Семинар-практикум с элементами тренинга
Цель: расширить круг методов и приемов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей.
План проведения семинара
- Теоретическая часть
- Краткое теоретическое введение, постановка обсуждаемой проблемы.
- Возрастная динамика отношений детей со сверстниками в дошкольном возрасте.
- Психологический портрет непопулярного ребенка.
- Типы непопулярных дошкольников.
- Оценка неблагополучия ребенка в группе, методы.
- Причины непопулярности детей среди сверстников.
- Психологический практикум
- Решение и обсуждение практических ситуаций.
- Шпаргалка для воспитателей «Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопулярным детям».
- Упражнение «Дискуссия».
- Подведение итогов
Теоретическая часть
Краткое теоретическое введение, постановка обсуждаемой проблемы
Одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста является коммуникативное развитие. Результатом такого развития является коммуникативная компетентность в общении детей со взрослыми и со сверстниками.
В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослыми и взаимодействие со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. Группа сверстников становится референтной для детей дошкольного возраста.
Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.
Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому в ней «легко дышится». От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание воспитателя. Однако данная категория детей нуждается в помощи взрослого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверстниками не повлияли на их развитие. И чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре личности.
Возрастная динамика отношений детей со сверстниками в дошкольном возрасте [5]
В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа.
I этап
Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым (родителям или воспитателю), чем сверстникам). Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Об этом говорит стремление детей к эмоционально-практическому взаимодействию, подражание движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями со сверстником, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.
II этап
Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В 4-5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. В средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.
Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику, суть, которой заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает, прежде всего, изменения в самосознании ребенка. Его Я «опредмечивается», в нем уже выделены отдельные умения, навыки и качества. Но выделяться и осознаваться они могут не сами по себе, а в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать сверстник. Только через сравнение со сверстником можно оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого. Этим другим опять же для 4-5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и пр. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.
III этап
К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если 4-5-летние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то 6-летние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем противостоянии взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Ровесник становится для ребенка самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих предметов. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому.
Психологический портрет непопулярного ребенка
В дошкольном возрасте интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольников. Отношения между детьми динамичны, они развиваются на протяжении всего дошкольного возраста, обогащается и усложняется коммуникативное поведение детей.
Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Выделяют следующие группы непопулярных детей.
I. Малообщительные дети:
- отсутствие достаточно развитых игровых умений;
- малая подвижность ребёнка;
- отказ от общения в связи с невозможностью реализовать какую-то свою индивидуальную потребность;
- недостаточно развитая потребность в общении
II. Открыто конфликтующие дети:
1 подгруппа:
- неумение управлять своим поведением, что приводит к дезорганизации игр; отсутствие достаточно развитых игровых умений, умений строить взаимоотношения с детьми.
2 подгруппа:
- неправильно сформированные мотивы общения (преобладание эгоистических мотивов).
Неудовлетворенность ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти дети обидчивы, становятся агрессивны.
У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, которые не захотели играть другие.
В других случаях непопулярные дети идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.
Изолированные дети не могут удовлетворить основную потребность, характерную для данного возрастного этапа, - потребность в совместной игре со сверстниками. Тот, кого не принимают в игру, тяжело переживает свою отверженность.
Типы непопулярных дошкольников
- «Прилипала»
Такие дети стараются привлечь к себе внимание сверстников, хватая их вещи или обнимая объект симпатии, не давая ему пошевелиться и причиняя боль. Здороваясь, стремятся попасть в поле зрения собеседника, заглядывают в глаза, касаются руки.
Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно, что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки сблизиться таким образом, отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.
Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.
- «Озлобленные»
Некоторые дети, не сумев установить контакт со сверстниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи. Во время занятий, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, начинают стучать, шуршать, скрипеть всем, что попадается под руку. Воспитатели вынуждены постоянно делать им замечания.
- Отвергаемый агрессор
Ребенок не умеет отстаивать интересы в споре, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится, обижается, отказывается от игры, неудачи надолго выбивают его «из колеи». Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище.
Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает.
С агрессией детей необходимо бороться, направляя их энергию в мирное русло. Замечательный чешский психолог Зденек Матейчек сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей для разрядки накопившейся энергии.
- Ябеды
Жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы - досада или негодование. Сверстники считают ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие игры. С жалобщиками стараются не связываться, - угрожая рассказать взрослым что-то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно пользуется.
Чаще всего ябеда - это отвергаемый сверстниками ребенок. Вопрос в том, стал ли он изгоем из-за своей «любви» жаловаться или ябедой из-за того, что его отвергли сверстники? Основные причины, побуждающие ребенка жаловаться:
- Отчаяние. Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной - он идет к взрослому за помощью, с ним делится информацией о происходящем. Взрослый для ребенка - последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам.
- Месть. Если ребенка обижают сверстники, не берут в игру, он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, неуверенные в себе, с низкой самооценкой.
Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, стремящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстниками), будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябедничество может использоваться как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться. Нередко ябедничество для ребенка становится способом самоутверждения. Если ребенок будет чувствовать себя комфортно в группе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (творчество, спорт и др.), то ему не нужно будет прибегать к жалобам.
Оценка неблагополучия ребенка в группе, методы
Эмоциональное благополучие дошкольника и в целом развитие его личности в большей степени определяется отношениями ребенка со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Многое меняется, эмоциональный контакт сменяется отвержением, конфликты возникают и угасают.
Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой», «предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет и наоборот. Поэтому изучать взаимоотношения ребенка с другими детьми следует постоянно.
Желательно возвращаться к этому вопросу раз в 1-2 месяца, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться, помочь отвергаемым, найти пути повышения статуса изолированных детей. Как изучать взаимоотношения детей?
Педагоги-психологи используют в своей работе следующие методики.
Социометрические методики:
- «Капитан корабля»;
- «Два домика»;
- «Секрет»
- «День рождения»
Метод проблемных ситуаций:
- «Строитель»;
- «Одень куклу»;
- «Мозаика»
Воспитатель может использовать метод наблюдения.
Целесообразно фиксировать в течение какого-то определенного времени (например, во время прогулки) такие, например, моменты:
- сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого в группе вы изучаете;
- сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов.
Также существует возможная форма наблюдения за детьми в группе, целью которого является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения (Приложение 1).
Причины непопулярности детей среди сверстников
Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными.
На социометрический статус ребёнка влияют:
- Уровень развития навыков общения;
- Привлекательный (непривлекательный) внешний вид;
- Степень развития игровых навыков;
- Обладание заманчивыми игрушками, предметами;
- Отношение воспитателя к ребёнку
Различия между популярными и непопулярными детьми
Популярные дети | Непопулярные дети |
Проявляли интерес к действиям сверстников. Они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. |
Предпочитали осуждать действия сверстников и навязывали свой замысел. |
Умели сопереживать другим. Успехи сверстников радовали их, а промахи огорчали. |
Были безразличны к оценке сверстника, или реагировали неадекватно – расстраивались из-за чужих успехов и радовались в ответ на промахи и неудачи сверстников. |
Отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим. |
Не делали этого никогда. |
Даже в позиции «обиженного» предпочитали разрешать конфликты мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. |
Находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах. |
Психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр.
Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение и игнорирование, демонстрируемые невербальными способами при взаимодействии с ребенком, красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику.
Это же правило работает и в позитивном плане – положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстника и способствуют налаживанию межличностных отношений.
Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними. Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.
Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, неприятия его детской группой.
У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.
Причины непопулярности детей среди сверстников и стратегия помощи
Причины |
Стратегия |
Непривлекательный внешний вид |
Консультирование родителей |
Негативное отношение педагога |
Анализ причин, самоконтроль педагога за проявлением эмоций |
Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) ребёнка |
Решение личностных проблем ребёнка |
Низкий уровень развития навыков общения ребёнка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность) |
Развитие коммуникативных навыков |
Отсутствие у ребёнка потребности |
Коррекция проблем личностного развития, формирование потребности в общении — комплексное взаимодействие педагогов, ребёнка и родителей |
Частые болезни ребёнка |
Поддержание опосредованного контакта детской группы с ребёнком |
Как помочь ребёнку завоевать расположение сверстников
I этап:
Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других.
Следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчёркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей.
II этап:
Научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова.
На формирование этой способности направлены такие детские игры, как «Испорченный телефон», «Эхо», «Зеркало», «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем» и др.
III этап:
Дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.
Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной кукле, или «старенькой бабушке»; уступить дорогу на узком мостике.
IV этап:
Организация совместной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими.
Совместную деятельность лучше сначала организовывать в парах.
Примеры возможных занятий: «Мозаика», «Рукавички», «Рисуем домики» и др.
Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним.
Психологический практикум
Решение и обсуждение практических ситуаций [2] (Приложение 2)
Шпаргалка для воспитателей «Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопулярным детям»
Группа детского сада является малой, или контактной, группой. Исследования ученых показали, что группа сверстников является важнейшим условием формирования коммуникативных способностей. При этом организация общения и деятельности в детском коллективе взрослым обеспечивает дополнительную мотивацию ребенка к коммуникативному взаимодействию.
Специфика дошкольной группы в том, что ее члены находятся под все еще большим влиянием воспитателя. Ж.Пиаже считал, что большие трудности для самостоятельной социальной активности детей дошкольного возраста обусловлены эгоцентрической природой познавательных способностей, поэтому социальная активность ребенка облегчается и появляется лишь в присутствии взрослого. Какие же корректирующие воздействия может использовать педагог в работе с непопулярными детьми? Для этого педагогам предлагается выполнить следующее упражнение.
Педагоги получают карточки с таблицами (Приложение 3), в которых указаны основные причины непопулярности ребенка в группе сверстников и «шпаргалку», в которой определены стратегии помощи непопулярным детям (Приложение 4). Педагогам дается задание: «Из предложенного списка, исходя из причин сложившейся ситуации, выбрать оптимальные средства, направленные на устранение негативных факторов. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности».
Упражнение «Дискуссия» [4] (Приложение 5)
Подведение итогов
Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Дети-ровесники создают ребенку возможность усвоить преподанные старшими образцы человеческих действий и поступков, поупражняться в из воспроизведении, поглядеть со стороны, как выучил тот или иной урок другой ребенок. Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками – становление субъективного отношения к ним, то есть умение видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями, и постоянная готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь.
Источники информации
- Афонькина Ю.А., Галай И.А., Трифонова Н.И. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника: технология здоровьесбережения. – М.: АРКТИ, 2014. – 120 с. (Растём здоровыми)
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 256 с.
- Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2009. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей / авт.-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2009. – 176 с.: ил. – (Растим первоклашку).
- [Электронный ресурс].URL: http://www.images.google.ru
- [Электронный ресурс].URL: https://urok.1sept.ru
- [Электронный ресурс].URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad