Изменение глаголов по временам (конспект урока по русскому языку в 4-м классе)

Разделы: Начальная школа


Цели:актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.

Формируемые УУД:

Предметные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные:

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Упр.145

— Назовите глаголы единственного числа, множественного числа.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.

III. Актуализация знаний

- Прочитайте слова. 

Су..ота, ре..ька, кро..ка, чу..кие, ка..ир, завя..ка, шо..е, па..ажир, причё..ка, те..итория, про..ка, ба..ейн, шу..ка.

- На какие две группы их можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с удвоенными согласными.)

- Как проверить слова первой группы? (Изменить их так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук.)

- Как проверить слова второй группы? (Написание этих слов нужно запомнить.)

- Запишите слова группами. Допишите в каждую группу ещё по два–три слова. (Фронтальная проверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения.

Кассир продал пассажиру билет на поезд.

Кассир продаёт пассажиру билет на поезд.

Кассир продаст пассажиру билет на поезд.

- Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором — действие, которое происходит в данный момент, в третьем действие, которое будет происходить.)

- Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)

- Что изменяется у глагола? (Время.)

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы из­меняются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 146 (с. 71).

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию.)

(Далее работа по вопросам и заданиям учебника.)

- Сделайте вывод: на какие два признака нужно обращать внимание при определении времени глаголов? акое действие обозначает глагол и на какой вопрос отвечает глагол).

- Выполните звуко-буквенный разбор слова вьюга.

VI. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

VII. Закрепление изученного материала (работа по карточкам)

1) Спишите текст.

Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.

- Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

- Какой частью речи выражено подлежащее?

- Какой частью речи выражено сказуемое?

- Определите время глаголов.

- Какие два признака вы использовали для определения вре­мени глаголов?

2) Спишите, в каждом отрывке измените время глаголов: в первом отрывке поставьте глаголы в настоящем времени, во втором – в будущем, в третьем – в прошедшем времени.

1. Зимой солнце поздно вставало. Трещали морозы. На земле лежал снег. Дули сильные ветры.

2. Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Побежали по дорогам ручьи. Закричали на деревьях грачи.

3. Летом землю припекает солнце. Зреют плоды. Поспевает урожай.

VIII. Рефлексия

- Спишите сначала отрывок с глаголами настоящего времени, затем с глаголами прошедшего времени, наконец, с глаголами будущего времени. Подчеркните глаголы двумя чертами.

1.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…
(А.Пушкин)

2.

Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.Пушкин)

3.

Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
(Н.Некрасов)

- Проверка.

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какое задание было интересно выполнять?

X. Домашнее задание

(Задание на карточках.)

- Выпишите глаголы из стихотворения, укажите их время.

Весна, весна! Как воздух чист!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист.
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Е.Баратынский