Цель урока: развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.
Задачи
- Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками
- Показать, что пословицы может сочинять любой человек
- Дать представление о русских фольклористах
- Учить осмысливать значение пословиц
- Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.
- Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления
- Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос
- Воспитывать интерес к русскому народному фольклору
- Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц, их отличии от произведений других малых фольклорных форм
- Тренировать умение воспринимать идею, образное содержание пословиц
- Формировать выразительность, интонационную точность речи
- Развивать творческое воображение
- Учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования
- Совершенствовать и активизировать словарь детей
- Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление
- Закреплять слова-антонимы в речи через пословицы.
- Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.
Оборудование: проектор, презентация
Ход занятия
Логопед:
Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире собраны в пословицах и поговорках.
Каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь.
Чем же пословица отличается от поговорки? Это мы сейчас и узнаем.
Пословица – это законченное суждение, завершенная мысль. Она утверждает нечто, проверенное на опыте, указывая на законы жизни:
кто не с нами, тот против нас.
Также в ней утверждается что-либо, исходя из знаний природы и особенностей характера человека:
- Не бывать кукушке соколом.
- Большому кораблю, большое плавание.
- И нашим и вашим за копейку спляшем.
Пословицы - это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.
Поговорка – это оборот речи, выражение, элемент суждения. Поговорки – это те обороты слов, которые живут в языке рядом со словарем. Это поэтическая форма слова: метафора, эпитет, определение.
- Слыхали мы эту песню.
- Сидит, как на иголках.
- Остаться у разбитого корыта.
- Вертится, как белка в колесе.
Еще великий русский поэт А.С.Пушкин сказал «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»
Влади́мир Ива́нович Даль — русский писатель и учёный писал: «поговорка, по народному же определению, цветочек, а пословица – ягодка…»
Логопед: Дело в том, что пословицы можно встретить не только в толковом словаре. А где ещё, ребята, как вы думаете? (В устной речи; в рассказах, сказках, стихах – художественной литературе.)
Разминка
Вот мы немного познакомились и узнали что такое пословицы и поговорки. Давайте проверим что вы запомнили?
- Как вы думаете, чему же могут учить пословицы и поговорки? (Уважать родителей, любить Родину, смелости, верности, дружбе, трудолюбию) В пословицах и поговорках нередко говорится о животных, а подразумеваются люди, например, «Волков бояться, в лес не ходить».
- Кто придумал пословицы? (Народ).
- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно).
- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели).
- О чем говорят пословицы? (О добре и зле, о уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни).
У народа на всякие случаи есть меткое слово — пословица. О чем может быть пословица? Для этого поиграем в игру « скажи наоборот».
Игра: «Скажи наоборот»
- добро – зло,
- труд – лень,
- скука – веселье,
- грусть – радость,
- война – мир,
- трусость – смелость,
- болезнь – здоровье,
- правда – ложь,
- ум – глупость.
Логопед: Верно. А теперь послушайте одну историю.
Чтение рассказа, иллюстрирующего пословицу.
В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрёпанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.
Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке.
«Эх, ‒ вздохнула старушка, ‒ какие сами – такие и сани!
Логопед: Что означает эта последняя фраза? Разве среди детских игрушек были санки?
Ответы детей.
Просмотр и обсуждение слайдов с поговорками и пословицами.
А теперь проверим как хорошо вы знакомы с поговорками и пословицами.
Ой, смотрите в моей книжке какой-то конверт лежит. Достаёт из него разрезные картинки. Вы не знаете что это такое?
Логопед: А здесь с обратной стороны написано: «Сложи картинку правильно и узнаешь какая пословица в ней спрятана».
Разминка - пляски (физминутка)
Викторина - ребусы
Ну что ж молодцы отгадали пословицы и поговорки. А теперь предлагаю вам посоревноваться и умом потягаться . Кто быстрей отгадает ребусы?
Игра. «Доскажи словечко»
Логопед: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я скажу начало пословицы, а вы закончите ее одним словом.
1. Не спеши языком, торопись …(делом)
2. Сначала подумай, потом …(говори)
3. Кто не работает, то не …(ест)
4. Куда иголка, туда и … (нитка)
5. О дереве судят по плодам, а о человеке по …(делам)
6. Терпение и труд все …(перетрут)
7. Слово – серебро, молчание – …(золото)
8. Делу время - потехе…(час)
9. Слово не воробей, вылетит – не …(поймаешь)
(Выполнение задания сопровождается коллективным обсуждением значения каждой пословицы)
1.
- Ум хорошо, а два лучше;
- Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь;
- Дурной пример заразителен;
- Цыплят по осени (т.е., только осенью) считают.
2.
- Один в поле не воин;
- На сердитых (обиженных) воду возят;
- Одной рукой узла не завяжешь;
- В гостях хорошо, а дома лучше;
- Одна пчела много мёда не наносит.
3.
- Трусливому зайке и пенёк – волк;
- Семь раз отмерь – один раз отрежь;
- Семеро одного не ждут;
- У страха глаза велики.
Завершение
Логопед: Молодцы, ребята! Все вы дружны с пословицами и хорошо их знаете.
Давайте вспомним что такое пословицы и поговорки.
Пословица - логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль.
Поговорка - это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.
Я надеюсь, что в своей речи вы будете использовать разные пословицы и поговорки.
И ваша речь будет интересной, все с удовольствием будут вас слушать. Ведь, пословицы и поговорки - это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить.
С какими новыми пословицами вы сегодня познакомились?
Просмотр м/ф про пословицы и поговорки: «Поп и работник», «Барин – кузнец».