Внекласное мероприятие "Святыни земли Новоаннинской"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: Проследить, как восстанавливаются, строятся храмы  на территории Новоаннинского района.

Задачи:

  • Познакомиться с историей возникновения храмов.
  • Встретиться с людьми, участниками восстановления храмов и взять интервью.
  • Создать краткую историю восстановления храмов, проиллюстрировав их фотографиями  и видеофрагментами.

Форма проведения: историко-литературный марафон – выступления учащихся с отчетом о проделанной работе.

Подготовка: проведению урока предшествовали изучение краеведческого материала, встречи с краеведами, подвижниками, священниками, руководителем народного ансамбля песни и пляски «Казачья удаль».

Ход мероприятия

Учитель. Любовь человека к родному краю, следование традициям во все времена давали силу и смелость давать отпор врагам Отчизны, выстоять в годы многочисленных войн, силу преодолевать трудности. В древние времена иностранцы называли Русь «святой» из-за обилия церквей и монастырей. В начале 20 века эти святыни были уничтожены, государство боролось с религией разными способами. В конце 20 – начале 21 века храмы стали снова восстанавливаться, паломники посещают святые места, подвижники восстанавливают храмы и монастыри. На территории нашего района было много храмов. О некоторых, восстановленных, мы сегодня поговорим.

Ведущий 1. Слово «храм» многозначное. В одном случае это переносное значение, свойственное понятию «душа», выражению «храм души». В другом – строение, здание, которое посещают верующие люди, проходят богослужения. О храмах Новоаннинского района мы и расскажем сегодня. (Слайд с храмом)

Ведущий 2. (Слайд с видом станицы) Станица Филоновская – красивейшее место в нашем казачьем краю, можно сказать, уникальное. Местной Свято-Троицкой церкви 19 июня 2008 года исполнилось 210 лет – дата замечательная и значимая. (Слайд с современным видом Свято-Троицкого храма) История храма, правильное название которого Троицко-Параскевский, началась в 1728 году. По благословению архиерея в этом году в станице Филоновской была построена деревянная церковь. Из-за постоянных наводнений станицу переносят на версту вверх по течению и вместе с ней и храм. Но, вместо прежней деревянной церкви, казаки ставят каменную с двумя Пределами. В 1795 году освящают зимний Предел во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, спустя три года и летний – во имя Святой Троицы.

Начиная с 1803 года, Троицкая церковь в своём благочинническом округе имела наибольший приход и число священноцерковнослужителей. Так, согласно клировым ведомостям за 1805 год, в Троицкой церкви служили три священника, два дьякона, три дьячка и три пономаря. В 1803 году к приходу Троицкой церкви относилась станица Филоновская и четыре соседних селения. (Слайд с видом Свято-Троицкого храма)

Ведущий 3. О станице Филоновской упоминается в книге краеведа, Почетного жителя города Новоаннинский Широковой Галины Федоровны «Во тьме исчезнувшие предки»: «Одно из самых древних исторических поселений нашей местности – станица Филоновсакя. Она расположилась на левом берегу реки, на низменном и ровном месте. Это лучшая из бузулукских станиц. В 1685 году она уже существовала… Предание гласит, что название свое она получила по имени цыгана – кузнеца Филона. С тех пор станицу стали называть его именем. Но это всего лишь предание. Шли годы. Станица Филоновская крепла числом. На высоком красивом месте казаки построили деревянную церковь. В 1728 году по благословенной Грамоте епископа Льва эта деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы (Пятницы) была освящена. Для работы с прихожанами из Воронежа был прислан священник…»

Ведущий 4. А вот такие строки о храме можно прочесть в рассказе «Недельный отпуск»  нашей поэтессы-землячки Лукьяновой Т.В.: «До сих пор колхоз имени Калинина под руководством Ивана Ивановича Белоштанова не развалился. Мама, Ячменева Анастасия Антоновна, строительница этого колхоза была, а назывался он «Путь огородника». Мама моя до самой смерти колхоз считала своим. В церковь ходила редко и только в станицу Филоновскую. Обязательно свечу тайную подавала за процветание колхоза. И не исчез он с лица земли с Божией помощью…»

Ведущий 5. (Слайд со Свято-Троицким храмом в хуторе Первая Березовка) Купол церкви Святой Троицы, что расположилась на правом берегу Бузулука в хуторе Первая Березовка, виден издалека. Интересна судьба этого храма, выстроенного на землях, где издавна проживало православное казачество. Как свидетельствуют исторические источники, храм Святой Троицы – одна из первых церквей. Служила она людям почти 3 столетия. Предки возвели ее из пяточного кирпича в 1801 году. Еще две подобные были в Ростовской области. Первое упоминание о церкви есть в книге краеведа Г.Ф. Широковой «Во тьме исчезнувшие предки»: «В 1799 году, 20 мая, заложили новую, однопрестольную церковь во имя Святой Троицы, которую освятили 2 апреля 1801 года. Утварью церковь была достаточна. В ней хранилась старинная книга «Пятидесятница», изданная в 1722 году, икона Христа Спасителя на троне, написанная при строительстве деревянной церкви…»

Ведущий 6. Трагическое испытание поджидало православные храмы в начале 20-го века. Начало 30-х годов ознаменовалось повальным закрытием разрушением святынь. Березовская церковь чудом уцелела от разорения: потом просто закрыли, затем передали в ведение МТС, и долгие годы здесь ремонтировали тракторы и другую сельхозтехнику.

Шло время. Началось возрождение храмов. Здесь энтузиастом оказалась Г.Л. Макеева. Ее дед и бабушка по линии отца жили в Березовке. Отец в 30-е годы по комсомольской путевке уехал на завод «ЗИЛ» в Москву. Работал, женился, там она родилась, закончила архитектурный институт, работала по специальности, но всегда ее увлечением было рисование. Выйдя на пенсию, Галина Леонидовна решила осуществить свою давнюю мечту- восстановить храм. Купила в Первой Березовке домик, починила его и поселилась в хуторе. Много инстанций пришлось пройти Галине Леонидовне и ее помощникам, но святыню возродили, вернули к жизни. Начались службы, прихожане пошли в храм.

Ведущий 7. Церковь успения Пресвятой Богородицы в районе городской школы№ 5 была деревянной, высокой, красивой. (Слайд с деревянной церковью)  В книге краеведа Широковой Г. Ф. «Во тьме исчезнувшие предки»  есть такие строки: « Здание церкви было деревянное, на кирпичном фундаменте с деревянной колокольней в одной связи, крыто жестью, возведено местными мастерами-плотниками на средства прихожан. Утварью церковь была снабжена достаточно. Огромный колокол для церкви весом в четыреста пудов купил трактирщик Филипп Иванович Бирюков. При церкви имелось два деревянных дома для церковнослужителей, построенных В.Х.Симбирцевым еще в 1901 году…» В 30-е годы храм сгорел. По новому проекту в ближайшее время планируется строительство нового каменного храма, который станет частью памятного мемориала около громковского кладбища. Сейчас мы предоставим слово нашему краеведу-земляку Харламову А.В.

 Ведущий 8. Вот такие строки из поэмы «Анастасия» поэтессы-землячки Лукьяновой Т.В. посвящены громковскому храму:

Наш городок когда-то хуторком
Был в нашем округе Донском.
Стоял на берегу речушки
И назывался он Громком.
И жизнь, как речка по низине,
В заботах хуторских текла,
Церковно-приходская школа
Основой знаний всех была.
Три купола златых с крестами
Сияли четко в вышине.
И колокольный звон далеко
Плыл по лазурной тишине.
Колокола ее молчали в дни будни.
Коль беда –на сход! Набатом звали.
А в праздник бурно ликовали,
И валом шел туда народ…

Ведущий 9. В настоящее время под руководством иерея Бориса Ермакова продолжается строительство храма Феофана Затворника Вышенского. Осталось провести отделочные работы. Отца Бориса тоже можно по праву назвать подвижником. Службы  всегда проходят многолюдно. Стараниями священника увеличилось количество учащихся воскресной школы. При ней организованы также занятия для взрослых.

Ведущий 10. Подвижники – это люди, прежде всего не равнодушные к происходящему в наше время. Благодаря им, поднимаются ввысь из небытия православные святыни. Стихотворение «Возрождение храма» Елена Киргизова посвятила благому делу людей верующих:

Прекрасного Храма второе рожденье
От Участи прошлой его упаси!
Пусть символом станет твоё возрожденье
Величия, мудрости нашей Руси!

Немало он видел сквозь вехи столетий
Великих, торжественных, радостных дней,
И страшных земли подмосковных трагедий,
И лютого горя, страданий людей,

Захватчики тут над святыней глумились,
Желая России несчастья и бед.
Недолго так было ... и вновь возносились
На Храме знамёна Российских побед!

У стен воеводы в погосте забытом,
От их безымянности горько до слёз.
Останки героев в безумии диком
Отсюда, из склепов несли под откос.

Конечно, вернутся и память, и вера, –
Уже наступает такая пора.
За прошлые беды – безмерная мера!
Вам счастья, согласья, большого добра!

Прекрасного Храма второе рожденье
От участи прошлой его упаси.
Пусть символом станет твоё Возрожденье
Величия, мудрости нашей Руси!

Рефлексия: Как вы считаете, почему сейчас, в 21 веке восстанавливаются храмы? (Обсуждение)

Как связаны вера и патриотизм? Напишите сочинение на эту тему.