Программа: «Начальная школа 21 века».
Тип урока: открытие новых знаний, рефлексия.
Методический прием: системно-деятельностный метод.
Цели урока:
- Через деятельный подход прийти к выводу, что при сложении многозначных чисел в разряде единиц получается число ≥10. Развитие навыков и умений самостоятельно-исследовательской деятельности учащихся;
- Скорректировать действия учащихся, связанные с решением примеров;
- Развивать коммуникативные умения учащихся;
- Воспитывать культуру учебного процесса.
Задачи урока:
- Формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа;
- Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
(доска) – Прочитайте девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».
- Как вы понимаете эти слова?
- Значит, мы открываем что-то новое, новое знание, которое нам необходимо.
- Когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги?
- Кто верит в свой успех на уроке?
2. Проверка дом. работы
- Кто справился с д.з? Задания были трудными для вас?
- Вы выполнили сами или вам помогали?
- Молодцы, что не побоялись трудностей!
3. Устный счет
А) - Открываем тетради, записываем дату. Какой сегодня день? (24 октября, среда)
- Давайте исследуем это число. Расскажите всё, что вы о нём знаете.
(двузначное, состоит из 2 десятков и 4 единиц, при счёте стоит перед числом 25, после числа 23, при записи используют 2 цифры, сумма цифр равна 6, 24 это сумма 20 и 4, встречается в жизни.)
Б) - Проанализируйте ряд чисел, записанный в тетради, установите закономерность и продолжите ряд до конца строки. (37, 40, 43, …. 46, 49, 52, 55, 58, 61)
- Назовите числа, в которых количество десятков больше, чем количество единиц. (40, 43, 52, 61)
- Назовите число, в котором количество десятков совпадает с количеством единиц. (55)
- Назовите числа, в которых количество единиц больше, чем количество десятков. (37, 46, 49, 58)
В) – Посмотрите на записи
- 3+8 С
- 7+8 Е
- 9+4 О
- 8+8 Н
- 3+9 Л
- 8+6 Ж
- 9+8 И
- 9+9 Е
- Ответы расположите в порядке увеличения.
- Какое слово получилось? (сложение) Что это?
- Как вы думаете, это арифметическое действие будет связано с нашей темой урока?
- Мы вспомнили то, что важно для урока. Оцените себя, как поработал каждый на данном этапе. В карте успеха поставь знак.
4. Физминутка зрительная
5. Создание проблемной ситуации
А) Доска
- 27+12
- 52+26
- 35+14
- 47+15
- Какое правило надо соблюдать при сложении?
- Что нужно сделать, чтобы десятки находились поближе к десяткам, а единицы к единицам? (записать в столбик)
- А мы умеем? Учились этому? Вспомним пошаговый алгоритм сложения столбиком.
Б) Работа в парах
- Я предлагаю решить эти примеры в парах. Распределите кто исполнитель, а кто контролер.
6. Локализация индивидуальных затруднений
- Какое задание вы выполняли? (решали примеры на сложение)
- Какие ответы вы получили? (фиксируют на доске)
- Где возникло затруднение? (в последнем примере)
- Что общего в примерах? (сложение многозначных чисел)
- Почему не смогли решить последний пример?
- Чем он отличается от предыдущих? (при сложении единиц получается ≥10, такие примеры не решали)
- Какая наша цель урока? (научиться решать такие примеры на сложение с переходом через разряд)
- А вам эти знания где-то могут в жизни пригодятся?
- Кто сможет выйти к доске и объяснить решение выражения. (47+15)
7. Закрепление нового материала
Работа с учебником стр. 68 № 3 (у доски с объяснением 1-2 столбик)
- Как решаются такие выражения? Давайте построим алгоритм решения подобных выражений и сформулируем способ сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше 10. (проговаривают алгоритм)
Рефлексия: Оцените свой уровень усвоения нового материала. Поставьте в «картах успеха» знак.
8. Физ. минутка
9. Самостоятельная работа
- Выберите и решите примеры на новый вычислительный прием. (доска)
- Исследуйте выражения. Какое выражение будет следующим? (46+46)
- Решите в тетрадях самостоятельно.
- Проверьте по эталону (доска).
- Кто справился? У кого возникли затруднения?
- Кто допустил ошибки при вычислении, поставьте на полях знак? Определите место ошибки и причину.
Проверка: - Кто хочет назвать свою ошибку и исправить? В чем у вас ошибки, над чем надо еще надо поработать, на что обратить внимание на следующем уроке?
10. Домашнее задание стр. 70 №13, стр. 68 №6
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какая у нас была цель, достигли мы этой цели?
- Что помогло нам в достижении нашей цели?
- Давайте ещё раз проговорим алгоритм сложения, с переходом через разряд.
- Вы довольны своей работой.
- Кто из вас понимает, как решать примеры, к какому способу обратиться, если возникли затруднения, тот рисует в карте успеха восклицательный знак.
- Кто начинает волноваться при решении примеров, кому тяжело дается, кто еще не уверен в своих силах, тот рисует вопросительный знак.
- Ребята, очень радует, что много нарисовано восклицательному знаку, но нет ничего страшного в том, что есть с вопросительным знаком. Мы только начали знакомство, у нас еще есть время для коррекционной деятельности и я уверена, что все будут отлично решать задачи.
- Спасибо, урок закончен.