Психолого-педагогические компоненты воспитания успешного ребёнка дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждый человек должен найти своё место в жизни. Это происходит через познание окружающей действительности, через взаимодействие с социумом, индивидуальных особенностей личности.

Воспитание успешного ребёнка с его индивидуальными особенностями требует соблюдения определённого подхода, создания определённых условий.

Рассмотрим основные психолого-педагогические компоненты воспитания успешного ребёнка:

  1. эмоциональное благополучие дошкольника;
  2. развитие навыков общения и социализации;
  3. сформированность познавательной сферы и познавательная активность ребёнка.

Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:

  • освоение социальных норм выражения чувств;
  • изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;
  • развитие чувств.

Они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формирование высших чувств – интеллектуальных, этических, нравственных.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, и чем он огорчён.

По мере роста ребёнка его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.

Меняются и внешнее проявление эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т.п.

Уже на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность.

Социально - эмоциональное, личностное развитие – процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний ролевого поведении (поведения в конкретной ситуации, социальная компетентность), и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость). Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми может привести к негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения).

Что же позволяет человеку, в частности маленькому ребёнку, проявлять жизнестойкость, инициативу, творчество? Что даёт ему силы для активности, сохранения душевного комфорта, радостного проживания каждого дня, противостояния сложным условиям, оптимизма? Можно ли помочь человеку с детства находить опору в себе самом?

Дошкольник испытывает потребности в

  • любви, признании;
  • общении, в частности со сверстниками;
  • сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;
  • положительных эмоциях;
  • новых впечатлениях, знаниях, осознание своей компетентности;
  • общественно значимой деятельности;
  • осознании соответствия положительному нравственному эталону.

Чтобы понять сущность личности по словам С.Л. Рубинштейна, надо ответить на вопросы: что хочет ребёнок, что может, что он есть и что собой представляет (характер, который определяет нравственное и волевое отношение к окружающему миру), что он чувствует?

На ребёнка оказывает влияние каждая секунда протекающего времени. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него всё в порядке и в него верят. Так «нарабатываются» психологическое здоровье ребёнка, благополучное развитие его личности.

Истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве – это наиболее сенситивный период для формирования базовых положительных качеств личности, необходимых для развития механизмов межличностного взаимодействия. Важнейшие показатели личностного роста ребенка , его адаптивных возможностей – эмоциональное благополучие, сформированность самооценки, средний уровень тревожности, соответствующий естественной допустимой норме. Способность ребёнка правильно оценивать свои возможности в различных аспектах деятельности и ориентироваться в реалиях жизни обеспечивает ему более высокую приспособленность к требованиям окружающей среды, снижает риск внутриличностных и межличностных конфликтов.

Самооценка ребёнка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых из ближайшего окружения. Одной из причин формирования заниженной либо завышенной самооценки и возникновения тревожности является нарушение детско – родительских отношений.

Ребёнок – дошкольник хочет быть услышанным, признанным, принятым, узнанным. Существует потребность открыть себя хотя бы самому себе. Самовыражение играет важнейшую роль в развитии личностных взаимоотношений. Выражая себя, ребёнок показывает степень открытости, и она проявляется через симпатию, любовь, дружбу. Для воспитания уверенного в себе ребёнка нужен уверенный в себе взрослый – воспитатель.

Большую роль в воспитании детской уверенности играет отношение родителей к способностям детей. Они помогают им поддерживать малыша в его деятельности, помогать и учитывать ошибки, объяснять варианты решения задачи, учить находить необходимую информацию.
Важен собственный пример родителей. Видя смелых, уверенных в себе родителей, ребёнок будет стремиться быть похожим на них. Таким образом, чтобы воспитать уверенность в себе, необходимо поверить в собственные силы.

Следующим компонентом воспитания успешного ребёнка является его социализация и развитие навыков общения. С самого раннего детства ребёнок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Так, постепенно ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются новые убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Общение предполагает понимание людьми друг друга, но маленьким детям свойствен эгоцентризм. Поэтому, им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место.

Характер общения людей зависит от социальной позиции человека, его социальной роли. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий, принимает всю полноту ответственности за результаты, то ребёнку еще только предстоит этому научиться.
Однако значительно важнее не столько сама роль, сколько её носитель – человек.

В отличие от раннего детства у дошкольника возникают новые взаимоотношения. Их связь значительно ослабевает и видоизменяется. Однако, несмотря на то, что ребёнок уже может действовать самостоятельно, без посторонней помощи, у него сохраняется потребность в совместной деятельности со взрослыми, непосредственно участвовать в их жизни. Не имея возможности принимать участия во всех её сторонах, ребёнок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки и взаимоотношения в игровой форме. На рубеже дошкольного возраста взрослый начинает выступать для ребёнка в качестве образца. Этим и определяется развитие всей морально – волевой сферы ребёнка – дошкольника.

Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения, благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями, начинает восприниматься ребёнком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме.

Таким образом, самого по себе знания правил и норм поведения для того, чтобы ребёнок ими руководствовался, недостаточно. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и её регулятором. Причём предметами чувств становятся, прежде всего, те явления и условия, которые значимы для ребёнка и поэтому воспринимаются им эмоционально.
Ребёнок усваивает роль в то время, когда начинает говорить. Усвоенные способы отношений он может использовать для удовлетворения своих потребностей.

Для нормального психического развития ребёнка, его успешной социализации, определения жизненного пути в дальнейшем, необходима совместная работа педагога с семьёй. Об этом надо вести разговор в беседах с родителями, побуждая их задумываться как о ролевом поведении собственном, так и ребёнка.

Говоря о гармоничном развитии ребёнка, подразумевается развитие эмоциональной сферы и интеллектуальной. Только тогда ребенок будет гармонично развиваться, когда будет соблюдаться иерархия развития высших психических функций и учитываться согласованное развитие этих двух систем: эмоциональной и интеллектуальной. Поэтому, наряду с акцентом на развитие эмоциональной сферы, необходимо сделать акцент на интеллектуальное развитие.

Дошкольный возраст имеет большое значение для психического развития ребёнка. Именно в этот период возникает познавательный интерес, который так необходим. Поддержать любознательность и интеллектуальную активность ребёнка возможно в том случае, если взрослые способствуют развитию и самосовершенствованию познавательных способностей дошкольника. С помощью квалифицированной педагогической помощи ребёнку можно помочь осознать себя и приобрести уверенность в собственных силах. Игра – своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки.

Таким образом, успешность ребёнка – дошкольника зависит от сформированности выше указанных компонентов: эмоционального благополучия, навыков общения в окружающей обстановке и социализации и уровня интеллектуальной сферы детей. Эффективной и результативной работа будет в том случае, если будет преемственность педагогов и родителей.

Список литературы

  1. Ветрова В.В. «Уроки психологического здоровья». – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Волков Б.С. «Как воспитать ребенка, чтобы он стал успешным». – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «В мире детских эмоций». - М.: ТЦ Айрис-пресс, 2007.
  4. Меремьянина О.Р. «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет». - Волгоград: Учитель, 2012.
  5. Пашкевич Т.Д. «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет». - Волгоград: Учитель, 2012.
  6. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет». - Волгоград: Учитель, 2012.
  7. Севостьянова Е.О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  8. Севостьянова Е.О. «Как развивать интеллект у ребенка 5-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.Н. «Межличностные отношения дошкольников». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  10. Уханова А.В. «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» - М.: Сфера, 2011.
  11. Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2008.