Цели:
- Учить определять род имён существительных.
- Показать значение категории рода имени существительного для правильного образования словосочетаний.
- Доказать, что имена существительные по родам не изменяются.
- Развивать речь, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
- Воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимовыручку, согласие.
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Просто здравствуйте!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе у нас светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться! (Да)
– Внимательно слушайте – и все услышите.
Внимательно смотрите - и все увидите.
Думайте – и всё поймете!
– Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными, трудолюбивыми, самостоятельными, дружными.
2. Самоопределение к деятельности.
- Ппрочитайте слова. (на слайде)
Корабль, судно, галера
- Ребята, вам знакомы эти слова?
Какие они имеют значения? Как вы их понимаете? Я предлагаю, найти значения этих слов в разных источниках. В каком словаре будете искать толкование слов? (2 человека ищут значения слов: 1 в словаре и 1 в Интернете, зачитывают) Мы можем их называть синонимами?
- Сегодня нам предстоит большая работа. Как вы думаете, с чего мы начнём? (с чистописания)
- А почему именно с него? Для чего нужно чисто, красиво писать?
(ответы детей)
- Давайте запишем их в тетрадь, соблюдая правила чистописания и каллиграфии (не забываем о правильности соединений).
- Что вы можете сказать об этих словах? (Имена существительные, в ед. числе, нарицательные имена существительные)
- Отлично, спасибо!
Корабль, судно, галера
- А теперь, обратите внимание на выделенные буквы.
Составьте из них слово.
- Может кто-то уже готов назвать тему нашего урока?
Род имён существительных.
- А какова же наша цель (мнения детей).
Да, цель урока – узнать о роде имён существительных, продолжать раскрывать секреты русского языка.
- Чтобы проверить ваши знания и домашнее задание, я вас попрошу открыть конверты на столе и составить кластер из того, что вы там найдёте.
(ребята работают в четвёрках, составляя кластер по теме имя существительное)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Проговорите, пожалуйста!
- Замечательно!
3. Работа по теме урока.
- Все люди мечтают.
- Кто из вас мечтает совершить морское путешествие?
- Сегодня я предлагаю вам отправиться на остров под названием РОД.
- А на чём отправимся, угадайте!
На море, в реках и озерах
Я плаваю проворный,
Скорый и огромный. (корабль) (На слайде корабль)
Как же мы будем называть наш корабль? ПОБЕДА.
- Итак, экипаж готов к отплытию? У вас на столах лежат «Маршрутные карты».
- В добрый путь! Русский язык как бурное море. И нам, наверное, встретятся на пути различные препятствия, разные обитатели морских глубин.
- Разгадав ребус вы догадаетесь, кто нам встретился первым? (акула)
- Она даёт нам задание: Выполните упр. 39 на стр. 25 в учебнике. Выясните, могут ли имена существительные изменяться по родам?
- Что нового узнали об имени существительном? (они бывают м.р., ж.р., с.р.)
- Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
- Прочитайте правило на стр.25 в учебнике. Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя «открыли»? (да).
- Как правильно сказать: имеет род или изменяется по родам?
Запомните! Имя существительное имеет род: м., ж, ср. А по родам не изменяется.
- Чем отличаются эти слова? Какими местоимениями можно заменить данные слова? (Корабль – он, галера – она, судно - оно)
- Это и есть наше первое открытие. Оцените свою работу, обведите флажок соответствующего цвета.
- И мы отправляемся дальше. Отгадайте по описанию морское животное (краб)
- Он даёт нам новое задание: Выделите окончания у всех имен существительных, которые вы записали в тетради.
- У всех ли слов одинаковые окончания?
- Какие окончания у имен существительных мужского рода? (-а, -я, -□) Запишите маршрутную карту.
- Какие окончания у имен существительных женского рода? (-а, -я, -□) Запишите.
- Какие окончания у имен существительных среднего рода? (-о, -е) Запишите.
- Как вы думаете можно ли по окончанию определить род имени существительного?
- Это наше второе открытие. Оцените свою работу, обведите флажок соответствующего цвета.
4. Физминутка.
Вы устали чуточку?
Отдохнём минуточку. Музыкальная (морская тематика)
5. Работа по теме урока (продолжение).
- Ребята, отгадайте загадку. Осьминог приготовил нам задание. Выясните, для чего необходимо знать род имен сущ.?
- Нужно сделать ещё одно открытие, а для этого будем наблюдать.
- Посмотрите маршрутный лист, прочитайте предложения.
По морю плыл… больш… корабль.
По морю плыл…больш… галера.
По морю плыл… больш… судно.
- Чего не хватает? Поработайте в парах, обсудите какие окончания вставите? А почему разные?
- Попробуйте сделать вывод.
Род имен сущ. помогает связывать слова друг с другом, указывает, какую форму рода должны иметь прил. и глаголы. Капитаном всегда является сущ., а глагол и прил. – штурманы. Сущ. указывает, какого рода будут глаголы и прил., а они в свою очередь изменяют свои окончания по роду существительного.
Давайте себя проверим. Правильное ли открытие мы сделали?
Проверьте свои догадки по слайду: Род имён прилагательных и глаголов определяется по роду имён существительных, с которыми они употребляются.
- Это наше третье открытие. Оцените свою работу, обведите флажок соответствующего цвета.
Плывем дальше?
6. Физминутка с флажками.
Я смотрю, вы все устали, ну тогда все дружно встали.
Если я говорю сущ. м.р. – флажки вверх,
Если ж.р. – флажки в стороны,
Если ср.р. – флажки вниз.
Волна, берег, море, прилив, дельфин, мачта, небо, чайка, акула, пароход
7. Закрепление изученного.
- Ребята, вот и наш остров! Но на остров нас не пускают его обитатели, пока мы, не выполним остальные задания.
У вас на столах лежат карточки с заданиями:
Прочтите их. У всех ли задания одинаковы?
- белые бескозырки - тест,
- синие бескозырки – задания по теме урока.
- А теперь, посмотрите на маршрутные карты. Выполните те задания, которые вам по силам.
Группа А) Все слова раздуло ветром, и они перепутались. Собери их в словосочетания.
Путешествие Звезда Берег |
морская |
Остров |
большое |
Проверка по слайду.
Группа Б) Добавьте прилагательное по смыслу.
Определяете род существительного и подбираете подходящие прилагательные.
Сегодня …. день. Какое …. небо! Какое …. море! Впереди…. остров.
Проверка по цепочке с объяснением.
Группа В) Определите род имён существительных.
Непоседа, злюка, неряха, молодчина, плакса.
- Трудно? Попробуйте дома составить предложения с этими словами.
А какого они рода, мы поговорим на следующем уроке.
8. Рефлексия.
Ребята, в течение урока вы оценивали свою работу флажками. Посчитайте, флажков, какого цвета отмечено у вас больше.
Поднимите его. Поставьте себе оценку за урок.
- Если больше - 5.
- Если больше - 4.
- Если больше - 3.
9. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Выполнили ли мы цель нашего путешествия?
- Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?
Наш корабль имеет название ПОБЕДА. Подумайте и скажите, каким для вас был этот урок, начиная слова с букв слова ПОБЕДА.
- В вашей жизни будет еще много путешествий и побед: и настоящих, и виртуальных. Желаю успехов во всем. Спасибо за урок и хорошую работу.