Цель: Создание условий для развития речи детей на материале по теме «Весна». Автоматизация звука [с].
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
- Закрепить знания о механизме организации звука [с] и его акустических особенностях.
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Весна».
- Упражнять в составлении предложений.
- Закрепить представления о весне.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, просодику, координацию речи с движением.
- Развивать пространственную ориентировку, зрительное восприятие и внимание.
- Отрабатывать навык правильного употребления звука [с] в речи: в слогах, словах, предложениях, в стихотворной речи.
- Развивать связную и диалогическую речь.
- Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные.
- Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость через помощь герою занятия.
Форма организации: индивидуально-групповая.
Место проведения: музыкальный зал.
Продолжительность: 25 минут.
Оборудование.
- Демонстрационная магнитная доска с магнитами.
- Стульчики или пуфики по количеству детей.
- Зеркало для проведения артикуляционной гимнастики.
- Конверт с письмом.
- Фон для создания картины.
- Картинка с изображением проталин.
- План анализа артикуляции звука, схема характеристики звука.
- Пять-шесть различных букв или алфавит для нахождения буквы С в ряду других..
- Экран для закрывания губ логопеда (при выполнении заданий на выделение звука среди других звуков, в слогах, словах.)
- Слоговые дорожки для звука [С].
- Цветные шаблоны, изображающие солнышко, облака, ручей, дом, на крыше которого висят сосульки, перелётных птиц, проталины, кораблик, серого зайчика, подснежник, т.е. атрибуты, отражающие характерные признаки весны.
- Музыкальный центр и диск с записью музыкального сопровождения к распевке и релаксации.
Предварительная работа.
- Наблюдение за весенними изменениями в природе.
- Чтение произведений о весне, разучивание пословиц и поговорок.
- Постановка и ввод звука [с] в различные типы слогов.
- Проведение дидактических игр и упражнений по теме «Весна»: «Подбери действия», «Подбери признаки» и др.
- Разучивание распевки «Веснянка» (Нищева Н.В., Гавришева Л.Б.).
Ход деятельности
I. Организация начала деятельности. Психоэмоциональный настрой
- Собрались все дети вкруг,
Ты мой друг и я твой друг.Головкою теперь кивните
И своё имя назовите.Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Давайте улыбнёмся друг другу и всем нашим гостям.
II. Определение темы и цели занятия
- Ой, ребята, здесь лежит какой-то конверт и свёрток! (Педагог обращает внимание детей на письмо и свёрток, которое лежат поблизости.)
- Давайте откроем и прочитаем письмо.
«Добрый день, я очень рада, что моё письмо дошло до вас! Хотела вам показать свою картину, но злая Снежная королева заколдовала её». (Педагог открывает полотно – лист с белым или голубым фоном).
- Кто прислал это письмо, что было на картине? Как нам быть, как узнать? (Рассуждения детей.)
- А вот, ребята, в конверте ещё что-то лежит. Это загадка:
Снег снова тает, день прибывает,
Ночь убывает, подснежник расцветает,
Когда это бывает? (Весной.)
Подсказка-стих:
Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна.
С голубого небосвода в гости к нам пришла весна!
- Правильно, весна! Так вот кто нам прислал письмо и картину! Интересно, а что же было на картине? (Дети делают свои предположения, перечисляя признаки весны.)
- Давайте подумаем, как нам вернуть то, что было на картине. (Высказывания детей, среди которых звучат предложения нарисовать, сделать аппликацию и т.п.)
- Хорошие вы назвали идеи, ребята. Но у нас очень мало времени и нет ни красок, ни ножниц. Ой, кажется, здесь ещё что-то написано с другой стороны листа! Давайте прочитаем:
«Чтобы вернуть картину нам опять,
Вам нужно губки и язычки тренировать,
Звук [C] красиво говорить, не забывать.
И признаки весны быстрее вспоминать.
Злые чары распадутся,
Картина сможет к нам вернутся!»Вот такой здесь есть совет.
Теперь я спрошу, а вы дайте ответ.
(Дети должны будут повторить фразу, меняя вопросительную интонацию на утвердительную.)
Будем губки, язычок тренировать?
Будем признаки весны мы называть?
III. Актуализация знаний о признаках весны в природе.
Артикуляционная гимнастика. Работа над интонацией
- Отлично! Сделаем гимнастику для губ и язычка. (Дети располагаются возле зеркала.)
а) упражнения для губ и уточнение артикуляции гласных:
Губы: - Снег тает и повсюду появляются проталины и проталинки, большие и маленькие, разной формы. А вы знаете, что такое проталины? (Место, где стаял снег и открылась земля.)
Я вам буду показывать, какие я видела проталины, а вы – изображать вместе со мной.
- Руки вверх мы поднимаем, рот на [а] мы открываем (такие большие и почти круглые проталины).
- Руки мы в венок сплетаем, ну а губы округляем, Так звук [о] мы получаем (я видела проталину, напоминающую по своим очертаниям букву «о»);
- Руки выдвинем вперед, наши губы в хоботок (как при звуке [у]) (встречаются и небольшие проталины).
б) для языка:
- А ведь совсем недавно была зима, и реки были покрыты льдом. Её поверхность была ровная и гладкая. (Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.)
– Но лед стал таять и колоться, поплыли льдинки с острыми краями. (Язык заострить и вытянуть вперед.)
– Возвращаются перелётные птицы. (Скользящие движения языком по нёбу назад и вперёд.)
– На крышах появились сосульки. (Упор острого языка за верхние зубы.)
– Солнечные лучи скользят по крышам домов и по земле. (Движения широким языком сверху вниз за верхними передними зубами, а затем за нижними.)
– От лучей солнца сосульки стали таять и капать. (Язык упирается поочерёдно то за верхние зубы, то за нижние.)
– Снежные сугробы растаяли. (Упражнение «горочка» с последующим расслаблением языка.)
– С гор побежали ручьи. (Скользящие движения верхними зубами по языку.)
в) воспитание длительного плавного целенаправленного выдоха. Определение «дежурного» звука.
- А ведь ещё совсем недавно свистел холодный ветер. (Задуть по «горочке»).
– Какой звук у нас получился? (Звук [c]).
IV. Изолированное произношение звука, работа над просодической стороной речи
- Давайте произнесем этот звук.
(Звук произносится хором и индивидуально с усилением и ослаблением звука. Например: ссссСССС, ССССсссс, сссСССсссс.)
V. Анализ артикуляции звука и его характеристика
- Вспомним, как он произносится.
(Дети хором совместно с логопедом проговаривают в стихотворной форме основные моменты артикуляции звука [с].)
Губы улыбаются,
Зубы в заборчик превращаются.
Кончик язычка за зубки опускается,
А спинка поднимается - горка получается.
Воздух тонкий и прохладный по горочке спускается,
Голос не включается.
- Звук [с] - согласный, глухой, твёрдый.
VI. Связь звука с буквой. Профилактика дисграфии. Упражнение «Пальцебуквы»
- Выберите букву, которая обозначает звук [с], среди других букв. (Дети выполняют задание и показывают нужную букву.)
- Постройте эту букву пальчиками, ладошками.
(Обращается внимание детей на то, в какую сторону «открывается» буква [с].)
VII. Развитие фонематического слуха
Выделение звука:
1) из ряда др. звуков:
- Постройте букву пальчиками, услышав звук [с] среди других звуков: ф, м, с, п, х, с;
2) в слогах: са, ма, ва, су; ас, ун, ос;
3) выделение звука в словах, развитие логического мышления:
сосулька, солнце, капель, ручей, метель, подснежник
- Какое слово лишнее и почему?
(лишнее слово метель, т.к. оно относится к зиме)
соловей, капель, веснушки, подснежник (лишнее слово капель, т.к. в нём нет звука [c])
(При произнесении звуков, слогов и слов логопед закрывает губы экраном, чтобы дети опирались при нахождении звука на его акустические признаки, а не на артикуляцию.
После выделения слов со звуком [с] из ряда других детям предлагается ещё раз прослушать слова и отыскать лишнее. Выбор обосновать. В зависимости от подобранных педагогом слов рассматриваются различные варианты ответов: по наличию или отсутствию звука [с] в слове, по принадлежности к той или иной группе предметов или слов.)
- Вам встретилось слово капель. Что оно обозначает?
(Ответы детей. Затем выполняется упражнение для пальчиков «Капель», в процессе которого уточняются названия весенних месяцев.)
Кап, кап, кап, звенит капель,
Март прошёл, настал апрель.
(На каждое слово загибают последовательно пальчики на родной, затем на другой руке.)
Отвечай, не зевай: (Хлопают в ладоши и договаривают слово.)
За апрелем будет…. (май).
VIII. Динамическая пауза. Развитие мелкой моторики. Уточнение значения слова «капель»
IX. Автоматизация звука в слогах
- Весной кругом бегут ручейки. Споём песенки водички в ручейках: проводим букву С в гости к певцам - гласным. (Повторяют слоги, можно со зрительной опорой на слоговую таблицу.)
X. Автоматизация звука в словах и фразах.
Развитие чувства рифмы.
Упражнение в употреблении падежных окончаний существительного.
Координация речи с движением
- В солнечный весенний денёк хочется и песни петь, и стихи сочинять. Сочиним чистоговорки про это время года.
(Дети проговаривают сопряжено и отражённо, сопровождая речь подходящими по смыслу движениями.)
Сна-сна-сна (2 раза), нам сегодня не до сна! («Руки под голову».)
Сна-сна-сна (2 раза), к нам идёт… (весна). («Шагают» пальчиками.)
Сне-сне-сне (2 раза), рады все …(весне). (Хлопки.)
Сну-сну-сну (2 раза), я люблю… (весну). («Сердечко» пальчиками.)
Сны-сны-сны(2 раза), много дел у…(весны). (Стучат кулачком по кулачку.)
Сной-сной-сной (2 раза), солнце светит нам…(весной). (Скрещенные ладошки над головой с разведёнными пальцами.)
Сной-сной-сной (2 раза), хорошо…(весной). (Жест «хорошо» - ладошка в кулаке, большой палец отведён вверх.)
XI. Закрепление знаний о признаках весны в природе.
Упражнение в составлении предложений по теме «Весна».
Автоматизация звука [С ] в связной речи
1)
- Ой, ребята! Похоже, чары Снежной королевы начали распадаться! Я кое-что нашла.
(Педагог вынимает цветные шаблоны, изображающие солнышко, облака, ручей, дом, на крыше которого висят сосульки, перелётных птиц, проталины, кораблик, серого зайчика, подснежник, т.е. атрибуты, отражающие характерные признаки весны.)
- Подойдите к столу, посмотрите внимательно, что за предметы там лежат. Можно ли с их помощью создать весеннюю картину?
- Мы начнём создавать картину с земли или с неба?
(Дети с помощью педагога приходят к выводу, что начнут работу с неба, т.к. изменения весной начинают происходить потому, что солнце согревает землю.)
- Предлагаю вам выбрать, кто про какую примету весны нам будет рассказывать. Не забывайте о верном произношении звука [С].
(Дети выбирают каждый свой шаблон, затем по очереди размещают шаблоны при помощи магнитов на магнитной доске так, чтобы получилась весенняя картина и называют примету весны, составляя предложение.)
Примеры предложений.
Наступила весна. Светит яркое солнце. По небу плывут голубые облака. Тает снег. На крышах домов виднеются сосульки. Началась капель. Появились проталины. На проталинах выросли подснежники. Прорастает зелёная молодая травка. Бегут звонкие ручейки. Дети пускают кораблики. Возвращаются перелётные птицы. Зайчик сменил белую шубку на серую. Много дел у весны!
2)
- Кто знает пословицы и поговорки о весне? (Дети называют.)
- Давайте спросим у наших гостей и родителей: какие они знают пословицы и поговорки о весне?)
- Весна, да осень – на дню погод восемь.
- Ранний прилёт грачей и журавлей к ранней весне.
- Увидел грача-весну встречай!
- Увидел скворца - весна у крыльца!
- Солнце пригревает - тёплые дни наступают!
- Март с водою – апрель с травою.
- В марте щука хвостом лёд разбивает.
- В марте курочка под порожком воды напьётся.
3)
- Давайте немного отдохнём, солнышко позовём, чтобы оно светило ярче. Помните о верном произношении звука [С].
(Выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Веснянка» Н.В.Нищевой, Л.Б.Гавришевой.)
Солнышко, солнышко, золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!(Идут по кругу,взявшись за руки.))
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетело 100 грачей. («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Приседают медленно.)
А цветочки подрастают! (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
- Какие приметы весны встретились в этой распевке?
- Посмотрите, как на полянке светло! Чего же ещё не хватает на полянке? (Цветов)
А какие первоцветы вы знаете? Назовите их. (Мать-и-мачеха, крокусы, подснежники и др.)
(Игра: «Выбери первоцветы». Дети выбирают весенние цветы и дополняют картину.)
XII. Итог. Оценка. Рефлексии
- Посмотрите, какая чудесная весенняя картина у нас получилась: солнышко светит,
по небу плывут удивительные облака, журчит весёлый ручеёк, прилетели птицы, расцвели первые цветы-подснежники!
- Какие трудности у вас были на занятии?
- Что вам помогло сделать эту картину? (Дружно, слаженно работали. Хорошо вспоминали признаки весны.)
- Что можно сделать с этой картиной? Кому она будет полезна? (Подарить ребятам в группе, чтобы они запомнили признаки весны.)
- Молодцы, вы очень постарались!
Используемая литература
- Нищева Н.В., Гавришева Л.Б.Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: Учебно-методическое пособие для логопедов ДОУ. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.
- Н. Малахова. «Здравствуй, Вёснушка-Весна!». Интегрированное занятие с детьми 5-6 лет // Дошкольное воспитание. 2016. №2
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов/ Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов.- СПб.: КАРО, 2006.
Вид картины весны, собранной детьми
Процесс создания картины