игра. «Доскажи словечко»

Логопед: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я скажу начало пословицы, а вы закончите ее одним словом.

1. Не спеши языком, торопись …(делом)

2. Сначала подумай, потом …(говори)

3. Кто не работает, то не …(ест)

4. Куда иголка, туда и … (нитка)

5. О дереве судят по плодам, а о человеке по …(делам)

6. Терпение и труд все …(перетрут)

7. Слово – серебро, молчание – …(золото)

8. Делу время - потехе…(час)

9. Слово не воробей, вылетит – не …(поймаешь)

(Выполнение задания сопровождается коллективным обсуждением значения каждой пословицы)

1.

  • Ум хорошо, а два лучше;
  • Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь;
  • Дурной пример заразителен;
  • Цыплят по осени (т.е., только осенью) считают.

2.

  • Один в поле не воин;
  • На сердитых (обиженных) воду возят;
  • Одной рукой узла не завяжешь;
  • В гостях хорошо, а дома лучше;
  • Одна пчела много мёда не наносит.

3.

  • Трусливому зайке и пенёк – волк;
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь;
  • Семеро одного не ждут;
  • У страха глаза велики.

Завершение

Логопед: Молодцы, ребята! Все вы дружны с пословицами и хорошо их знаете.

Давайте вспомним что такое пословицы и поговорки.

Пословица - логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль.

Поговорка - это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.

Я надеюсь, что в своей речи вы будете использовать разные пословицы и поговорки.

И ваша речь будет интересной, все с удовольствием будут вас слушать. Ведь, пословицы и поговорки - это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить.

С какими новыми пословицами вы сегодня познакомились?

Просмотр м/ф про пословицы и поговорки: «Поп и работник», «Барин – кузнец».