Методическое пособие «Создание комплекта простые механизмы»

18.04.2018

Скачать презентацию (5.28 МБ)

Целью данной работы является обобщение и распространение педагогического опыта, способствующего совершенствованию и оптимизации образовательного процесса на уроках физики в 7-м классе при изучении темы «Простые механизмы». Работа содержит рекомендации по созданию комплекта «Простые механизмы» и его использованию на уроках физики.

При создании комплекта частично использовались видеоматериалы сайта «GetaClass», которые были доработаны, дополнены, а возникшие проблемы устранены.

1. Равноплечий рычаг

Рычаг и стойку изготавливаем из деревянных реек, подставку – из деревянной доски (слайд 7). В качестве держателей для грузов можно использовать канцелярские зажимы (их легко перемещать на нужное расстояние). В качестве грузов – футляры от «Киндер-сюрпризов», заполненные металлическими предметами или песком. Грузы должны быть одинаковой массы (с учётом погрешности), определяемой с помощью весов. Для предотвращения раскрытия футляров, снаружи используют самоклеющуюся плёнку или изоленту.

Для демонстрации опыта Архимеда по проверке правила рычага, можно использовать планки из пеноплекса (очень лёгкие), а к верхним концам нити привязать бусины, чтобы нити, за которые подвешиваются грузы, не прошли сквозь пеноплекс. К центральным грузам в нижней части пеноплекса нужно привязать зубочистку или спичку, что позволит уменьшить давление нити на пеноплекс и придаст прочность конструкции.

При проведении опыта Архимеда по изучению правила рычага, на равные расстояния друг от друга подвешивают 10 грузов одинаковой массы – 7 красных и 3 синих (слайд 4). С помощью лёгких планок из пеноплекса собирают в единую группу синие грузы, а затем красные. Равновесие рычага сохраняется. Придерживая рукой планки, перерезают в каждой группе все нитки, кроме центральных. Рычаг по-прежнему уравновешен. При этом, 7 грузов на плече в 3 единицы уравновешивают 3 груза на плече в 7 единиц.

Для любого числа грузов доказательство проводится аналогичным образом, но если количество грузов чётное, положение точки подвеса можно определить методом «Балка на двух опорах».

На вопрос: «Как получилось, что грузы пропорциональны своим плечам?», можно дать следующее объяснение:

Каждое плечо рычага было разделено на 10 частей. И в группе 3-х грузов мы убрали 3 такие части, а в группе 7 грузов – 7 таких частей, поэтому слева из 10 частей осталось 7, а справа - 3. Если заменить 3 груза одним в 3 единицы и 7 грузов одним в 7 единиц, то и получается, что груз весом 3 единицы висит на плече в 7 единиц, а груз весом 7 единиц висит на плече в 3 единицы.

Закрепление и контроль знаний может быть проведён в форме решения экспериментальных задач с элементами проблемного обучения (см. презентацию).

2. Неравноплечий рычаг

Если центр масс рычага не совпадает с осью вращения, то можно получить рычаг, на котором с одной стороны вообще нет грузов (слайд 8), но рычаг находится в равновесии. Это объясняется тем, что сам рычаг тоже имеет вес. Когда центр тяжести рычага совпадал с осью вращения, рычаг был в равновесии. Когда ось вращения не совпадает с центром тяжести рычага, центр тяжести перевешивает. Для того, чтобы его уравновесить, нужно к другой стороне рычага прикрепить груз.

Чтобы определить вес рычага, нужно в формуле для правила рычага в качестве второго плеча взять расстояние от оси подвеса до центра тяжести рычага.

На слайде 10 показан безмен или весы с бегунком. На одной стороне висит чаша для взвешиваемого предмета. По другой стороне может перемещаться бегунок, к которому прикреплён груз. Бегунок изготовлен из пеноплекса, чаша – пластмассовый стаканчик, подвешенный на капроновых нитях к канцелярскому зажиму. Её плечо примем за единицу измерения длины.

Вес груза вместе с бегунком примем за единицу измерения веса. Положение бегунка, при котором рычаг находится в равновесии отмечено цифрой 0.

Груз единичного веса положим на чашу весов. Слева на рычаг действует избыточный момент, равный 1 и направленный против часовой стрелки. Чтобы рычаг был в равновесии, нужно справа увеличить момент на единицу. Менять груз на бегунке мы не можем, поэтому смещаем груз на единичное расстояние вправо. Если в чашу положим ещё один единичный груз, плечо нужно будет ещё увеличить на единицу.

3. Блок

Для доказательства того, что блок – это разновидность рычага, торцы колеса блока изготавливают из картона, после загибания которых убеждаются, что блок – это разновидность рычага (слайд 11). Такой же вывод можно сделать, если приклеить переброшенную через блок верёвку к самому блоку, а потом удалить часть блока так, чтобы от него остался только брус, к которому прикреплены концы верёвки. Этот брус и будет равноплечим рычагом, поэтому приложенные к концам этого рычага силы будут равны между собой.

4. Ворот

Ворот является разновидностью рычага. С помощью обычного рычага груз можно поднять лишь на ход плеча, а с помощью ворота - насколько хватит верёвки. Для изготовления рукоятки ворота может использоваться ручка от старой мясорубки (слайд 12). Чтобы катушка не прокручивалась, её можно скрепить со стержнем с помощью двустороннего скотча.

В качестве груза можно использовать двух килограммовую гирю. В этом случае учащиеся «на себе» почувствуют существенный выигрыш в силе при подъёме гири с помощью ворота. Плечо силы, которую мы прикладываем – это расстояние от оси до рукоятки, а плечо груза – это расстояние от оси до наматываемой верёвки, т.е. радиус барабана. Подсчитать выигрыш в силе без учёта трения можно, найдя отношение плеч ворота. Второй способ подсчёта аналогичен первому и основан на применении «Золотого правила» механики. Для этого нужно найти отношение пути, который проходит рукоятка ворота за один оборот, к длине того куска верёвки, который за один оборот накручивается на вал. Третий способ нахождения выигрыша в силе –найти отношение силы, действующей на рукоятку к весу груза. Учащимся предлагается самостоятельно найти выигрыш с помощью представленных моделей.

5 Двойной блок

Двойной блок состоит из двух барабанов, закреплённых на общей оси. Если потянуть за верёвку, которая разматывается с большого барабана (слайд 13), то начнёт вращаться и малый барабан, наматывая на себя другую верёвку, при этом груз начнёт подниматься.

Для изготовления двойного блока хорошо подходят катушки от рыболовных лесок. Груз – футляр от «Киндер-сюрприза» с наполнителем. Скрепить катушки между собой можно двусторонним скотчем.

Плечо груза равно радиусу малого барабана. А плечо силы, с которой мы тянем за верёвку равно радиусу большого барабана. Отношение этих радиусов равно максимальному выигрышу в силе. Выигрыш в силе можно определить и с помощью безмена (кухонных весов) – аналог динамометра.

Учащимся предлагается самостоятельно определить выигрыш в силе теоретически (слайд 15) и экспериментально, а затем сравнить полученные результаты, объяснить незначительное расхождение (если имеется).

6. Редуктор

При использовании нескольких двойных блоков (например, в редукторе), выигрыш в силе равен отношению радиусов парных блоков, в степени, равной количеству блоков, с учётом силы трения. Согласно «золотому правилу механики», таким же будет проигрыш в перемещении нитей. На рисунке 1 отношение радиусов равно 4, значит, максимальный выигрыш в силе равен 64 раза. Учащиеся убеждаются в этом, поочерёдно потянув за левую и правую нити.

Рис. 1. Редуктор

Для связи блоков можно использовать канцелярские резинки. Сами блоки можно изготовить из полиэтиленовых крышек или листа пластика.

7. Полиспаст

Полиспаст – это устройство, состоящее из нескольких блоков. С помощью полиспаста можно получить выигрыш в силе в 2, 3, 4 и т.д. количество раз (рис.2).

Рис. 2. Полиспаст

Учащимся предлагается самостоятельно создать полиспаст, дающий выигрыш в силе в 2, 3, 4, 5 раз, теоретически и экспериментально определить выигрыш в силе (слайд 16), объяснить расхождение (за счёт веса блока и наличия трения).

Для изготовления блоков полиспаста можно использовать лазерные диски. Лишнюю часть диска можно отрезать обычными острыми ножницами, но лучше взять диск с заводской записью (меньше ломается), предварительно немного нагрев. Если вместо крючка (на правом рисунке) нить прикрепить к безмену (динамометру), можно определить выигрыш в силе.

8. Клин

Клин представляет собой разновидность наклонной плоскости. По принципу клина работают многие колющие и режущие инструменты, например, нож, топор, рубанок и т.д. Для изготовления клина использовались деревянные бруски, скреплённые между собой канцелярскими резинками (слайд 17). Разъединить бруски в горизонтальном направлении (растягивая резинки) очень трудно, а вдавить клин в вертикальном направлении гораздо легче.

Пусть стенки, которые раздвигает клин, сдавливается с обеих сторон силой F2, а клин вдавливается с силой F1. Когда клин проходит расстояние l1, каждая стенка проходит расстояние l2. Приравнивая работы, получаем формулу, представленную на слайде 17.
Учащимся предлагается сравнить выигрыш в силе, который дал бы топор (более острый) и колун при прочих равных условиях.

9. Винт

Сворачивая «наклонную плоскость» в трубку вокруг вертикальной металлической трубки, вставленной в пеноплекс (слайд 18), можно наглядно показать, что винт – это разновидность наклонной плоскости. Верхний край бумаги желательно отделить полоской из самоклеящейся плёнки

10. Цепочная линия

В свой комплект мы решили включить очень интересный механизм, который нашёл широкое практическое применение в строительстве – цепочная линия. На его принципе возводятся мосты, соборы и т.д. Интересной особенностью цепочной линии является тот факт, что если закрепить звенья в этом положении и перевернуть цепочку, получится арка, на звенья которой будет действовать только сила сжатия. Элементы упираются друг в друга, что обеспечивает наибольшую прочность и устойчивость конструкции. Нагрузка в таких моделях правильно распределяется сама без всяких расчётов.

Демонстрация цепной линии, состоящей из 8-ми звеньев в сравнении с такой же по длине цепочкой, состоящей из двух звеньев, объясняет прочность конструкций, построенных по принципу «перевёрнутых цепных линий». Если звенья цепочки сильно стянуть, прочность конструкции будет очень высокой (слайд 20).


aid: 670224