Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.
В логопедических группах детского сада используется понедельное планирование лексических тем. В начале года составляется план по взаимосвязи всех тематических занятий, направленных на реализацию задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей. На подгрупповых логопедических занятиях дети осваивают и закрепляют те же лексические темы, с которыми они знакомятся на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем и другими специалистами.
Например, тема сентябрьских занятий в старшей группе – «Детский сад – второй дом ребенка». На занятиях используются фотодокументы об открытии детского сада, воспоминания первых его сотрудников, дети знакомятся со всеми службами и профессиями сотрудников ДОУ; решаются не только поставленные логопедом речевые задачи (деление названий профессий на слоги, составление предложений о людях, работающих в детском саду, составление рассказов по сериям картинок «День в детском саду»), но и нравственно-патриотические задачи – воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелегкому труду – заботе о детях, и любви к своему второму дому.
В старших логопедических группах детского сада работа строится так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. В октябре тема «Наш город». При знакомстве детей с родным краем нельзя ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Дети должны понять, что их город, лес, река, поле - частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.
В ноябре для детей подготовительного к школе возраста логопедом специально подбираются задания и упражнения ,чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры, рассказы на тему «Общее представление о человеке», «Строение его тела». На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, расширение словарного запаса, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие логического мышления и долговременной памяти, закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Рассматривается тема «Это – я!», цель которой – закрепление представлений о себе, формирование временной (возрастной) и пространственной (телесной) ориентации и координации движений, развитие диалогической речи, что поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.
В декабре осваиваем тему «Кем быть?», где дети закрепляют представления о наиболее распространенных профессиях, обогащают свой словарный запас названиями профессий, учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей, идет знакомство с художественными произведениями Михалкова С.М., Барто А, Маяковского В.В. На занятиях проводятся речевые игры-соревнования на лучшие знания о профессиях людей, викторины «Кем быть?», составление рассказов на тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», «Все профессии нужны, все профессии важны…»
В январе на логопедических подгрупповых занятиях дети знакомятся с темой «Семья человека». Нравственные задачи этих занятий включают формирование представлений о семье и родственных отношениях в семье, воспитании чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких; логопедическими задачами являются – автоматизация поставленных звуков, развитие диалогической и связной речи, умение составить полный рассказ по картинкам о семье.
В феврале дети знакомятся с темой «Защитники Отечества». На занятиях воспитываются чувства уважения, благодарности и любви к людям, защищающим Родину от врагов; словарь детей пополняется новыми словами-синонимами – Отечество – Отчизна-Родина, защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь. Также дети учатся образовывать существительные, обозначающие воинов-защитников различных военных профессий – море-моряк, космос – космонавт, граница- пограничник, артиллерия – артиллерист и др. На занятиях дети заучивают стихи о защитниках Отечества, читают рассказы и баллады о солдатах войны.
Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, Матери. На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. Используются дидактические игры «Подбери признак»: мама – какая?, бабушка – какая? и др.; «Назови ласково» - мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?»:повар – кастрюля, поварешка и т.д.
В апреле основной лексической темой является «Мое Отечество – Россия». На занятиях решаются следующие задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней, обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине). Также на занятиях дети знакомятся с достопримечательностями города и страны.
Завершает учебный год тема великого праздника – Дня Победы. Все логопедические задачи пронизаны темой уважения к героям Великой Отечественной войны, победе над фашистскими завоевателями, глубокой благодарностью к ветеранам войны. Используются игры «Подбери синоним» (смелый – храбрый), «Подбери родственное слово» (герой – геройский, героический); расширяется словарный запас ребенка новыми словами и словосочетаниями.
Таким образом, проводится работа по формированию нравственно-патриотических качеств личности у детей логопедических групп детского сада, в результате которой у детей расширен кругозор, развита любознательность, сформированы конкретные понятия о доме, семье, городе, малой и большой Родине.
Литература.
1. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2010. - 96 с.
2. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка- Пресс, 2003. - 200 с.