СЛАЙДы 1-2
Тип урока:Урок открытия новых знаний.
Предмет, класс: Обществознание, 10 класс.
Оборудование:
- учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова.
- раздаточный материал.
- презентация.
Педагогические цели: Создание условий для формирования представлений о понятиях и признаках гражданского общества и правового государства; развитие умения работать с текстом учебника, правовыми источниками (Конституция РФ).
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- Давать определение правовому государству; |
- Готовность к сотрудничеству; |
- Формирование гражданской позиции учащихся как сознательных, активных и ответственных членов российского общества, уважающих закон и правопорядок, осознающих и принимающих свою ответственность за благосостояние общества, принимающих и поддерживающих общечеловеческие и демократические ценности. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ориентировочно-мотивационный этап |
|
1. Задание: Обобщение понятий - Вам предлагается ряд понятий, определите, по какому принципу они образованы. Слова: публичная (государственная) власть; суверенитет; единство территории; законодательная деятельность; налоговые сборы. |
1. Ответ: это признаки государства. |
2. Задание: Группы получают карточки с двумя описаниями. Учащимся предлагается оценить два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями: - Прочитав предложенные тексты (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), примените данные на экране символы и понятия, для составления схем взаимоотношений. СЛАЙД 3 |
2. Учащиеся оценивают два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями, составляют схему для каждого описания. Учащиеся должны составить следующие схемы: А) ГОСУДАРСТВО ПОДДАННЫЕ Б) ГОСУДАРСТВО ГРАЖДАНЕ |
3. Насколько комфортно и удобно жить в каждом из приведенных государств? Почему? |
3. Ответы детей |
Операционно-исполнительский этап |
|
1. Правовое государство и его признаки 1. Задание: Работа с текстом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). После определения признаков |
1. Учащиеся читают текст, выделяют в нём ключевые фразы и формулируют признаки правового государства. Признаки правового государства: • Верховенство права во всех сферах жизни общества. • Реальное разделение властей. • Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека. • Взаимная ответственность государства и личности. • Политический и идеологический плюрализм. |
2. Вернёмся к схеме Б. Данную схему взаимоотношений можно было бы назвать схемой правового государства, но в ней чего-то не хватает… |
2. Ответ: правовые законы. |
3. Правовые законы. Это прочный фундамент отношений. При каком режиме возможно существование правового государства? Почему? |
3. Ответ: при демократическом режиме. |
4. Закрепление: СЛАЙД 4 Итак, правовое государство – это демократическое государство, предполагающее такую организацию политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека. |
4. Запись определения в тетрадь |
2. Гражданское общество 1. А как вы считаете, политические процессы в России сопровождаются принципами правового государства? |
1. Учащиеся читают выдержки из конституции и выполняют задание. |
2. Диспут Россия – правое государство или данный постулат закреплён только в Конституции? В глобальной сети опубликовали письмо следующего содержания: «Я считаю, что Россия не правовое государство, потому что нарушаются элементарные права человека на образование, медицинское обслуживание, жизнь. Я учусь хорошо, но не уверена, что смогу поступить в ВУЗ, ведь всё решают деньги. Возникает вопрос, всегда ли честно выпускник становится студентом. У меня болеет мама, но к врачу узкой специальности, так просто не попадёшь, надо заплатить хорошую сумму. На дорогах тоже полный беспредел, водят машины без прав, сбивают людей, а потом откупаются. Государство, где главная ценность деньги, где легко дают и берут взятки, нельзя назвать правовым. Марина». На форуме высказывались все по-разному, а вы как считаете? Марина права или нет. Используя ПОПС-формулу, приготовьте выступление. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) |
2. Учащиеся объединяются в группы «за» и «против» и готовят выступления, используя ПОПС-формулу, готовят выступление. Выступление представителей групп. |
3. Рассказ Всегда ли соблюдаются писаные принципы? Кто должен следить за их исполнением? Общество свободных суверенных личностей, наделённых широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Такое общество мы называем гражданским. Понятие гражданского общества имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Гражданское общество сформировалось не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия: - гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом; - гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо, если не будет свободы – не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы; - демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы; - высокий уровень правосознания гражан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого напрямую зависит политика государства; - народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо чтобы народ имел возможность влиять на политику, например, через референдум или выборы; - справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов; - свобода слова и формирования общественного мнения. Особенность гражданского общества в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.д. Это не властные отношения, которые предполагают господство одного над другим – т.е. вертикалные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей. СЛАЙД 5 Итак, гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивид. и коллект.) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. СЛАЙД 6 |
Ответ: общество По ходу рассказа учителя, фиксируют схему: |
Функции гражданского общества - Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства? |
Запись определения в тетрадь
Ответы учащихся |
Оценочно-рефлексивный этап |
|
1. Задание: Составить синквейн на тему «Гражданское общество и правовое государство». |
Учащиеся составляют синквейн в тетради |
Домашнее задание |
|
- Повторить записи в тетради |