Цели: (слайд 2)
- Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
- Воспитывать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
- Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
- Обучить детей приемам лепки традиционной русской игрушки
- Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование и материалы:
- Презентация по теме «народные игрушки. Роспись дымковской игрушки».
- Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
- Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.
- Глиняные и пластилиновые модели игрушек.
- Литературный ряд.
- Музыкальный ряд.
- Художественные материалы.
Планируемые результаты:
Личностные
Сформировать:
- уважительное отношение к культуре и искусству своей страны;
- целостное мировоззрение;
- коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
- потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
- Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Предметные
- Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов;
- осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;
- осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.
План урока 1
- Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымковской игрушки.
- Просмотр презентации.
- Беседа о приемах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица.
- Постановка художественной задачи (вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» для последующей росписи).
- Практическое выполнения задания.
- Анализ работы.
Ход урока
Беседа.
Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где? Вот мячик. (Слайд 3). Все фабричные детские мячики похожи один от другого не отличишь.
А вот эти игрушки все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. (слайд 4,5,6).
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные умельцы. Из чего только не мастерили игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну и там, где жили гончары, лепили из глины.
Самыми знаменитыми, пожалуй, являются дымковские игрушки. (слайд7). Впервые они появились в Дымковской слободе, которая находилась недалеко от города Киров (ранее Вятка). (слайд 8)
ДЫМКОВО
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах! (слайд9)
Дымковская игрушка неповторима в своей росписи и красоте. Промысел этот был исключительно женский.
По осени на лугах на всю зиму заготавливали красную глину, а на отмелях-чистый речной песок. Глину и песок смешивали и получили готовый материал для игрушек. Фигурки обычно лепят по частям, используя при этом жидкую глину как связующий материал. После просушки в течение 10-20 дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в 2-3 слоя. Раньше игрушки белили мелом, разведенным в молоке. В старину дымковские игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце и квасе, а вместо кистей использовали палочки и перья. Для росписи использовали 6-10 тонов. Уже расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом для того чтобы блеклые анилиновые краски заблестели и приобрели яркость. На сегодняшний день для росписи применяют темперные краски и мягкие колонковые кисти. Мастера используют самые различные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, алый. Все это придает игрушке особенную яркость и нарядность. (Слайд10, 11,12)
Что же общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма). Можно предположить, что белый фон взяли от заснеженных полей. Лепили игрушки зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику. Поэтому расписывали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия. (слайд 13)
Самые любимые из них – это свистульки. (слайд 14)
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – «Свистопляска».
Город весь пустился в пляс!
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от Древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные игрушки выставляли в окнах между рамами. (слайд 15)
Позднее этот праздник утратил свое значение, но промысел остался и развивался в течение многих лет.
Что же это за игрушка? Давайте посмотрим. (слайд 16-19)
У этого оленя – золотые рога.
Через горы и отроги
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Краше всех индюк: хвост, что букет цветов или яркое солнышко.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша та девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Даже кони приобрели яркий наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Итак, какие особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрически узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца).
Сегодня, ребята, вы мастера - умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (пластилин). Можете лепить любую понравившуюся игрушку. Рассмотрим последовательность лепки. Учитель объясняет этапы создания игрушки и показывает их. (слайд 20-26)
Во время самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно использовать веселую народную музыку.
После лепки игрушку покрывают белой гуашью или водоэмульсионной краской.
План второго урока.
1. Изучение элементов росписи игрушки.
2. Выполнение элементов дымковского узора.
3. Самостоятельная работа. Роспись вылепленной игрушки.
4. Выставка работ. Подведение итогов.
Ход второго урока
Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Беседа сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, фотографий, слайдов, таблиц.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор. (слайд 27, 28)
Дымковскую игрушку никогда не спутаешь с другими глиняными игрушками, так как она имеет иной, отличный от всех цвет. Ее отличает белоснежный фон, на котором выписан простой узор геометрического характера в виде кружков, точек, полосок, крестиков, овалов и т.д.
Учитель предлагает потренироваться в выполнении элементов росписи на бумаге, продумать размещение узора на игрушке, выполнить эскиз.
В процессе самостоятельной работы педагог оказывает индивидуальную помощь. (слайд 29,30)
Завершает украшение игрушки наклеивание поверх узора ромбиком из потали или сусального золота.
- Послушайте стихотворение о дымковской игрушке.
Художница
В Дымково, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит…нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!
Подведение итогов урока
В конце урока учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении. После этого организуется выставка работ. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметив в игрушке то, что лучше всего удалось. (Слайд 31, 32)