Цель и задачи урока:
- помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе;
- учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;
Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
- Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты:
- развитие рефлексии «чистая совесть»,
- умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Ожидаемые результаты:
- Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
- Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
- Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Ход урока
Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон
І. Оргмомент. Мотивация.
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум - первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!
(прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?
- Назовите тему урока. (Совесть).
Прочитайте эпиграф урока.
«Самое главное украшение человека – чистая совесть».
Цицерон
Давайте прослушаем, подготовленные ребятами притчи и сделаем вывод.
Совесть без муки
(притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
2 группа
Слуга совести.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?
— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.
3 группа
Осколки в сердце
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
Объясните своими словами, что такое совесть?
Давайте посмотрим как объясняет в словаре В.Даль слово «совесть».
(Работа со словарем)
Трудный вопрос. Кто-то считает, что это незримый судья, с мнением которого нельзя не считаться, а для кого-то совесть - это десятки безмолвных свидетелей, в чьей памяти живут все наши поступки.
"Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках", - написано в книге Романа Янушкявисюса "Основы нравственности"
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
- «Закон, живущий в нас, называется совестью».
И. Кант - «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
Суворов А. В. - «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».
Пушкин А. С. - «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери - «Совесть – это правильный суд доброго человека».
Аристотель
Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести?
Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть?
Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдится своих плохих поступков, он никогда не станнит ни честным ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда.
Сегодня ещё раз поговорим об этом понятии «совесть» на примере рассказа А.П.Гайдара «Совесть».
Рассказ читает учитель.
Вопросы по осмыслению текста:
– Почему девочка оказалась в роще?
– Что она там делала?
– Какое у неё было настроение?
– Какое впечатление произвела на вас Нина?
– Каким был мальчик, которого встретила Нина?
– Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?
– Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить).
– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.
- Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
- Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?
- Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?
Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?
Вопросы:
– Какое настроение было у Нины в начале рассказа?
– А в конце? Антонимы: веселый – грустный.
– Автор показал противоположное настроение девочки (в начале – веселье и радость, в конце – грусть и стыд) почему? Что он хотел сказать этим?
– Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?
– Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом.
– Что может подсказать СОВЕСТЬ? (Ответы детей)
Итог урока
Отгадайте слова, которые спрятаны на доске
– Что живет в сердце?
– Что мы храним в сердце?
– Что рождается в сердце, когда нам хорошо, весело?
– Сердце, чей дом?
– Что есть сердце для нашего тела?
– Что рождается в сердце, когда мы сердимся?
– Что бы вы хотели изгнать из своего сердца?
Изгоняйте гнев, живите в ладах с совестью и пусть ваше сердце светится, как солнце для других людей.
Понравились вам эти слова? Тогда они ваши.
Спасибо за урок.
Что бы вы хотели пожелать друг другу?
Я вам желаю – будьте добрыми, вежливыми, внимательными и совестливыми людьми.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Я и моя совесть».