«Через игровую деятельность и движется ребенок.
В этом смысле она может быть названа ведущей,
так как определяет развитие».
Л.С. Выготский
В дошкольном возрасте мы опираемся на ведущую деятельность детей – игру. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - ведущая деятельность дошкольника. Это постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Нашей целью использования игровой технологии в логопедической практики, является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный притягательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научится в легкой, непринужденной форме.
Из опыта работы, мы можем сказать, что дети-логопаты, для закрепления полученных речевых навыков, нуждаются в большем количестве повторений и для того, чтобы сохранить у ребенка интерес, необходимо использовать разнообразные игры и игровые ситуации. Проанализировав наши планы подгрупповых и индивидуальных занятий, мы заменили многие этапы дидактическими играми, связав их единым сюжетом. Это повысило заинтересованность детей, раскрепостило их, увеличило речевую активность, что сказалось на эффективности занятий. Так как ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого, он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Как правило, любая дидактическая игра решает комплекс задач и любую из них можно использовать с целью коррекции речевых нарушений, стоит только попросить ребенка оречевлять свои действия, то есть рассказывать, что он делает.
Игры, которые мы используем на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребенка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делают процесс познания увлекательным).
Игровые технологии, используемые нами (учителем-логопедом) - это средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей.
При организации дидактических игр и упражнений с детьми, имеющими речевые нарушения, мы руководствуемся следующими рекомендациями:
- игры не должны быть длительными по времени (5-10 минут);
- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог - помочь ему в этом;
- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, иметь красочное и забавное оформление;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у ребенка навыки контроля за своей речью и речью других детей, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- в процессе игры учитель-логопед принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры).
На своих логопедических занятиях мы используем дидактические игры, которые помогают в совершенствовании грамматического строя речи, пополняют словарный запас, развивают связную речь - это неотъемлемые компоненты речевого развития ребенка, необходимые для грамматически-лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребенка, а именно: настольно-печатные (они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы), коррекционно-развивающие игры (это варианты упражнений на автоматизацию звуков и лексико-грамматических упражнений),
игры с движениями, сюжетные-ролевые, игры-драматизации и компьютерные игры.
Виды игр | Примерные варианты игр |
Игры на развитие словаря |
«Магазин», «Кто подберет больше слов», «Накорми животных», «Кто как передвигается», «Назови по описанию», «Кто где живет?», «Варим суп» и т.д. |
Настольно-печатные игры |
«Домино», «Фрукты и овощи», «Одевайся по погоде!», «В гостях у сказки», «Зоологическое лото», «Где собачка?», «Цветочный магазин», «Наоборот», «Детки на ветке» и т.д. |
Коррекционно-развивающие игры |
«Что слышно?», «Повтори за мной», «Разведчики», «Угадай, кого позову?», «Кто больше», «Веселые истории», «Измени словечко», «Веселый поезд», «Улитка», «Исправь ошибку и назови правильно», «Доскажи словечко», «Подбери картинку» и т.д. |
Игры с движениями |
«Урожай», «Овощи», «Зимние забавы», «Домашние птицы», «Снеговик», «Посуда» и т.д. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Строим дом», «Парикмахерская», «Семья», «На дорогах города» и т.д. |
Игры-драматизации |
«Осень спросим», «Зимние забавы», «Под грибом», «Теремок», «Кошкин дом» и т.д. |
Компьютерные игры |
«Игры для Тигры», «Мерсибо» и т.д. |
Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. Особое место в нашей работе с детьми логопатами заняла и технология составления синквейна. Синквейн - это новая технология и новый игровой прием.
Актуально и целесообразно мы стали использовать синквейн в логопедической практике, а именно в работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), потому что он органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает его логическую завершенность, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Как известно, словарный запас, лексико-грамматическая сторона речи детей с общим недоразвитием речи значительно отличаются от речи нормально развивающихся сверстников. Речь детей с ОНР характеризуется бедностью словаря (дети используют в активной речи лишь часто употребляемые в обиходе слова). Такие дети не понимают и искажают значения слов, не могут отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, допускают ошибки при согласовании слов в словосочетаниях и предложениях.
Основная цель синквейна - научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Синквейн развивает: языковое чутье, фразовую речь, ассоциативное мышление; помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах; способствует развитию неречевых высших психических функций – мышления, внимания, памяти, т.е. носит характер комплексного воздействия.
Составление синквейна проводится нами в рамках прохождения определенной лексической темы и начинается это работа в старшей группе.
Задачи:
- Расширение знаний по лексическим темам;
- Обогащение пассивного и активного словарного запаса;
- Развитие связной речи;
- Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.
Синквейн, мы используем, как диагностический инструмент, дающий нам, учителям-логопедам, возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Эту работу мы предлагаем родителям вместе с детьми написать (нарисовать) дома по прохождению (закреплению) лексической темы.
Детям предлагается определённый алгоритм. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат и темами синквейнов.
Схема построения синквейна:
1-я строка – одно существительное (название предмета, темы);
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, показывающие действие;
4-я строка – ассоциация (короткое предложение, показывающее отношение автора к теме);
5-я строка – вывод (синоним темы или обобщающее слово)
Например:
1. Кто? Кошка
2. Какая? Пушистая, Ласковая.
3.Что делает? Спит, Лакает, Царапается.
4. Ассоциация. Кошка ловит мышей.
5. Вывод. Друг или Домашнее животное.
Хотелось бы еще сказать, что предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. и той его части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР и служит средством оптимизации учебного процесса.
Еще одна новая технология используемая в нашей работе – это лэпбук. Дословный перевод: лэпбук — «наколенная» книга. Суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал (упражнения, задания) по какой-то определенной лексической теме. Лэпбук - в нашей работе это отличный способ закрепления и повторения пройденной лексической темы. В работе с лэпбуком мы привлекаем родителей и воспитателей логопедической группы. Мы объясняем родителям, что лэпбук это собирательный образ пройденной лексической темы, раздаточный материл, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, в нем расширяются не только кругозор, но и формируются навыки и умения.
Эту самодельную книгу-папку, ребёнок может раскладывать у себя на коленях или за столом и, играя, закреплять пройденный материал полученный на логопедических фронтальных занятиях.
Цель использования лэпбука - повысить уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через создание и использование лэпбука.
Задачи:
1. Развивать детскую речевую активность;
2. Обогащать и расширять словарный запас;
3. Развивать лексико-грамматические категории речи;
4. Развивать связную речь;
5. Развивать общую и мелкую моторику и тактильные ощущения;
6. Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память;
7. Развивать зрительную координацию, умение ориентироваться на плоскости;
8. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, творческое мышление.
Наши лэпбуки состояли из множество дидактических игр (упражнений, заданий). Эти задания находились в кармашках, в лабиринтах, схемах. В него входят дидактические игры, предметными и сюжетными картинками по пройденной лексической теме: «Большой – маленький», «Мой – моя – мои», «Один - много», «Сосчитай до 5», «Какой, какая, какие?», «Какого цвета?, какой формы?», игра «4 лишний», «Назови ласково», «Из чего - какой?», «Найди ошибки», «Скажи наоборот». В него входили загадки, стихи, а также игры на развитие связной речи «Расскажи-ка» ( составление рассказа по наглядному плану).
В процессе работы, лэпбук нам помог активизировать и обогатить словарь (расширились навыки словообразования, слов с увеличительными оттенками, сложных слов), сформировать и расширить знания об окружающем мире, сформировать грамматическую сторону речи, развить связную речь. Дети хорошо стали рассказывать стихи, потешки, пословицы, поговорки, составляли рассказы.
Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме.
Работа по лэпбуку способствовало развитию продуктивной деятельности, создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; у детей появится интерес к играм, драматизациям. Эффективность работы по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР зависит от всех участников коррекционно-развивающего процесса, так как в этот образовательный процесс мы привлекли и родителей, что повысило компетентность по данному направлению. Дети научились «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Мы пришли к выводу, что использование синквейна и лэпбука нами в работе с детьми с ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения.
В заключение хотелось бы сказать о том, что лэпбук и сенквейн - это не просто технология, помогающая закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя-логопеда лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.