Проблема сохранения и формирования здоровья детей очень актуальна в условиях реализации АООП. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Поэтому организация учебно-воспитательного процесса требует систематической работы по сохранению и укреплению здоровья детей, которая направлена не только на сохранение умственной работоспособности и дальнейшего развития, но и на укрепление здоровья младших школьников.
В своей работе я изучаю состояние здоровья учеников, а также рекомендации ЦПМПК. Это важно для выбора условий, необходимых для результативного обучения. В заключении ЦПМПК указываются требования по условиям обучения: коррекционно-психологическая работа со специалистами, тьюторское сопровождение, а также технические средства обучения, организация пространства, что поможет ребенку успешно усвоить программу.
При организации уроков, я учитываю не только продолжительность и объем учебной нагрузки, нагрузку от дополнительных занятий, занятий со специалистами, но и работоспособность учащихся (их утомляемость), использование технических средств обучения. Важно соблюдать гигиенические требования (освещение, специальная рассадка с учетом зрения, проветривания), частую смену видов деятельности, смену труда и отдыха, двигательную активность на уроке. Особенно важно создать психологический климат, доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный настрой (ситуацию успеха).
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся классов выравнивания наиболее остро развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно классов выравнивания. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, должен осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей.
Двигательную активность я организую посредством динамических пауз (включающих в себя общеукрепляющие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры), физических минуток, пауза релаксации.
Физминутки очень удобны своей кратковременностью, при этом очень полезны для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. За короткое время удается снять утомление и улучшить самочувствие. Физминутки подбираются в зависимости от вида урока, его содержания, упражнения должны быть разнообразными, чтобы не снижать интерес детей.
Физминутки делятся на группы в зависимости от выполняемых упражнений:
- Для снятия утомления с рук, глаз, слуха.
- Для коррекции осанки
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционно-мимическая гимнастика
Динамическая пауза организуется, как правило, на переменах. Это пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная двигательной активностью, удовлетворяющее потребность ребенка в движении. Ребенку школьного возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей.
Динамические паузы в школе включают в себя подвижные игры, ритмические упражнения, музыкальные паузы, релаксационные паузы, корригирующие и лого ритмические упражнения, элементы аэробики спортивных танцев, игры с мелкими предметами, ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, и т.д.
Динамические паузы - прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение.
Релаксация проводится для снятия напряжения. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Делая вывод, можно сказать о том, что здоровье сберегающие технологиях основаны не только на физическом состоянии здоровья ребенка, но также учитывают его психическое и эмоциональное здоровье. Задача учителя - не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал многогранным, затрагивающим множество аспектов.