Цель: освоение социокультурных категории «роль семьи», «образ родителей», «отношения в семье», «таланты Золотого Сердечка».
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимать, какую роль играет семья в жизни человека;
- создавать образы отца и матери;
- определять ценности семьи.
Личностные:
- развитие личной ответственности за свои слова, поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
- развивать умения:
- осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- работать в малой группе: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; высказывать своё мнение в доброжелательной форме;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Материалы к занятию: листы белой бумаги, маркеры, «ларец», карточки: «роль семьи», «образ родителей», «отношения в семье»; свеча, прозрачный колпак, клубок для рефлексивного круга.
Текст для создания духовно-нравственной проблемной ситуации: «Сказка о бочке» (Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома) / А.Лопатина, М.Скребцова. – 3-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2009 – 176 с.
Этап занятия | Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный |
Организует детей на работу, создаёт эмоциональный настрой. |
Настраиваются на предстоящую работу. |
II. Присоединение к теме |
Предлагает обсудить вопрос в малых группах: «Что сегодня для меня важнее всего?» Подводит мини-итог: «Вы записали то, что важно для вас сейчас. Это ваш смысл жизни на данный момент» |
Работа в малой группе: обсуждение вопроса и запись на листе. Представляют результат в виде схемы (картинного плана или записи) |
III. Подготовительный этап. 1. Актуализация |
Организует «эвристическую беседу» на актуальном детском уровне. - Как вы считаете, может ли «важное» для человека измениться? Почему? - Если считать, что смысл жизни - это и то, чего вы желаете достичь. Сможете ли вы достичь чего-либо в одиночку? Почему? - Кто помогает вам сейчас и в течение всей жизни добиваться желаемого? - Семья - это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать всех членов семьи от беды. |
Поиск ответов и решения осуществляется учениками при частичном руководстве учителя и самостоятельно: учитель направляет – ученики решают шаги целостной задачи.
|
Предлагает выбрать для данного урока значение слова «ковчег», объяснить выбор. | Работа в малых группах, работа с источниками (Толковый словарь, Интернет, взрослый, обсудить со сверстником). «Ларец для хранения очень ценных предметов». |
|
Мотивирует к дальнейшей работе. - В течение занятия буду доставать из «ларца» важные предметы, они помогут нам во время занятия. |
||
2. Целеполагание, планирование деятельности на занятии |
Достаёт из «ларца» карточки с ключевыми словосочетаниями урока: |
С помощью ключевых словосочетаний формулируют проблемные вопросы урока, составляют предположительный план работы на занятии. |
Подводит детей к формулированию проблемных вопросов занятия, планированию деятельности. | Проблемные вопросы формулируют с помощью учителя. Примерные вопросы: Какую роль играет семья в жизни человека? Какими качествами должны обладать родители? По каким правилам должны строиться взаимоотношения в семье? |
|
III. Основной этап
1. Ресурсный круг. Моделирование ситуации. |
Организует работу над проблемными вопросами занятия. Роль семьи a) Подготовительный этап. Моделирование ситуации. |
Актуализируют часть опыта, субъективно связанного с изучаемой проблемой, представления, чувства, смыслы, относящиеся к обсуждаемому «абстрактному» понятию. |
b) Основной этап. - Почему огонь погас? Рефлексия. - Что вы почувствуете, ощутите, если лишитесь поддержки семьи? |
Ученики дают доступный их пониманию ответ. (уровень физического явления и человеческого отношения) |
|
2. «Интервью» с проблемными вопросами. | Образ родителей 2. Организация «интервью» с проблемными вопросами урока. |
Обсуждают вопросы занятия с помощью ведущих, делают выводы, презентуют решение. «Образ отца».
|
3. Ресурсный круг. Создание духовно-нравственной проблемной ситуации. |
Отношения в семье 1. Подготовительный этап. Работа с притчей «Сказка о бочке» (чтение учителем) Вопрос для размышления. |
«Образ матери».
|
2. Основной этап. - Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда были мир и согласие. 3. Рефлексия. |
Ученики дают доступный их пониманию ответ.
Дети перечисляют качества, необходимые для создания мира и согласия в семье. |
|
Итог |
Организует работу с ранее изученными понятиями, работу в группах. |
Актуализируют опыт с отслеживанием собственного понимания. Подбирают нужную пословицу к «таланту Золотого сердечка». |
Рефлексия |
Организует рефлексию в интерактивной форме. Интерактивная игра «Паутинка» (клубок передаётся по кругу от одного к другому с заданием «назвать качество, которым должна обладать счастливая семья») Рефлексивный проблемный вопрос в круге: «От кого зависят отношения в семье?» |
Осуществляют познавательную и личностную рефлексию: «связываем друг друга» семейными качествами: терпением, любовью, открытиями, нежностью, верою, жертвенностью, семейными традициями, верностью, уважением, прощением, терпением, участием, радостью. |