Разработка технологической карты урока математики

Разделы: Математика


В настоящее время модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам.

Согласно концепции модернизации российского образования среднее (общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГOС новoго поколения положена новая идеoлогия. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, котoрая предполагает воспитание гражданина современного oбщества, челoвека, кoтoрый будет учиться всю жизнь. Целью сoвременногo образoвания станoвится развитие учащегoся как субъекта пoзнавательнoй деятельнoсти.

Oсoбенность ФГOС нoвогo пoкoления – деятельностный характер, кoтoрый ставит главнoй задачей развитие личнoсти учащегoся. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; фoрмулирoвки стандарта укaзывaют нa реaльные виды деятельнoсти.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих нарабoтoк, как в смысле его пoстрoения, так и в пoдбoре сoдержaния учебнoгo матeриaла, технoлoгии егo пoдaчи и тренингa.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. В этой связи становятся актуальными вопросы: Как изменится урок в условиях требований ФГОС? Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? И, наконец, как разработать технологическую карту урока?

Данная статья должна помочь в решении этой проблемы учителю, которому предстоит освоить Федеральный государственный образовательный стандарт и в дальнейшем работать по нему.

Презентация

Приложение

1. Современный урок

1.1 Проектирование урока

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Технологический процесс подготовки урока современного типa по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней рабoты учащихся; определение способов контрoля; продумывание мeста, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. рaсписать деятельность свою и деятельность ученикa. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
– в знакомой ситуации (типовые);
– в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний:
– с целью подготовки к контрольному уроку;
– с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Обобщение и систематизация знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

1.2 Деятельности учителя и обучающихся на уроке

Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете

Деятельность учителя:

  • Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  • Озвучивает тему и цель урока.
  • Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
  • Выдвигает проблему.
  • Создает эмоциональный настрой на...
  • Формулирует задание...
  • Напоминает обучающимся, как...
  • Предлагает индивидуальные задания.
  • Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  • Обеспечивает мотивацию выполнения...
  • Контролирует выполнение работы.
  • Осуществляет:
    • индивидуальный контроль;
    • выборочный контроль.
  • Побуждает к высказыванию своего мнения.
  • Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
  • Диктует.
  • Дает:
    • комментарий к домашнему заданию;
    • задание на поиск в тексте особенностей...
  • Организует:
    • взаимопроверку;
    • коллективную проверку;
    • проверку выполнения упражнения;
    • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
    • оценочные высказывания обучающихся;
    • обсуждение способов решения;
    • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником;
    • беседу, связывая результаты урока с его целями.
  • Подводит обучающихся к выводу о...
  • Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в...
  • Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
  • Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Деятельность обучающихся:

  • Записывают ...
  • Делят понятия на группы.
  • Выполняют упражнение в тетради.
  • По очереди комментируют...
  • Обосновывают выбор решения задачи...
  • Приводят примеры.
  • Пишут под диктовку.
  • Проговаривают по цепочке.
  • Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) …
  • Составляют схемы...
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Выполняют задания по карточкам.
  • Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
  • Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
  • Озвучивают понятие...
  • Выявляют закономерность...
  • Анализируют...
  • Определяют причины...
  • Формулируют выводы наблюдений.
  • Объясняют свой выбор.
  • Высказывают свои предположения в паре.
  • Сравнивают...
  • Читают текст.
  • Читают план описания...
  • Подчеркивают характеристики...
  • Находят в тексте понятие, информацию.
  • Слушают и определяют...
  • Слушают доклад, делятся впечатлениями о...
  • Высказывают свое мнение.
  • Осуществляют:
    • самооценку;
    • самопроверку;
    • взаимопроверку;
    • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

1.3 Формирование универсальных учебных действий на уроке

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Виды УУД

  • Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
  • Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности.
  • Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.
  • Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками взрослыми.

Регулятивные УУД

Вид УУД

Целеполагание

Планирование действий

Прогнозирование действий

Выполнение пробного учебного действия

Фиксирование индивидуальных затруднений

Волевая саморегуляция в ситуации

Принимать и сохранять учебную задачу

Контроль процесса и результатов деятельности

Коррекция процесса и результатов деятельности

Оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия способов приемов и действий

 

Познавательные УУД

Вид УУД

Общеучебные познавательные УУД (I)

Использование знаково-символьных средств.

Осознание и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Поиск информации

Структурирование знаний

Логические познавательные УУД (II)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

Извлечение необходимой информации из текстов

Выдвижение гипотез и их обоснование

Моделирование и преобразование моделей разных типов

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждений, доказательства

Выполнение действий по алгоритму

Выведение следствий

УУД постановки и решения проблемы (III)

Постановка и формулирование проблемы

Самостоятельность создания алгоритмов деятельности

Самостоятельность способов решения проблем творческого характера на основе метода рефлексивной самоорганизованности

 

Коммуникативные УУД

Вид УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Аргументация своего мнения

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой. Построение речевых высказываний

Учет различных мнений

Разрешение конфликтов

Достижение договоренностей согласование общего решения

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

Управление поведением партнера

Постановка вопросов

2. Технологическая карта урока

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  •  в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения после­довательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намечен­ному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий, далее - УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 

Технологическая карта – это проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до конечного результата с использованием инновационных технологий и работы с информацией.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологическую карту отличают: интерактивность, алгоритмичность, технологичность, структурированность, обобщенность информации.

2.1 Структура технологической карты по учебному предмету

В структуре технологической карты урока мы предлагаем выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

І. Блок целеполагания

1. Тема урока

Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.

Любая человеческая деятельность начинается с определения цели. В нашем случае цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока;
  • путями реализации этого плана.

Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.

2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.

3. Планируемый результат:

Личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД.

Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностноформирующая направленность урока.

4. Личностноформирующая направленность урока. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка. Личностноформирующие возможности математики, являются попутчиком и источником формально-логического мышления.

ІІ. Инструментальный блок

5. Задачи урока

Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?"

Соответственно, начало выглядит следующим образом:

  • проверить…
  • объяснить…
  • повторить…
  • научить…
  • продемонстрировать…
  • побудить к самостоятельному… и т.п.

Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.
Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.

6. Тип урока.

Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.

Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами.

7. Учебно-методический комплекс.

  • Источники информации
  • Оборудование.
  • Дидактическое сопровождение.
  • Материалы для познавательной деятельности ученика.

ІІІ. Организационно-деятельностный блок

8. План урока.

Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.

Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы.

Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

  • на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
  • на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
  • на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
  • на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Структура технологической карты:

  • предмет,
  • класс,
  • форма урока,
  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • основные понятия темы,
  • цели усвоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальная компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы);
  • деятельность учителя, деятельность учащихся,
  • технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Этапы работы над технологической картой:

  1. Определение места урока в изучаемой теме и его тип.
  2. Формулировка цели урока.
  3. Обозначение этапов урока в соответствии с его типом.
  4. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
  5. Выбор форм работы на уроке:
    – индивидуальная;
    – фронтальная;
    – парная;
    – групповая.
  6. Разработка характеристики деятельности учителя и обучающихся.

2.2 Преимущества урока с технологической картой

Технологическая карта позволяет:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования. 

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников.