Актуальность
Возможность создавать что-то новое, необычное закладывается в детстве. Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры, характеристика новизны образов имеет значение только для него самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего мира, и именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение позволяет ребенку воспринимать как реальные, так и самые фантастические сказочные образы и ситуации. При этом собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир у детей дошкольного возраста недостаточны. Воображение и фантазия заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.
Возникновение и развитие воображения-социально обусловленный процесс.
Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительнойролью в познании. Воображение способно не просто создать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.
Играя важную роль в психической деятельности людей, воображение является одной из универсальных способностей, присущих только человеку. Первые экспериментальные исследования, посвященные воображению, относятся к концу XIX началу XX веков (К.Бюлер, П.Я.Гальперин, Э.Клаперд, С.Л.Рубинштейн и др.).
Проведенный анализ значительного количества психолого-педагогической литературы, а также философских работ показывает существование разных точек зрения как на само понятие «воображение», его сущность, так и на связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека.
Воображение детей дошкольного возраста формируется и проявляется в процессе деятельности. Эффективные пути и средства развития воображения ученые (В.В. Давыдов, Ю.А. Полуянова, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова и др.) ищут в различных видах детской деятельности.
Во многих работах (А.Н. Леонтьев (1983), Д.Б. Эльконин (1978) и др.) были показаны возможности развития воображения ребенка по мере овладения им предметной и сюжетно – ролевой игрой.
А.Н. Леонтьев подчеркивал, что игра – это ведущая деятельность дошкольника, и достаточно подробно анализировал процесс зарождения воображения в их игровой деятельности. Он показал, что воображение зарождается из необходимости создания особой игровой ситуации, которая имеет особый игровой смысл.
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений.
О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может реально подражать всем привлекательным действиям старших.
На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. В этом возрасте у ребенка появляется воображение как самостоятельная функция.Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей.
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего, в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.
Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики, и действующими в соответствующих ситуациях. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.
Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление - серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.
Приемом антропоморфизм - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы, опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности.
2. Цель проекта: Развитие у детей воображения, творческих способностей и использование приобретённых знаний в своем социальном опыте.
3. Задачи проекта:
- Развивать процесс воображения у детей старшего дошкольного возраста.
- Совершенствовать навыки, при развитии творческих способностей.
- Воспитывать познавательную активностьдетей, любознательность при овладении знаниями.
Задачи для воспитателя:
- Совершенствовать знания и умения по проблеме развития воображения у детей 5-6 лет.
- Провести диагностику с целью выявления уровня развития воображения у детей 5-6 лет.
- Определить перспективы взаимодействия педагогов, родителей и детей в развитии творческих способностей.
Задачи для родителей:
- Способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе ДОО.
4. Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
5. По времени проведения: продолжительный (в течение учебного года)
6. Тип проекта: познавательный, групповой.
7. По содержанию: практико-ориентированный.
8. Подготовка проекта:
- Определение инициативной групповой темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- Обсуждение проекта с родителями и инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
9. Ожидаемые результаты:
- Освоение детьми процессомзамещения предметов (знаково-символической функцией), развитие воображения, логического мышления.
- Совершенствование приемов и средств для созданияобразов (развитие воссоздающего воображения).
- Развитиетворческих способностей детей и обогащение их индивидуального жизненного опыта.
10. Осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ№4 «Уголек», включающей:
- совместную деятельность воспитателя и ребенка;
- совместную деятельность родителя и ребенка;
- самостоятельную детскую деятельность.
11. Организация работы с детьми.
Формирование творческого воображения, фантазии, требует от педагога систематичности и целенаправленного планирования в работе с детьми. В планировании по развитию у детей воображения использовались разные средства и методы (Приложение 1).
К средствам, помогающим развивать воображение у детей, можно отнести и такие виды деятельности, как слушание музыки, рисунки по замыслу, элементы сказкотерапии, игры на словесное воображения, игры-имитации (Приложение 2).
Игры на развитие познавательного воображения: «Что забыл нарисовать художник», «Дорисуй фигурки или преврати фигурки в различные предметы», «Что неправильно изобразил художник», игра-медитация «Прогулка в лес», «Доброе животное и др.,раскрывают творческий потенциал ребёнка (Приложение 3).
Такие игровые упражнения, творческие задания могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников.
Работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Для отслеживания направления и уровня развития воображения в работе можно использовать диагностические методики (Приложение 4).
12. Организация работы с родителями
Данная работа включает целенаправленное взаимодействие по теме проекта с родителями (Приложение 5).
Работа проводится в разных направлениях и формах: встреча с родителями в форме круглого стола «Развитие творческих способностей ребенка» (Приложение 6), в которой родители выбирали для себя один из предложенных вариантов ответа, отражающий их собственное отношение к процессу творчества ребенка,«Рекомендации для родителей» (Приложение 7), анкетирование родителей по теме «Как развита фантазия у Вашего ребенка?» (Приложение 8), тест «Каков Ваш творческий потенциал», участие родителей в выставках,в совместных праздниках и развлечениях (Приложение 9), наглядно-тестовая информация в форме папки-передвижки «Помечтай со мною вместе» (Приложение 10).
Цель:Формирование представлений у родителей о развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Данные, полученные с помощью анкетного опроса, помогают провести анализ представления у родителей о творческих способностях ребенка и уровня сформированности воображения, развития фантазии. Это очевидно поможет осознать родителям значение воображения в развитии ребенка, стимулировать его любознательность и формировать творческие способности.
Таким образом, развитие воображения у ребенка происходит в течении всего дошкольного возраста, и к старшему возрасту более значимым развитие его любознательности.
Так в 5-6 лет предметом фантазии ребенка становится то, что сильно его взволновало, поразило: увиденный мультфильм, новая игрушка, новая книга. Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры, характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего мира, и именно в реальном мире находится источник образов воображения. Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс и взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. Только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов.
Литература
- Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет [Текст]: игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
- Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками[Текст] / Л.А. Венгер. - М., 1996 – 128с.
- Венгер, Л.А. Угадай, как нас зовут [Текст]: игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А.Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1994. – 96с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 93с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М., 1996. – 197с.
- Детская практическая психология[Текст]: учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарини, 2001.- 255 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста[Текст] : кн. для воспитателя дет. сада/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника[Текст]: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей[Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология[Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Уруетаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.
- Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии[Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.