Интегрированный урок географии, истории, музыки «Славное море – священный Байкал»

Разделы: География, История и обществознание, Музыка


Цель: раскрыть уникальность озера Байкал.

Задачи:

  • познакомить с историей открытия и изучения Байкала;
  • углубить и расширить знания о природных компонентах озера;
  • рассмотреть экологические проблемы Байкала и пути их решения.

Тип урока: комбинированный (изучение и первичное закрепление знаний).

Вид урока: урок-исследование.

Методы и формы учебной деятельности: проверка знаний, рассказ учителя, работа в группах, подведение итогов.

Технология объяснительно-иллюстративного обучения.

Оборудование: компьютерное оборудование, физическая карта Восточной Сибири, картины и фотографии о Байкале.

Ход урока

1. Организационный момент

Эпиграф: «Чудо природы во всех отношеньях». Л.С. Берг.

Проверка знаний и умений

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Каковы особенности геологического строения и рельефа Восточной Сибири?
  • Назовите полезные ископаемые, которыми богата Восточная Сибирь.
  • Вспомните о причинах образования многолетней мерзлоты и её влияние на природу и хозяйственную деятельность человека.

Изучение нового материала

Актуальность. На территории Восточной Сибири расположено большое количество уникальных природных объектов: полуостров Таймыр, горы Алтай и Саяны, Минусинская котловина, река Лена с её притоками Витим, Вилюй и Алдан, плато Путарана…(дети показывают на карте эти объекты)

Есть и ещё одно чудо природы, которое является объектом мирового наследия. (Звучит песня «Славное море – священный Байкал» Д.П.Давыдова)

Славное море, священный Байкал,
Славный корабль, омулёвая бочка.
Эй, баргузин, пошевеливай вал,
Молодцу плыть недалечко.
Долго я тяжкие цепи носил,
Долго скитался в горах Акатуя,
Старый товарищ бежать подсобил,
Ожил я, волю почуя. .
Шилка и Нерчинск не страшны теперь,
Горная стража меня не поймала.
В дебрях не тронул прожорливый зверь,
Пуля стрелка миновала.
Шёл я и в ночь, и средь белого дня,
Вкруг городов, озираяся зорко.
Хлебом кормили крестьянки меня,
Парни снабжали махоркой.

Итак, тема нашего урока:  Славное море – священный Байкал. Сибиряки говорят «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал».

Целеполагание  (Дети самостоятельно ставят для себя задачи)

План изучения озера на доске:

  • общие сведения об озере и его географическое положение;
  • история происхождения и освоения озера;
  • уникальность воды Байкала;
  • климат;
  • флора и фауна;
  • экологические проблемы озера Байкал.

Класс делится на группы специалистов, которым даются специальные задания. Информация, кроме учебника и атласов может черпаться из дополнительных источников. Можно предварительно подготовиться по планам для каждой группы, а на уроке предоставить отчёты. В условиях же малокомплектной школы целесообразней будет заготовить карточки с фразами, которые ученики сортируют по пунктам плана и зачитывают свои сообщения. Каждый специалист рассказывает по своей теме. Остальные учащиеся слушают, комментируют, могут задавать вопросы.

Статисты.Площадь озера Байкал – 31722 км², максимальная глубина – 1642 м, средняя – 744. Прозрачность воды может достигать 40 м. Объем – 23,6 тысячи к км³. Озеро Байкал вытянуто в длину на 636 км, наибольшая ширина – 79,5 км. Длина береговой линии – две тысячи км.

Площадь водосборного бассейна – 570 тысяч  км². Вытекает единственная река Ангара, крупнейший из впадающих рек – Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара. Общее количество притоков точно неизвестно, приводятся цифры вплоть до 1120 рек и ручьев, однако большинство из них не являются постоянными водотоками.

Водная гладь озера Байкал находится на высоте 456 над уровнем моря, а нижняя точка (в месте, где максимальная глубина) ниже уровня мирового океана на 1187 м.

Геологи и геоморфологи. Возраст озера Байкал точно неизвестен, ученые говорят о промежутке от 25 до 35 миллионов лет. Оно находится в древней котловине, которая образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение. На территории котловины и его берегов до сих пор происходят землетрясения. Ежегодно сейсмологи фиксируют от 3 до 7-8 тысяч землетрясений в районе озера Байкал, их очаги обычно расположены на глубине от 12 до 20 км. Толчки происходят по большей части в центральной части озера и на восточном берегу. Согласно истории наблюдений, достаточно сильные землетрясения в районе озера Байкал случаются каждые 2 года (силой 6-7 баллов), каждые 10 лет бывают толчки силой 8 баллов, каждые 75 лет - силой 9 баллов. Землетрясения силой 10 и больше баллов происходят в среднем раз в 175 лет. Последнее такое было в 1905 году, она называлось Болнайское землетрясение. Тогда силу магнитуды оценили в 8,3 балла, а интенсивность толчков в эпицентре в 11 баллов.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На озере насчитывается 27 островов, самый большой из них Ольхон (73 км в длину, 11 км – в ширину).

Гидрологи-лимнологи. Озёра изучает наука лимнология. Озеро Байка имеет уникально чистую прозрачную воду. Исключительная чистота воды возможна из-за рачка эпишуры, который употребляет органику. Он составляет порядка 90% от биомассы озера и именно из-за его деятельности вода в Байкале очень чистая. Озеро Байкал имеет уникально чистую воду. Степень прозрачности воды – до глубины 40 метров. В озеро впадает около 550 рек, самая крупная из них -  Селенга. И лишь одна из них – Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.  По химическому составу вода близка к дистиллированной, её солёность составляет 0,1‰
Вода холодная, максимальная температура -  +23º по Цельсию. В некоторых местах даже в летний период температура воды поверхностных слоев может не превышать +9 - 10º. В глубинных слоях температура  +4º .

Благодаря чистоте и прозрачности воды, лед в озере Байкал очень прозрачный. Замерзает озеро в начале января, вскрывается ото льда в начале мая. К концу зимы толщина льда обычно достигает одного метра, в отдельных местах может доходить и до 2 метров. Лед  очень красив и  обладает определенными свойствами. Например, только на этом озере были обнаружены ледяные шатры, которые представляют собой конусы изо льда, высота которых может доходить до шести метров.

Также стоит отметить «становые щели», которые образуются примерно в одних и тех же местах каждый год. Их ширина может быть до трех метров, а длина до 30 км. Лед трескается с очень большим шумом, а благодаря им, рыба не страдает от недостатка кислорода.

Климатологи. Климат Предбайкалья умеренный, резко-континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января -24º, а на побережье теплее градусов на 10. Лето на берегах озера прохладное, +15º С – средняя температура июля. Из-за неравномерного нагрева суши и вод образуются перепады атмосферного давления, в результате чего возникают местные ветра. Они имеют собственные названия: Баргузин – восточный и сильный ветер; Култук – название юго-западного ветра; Верховик – продольный ветер, который обычно дует в солнечную погоду, имеет северо-восточное направление; Сарма – этот ветер самый мощный и дует в средней части озера. Погода на Байкале чаще солнечная. Зимой в котловине господствует антициклон.

Зоологи и ботаники. Уникален органический мир Байкала. В озере встречается 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений водоросли. Эндемиками являются 70% обитателей озера. К таким видам относится голомянка – живородящая рыба, не имеющая чешуи. Обилие живых организмов можно объяснить высоким содержанием кислорода в воде. Из рыбных ресурсов наиболее ценные хариус, сиг, байкальский осетр и конечно же знаменитый байкальский омуль. Обитает в озере  тюлень – байкальская нерпа. Она похожа на тюленей Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – загадка для зоологов. Из-за ценного меха его истребляли, и на Байкале он стал редкостью. В районе озера Байкал встречается 236 видов птиц, из них 29 – водоплавающие. Из зверей наиболее часто встречаются медведи, лисицы, росомахи, волки, соболи, горностаи, кабаны и другие.

Весьма разнообразен и растительный мир. Берега Байкала заняты тайгой из ели, кедра, сосны, лиственницы, ольхи, но встречаются и другие виды.

Экологи. Байкал является рекреационным объектом Сибири. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Предбайкалья имеют огромные запасы древесины. Ведется вырубка тайги, работают целлюлозно-бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воды озера. Иркутская ГЭС на реке Ангаре подпрудила озеро, что привело к подъёму воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели планктона.

Необходимые природно-охранные мероприятия:

  • регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро;
  • запретить рубку леса на склонах хребтов;
  • запретить молевой спав древесины по рекам ;
  • построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал;
  • поднять экологическую культуру населения.

Закрепление изученного материала

Текст можно использовать как раздаточный материал. Учитель зачитывает текст песни, учащиеся отыскивают выдержки, в которых говорится о природе, рельефе, климате и т .д.

Полный текст стихотворения Д.П.Давыдова «Думы Беглеца на Байкале»:

Славное море – привольный Байкал,
Славный корабль - омулевая бочка.
Ну, Баргузин, пошевеливай вал,
Плыть молодцу недалечко.
Долго я звонкие цепи носил;
Худо мне было в горах Акатуя.
Старый товарищ бежать пособил,
Ожил я, волю почуя.
Шилка и Нерчинск не страшны теперь;
Горная стража меня не видала,
В дебрях не тронул прожорливый зверь,
Пуля стрелка – миновала.
Шел я и в ночь, и средь белого дня,
Близ городов я поглядывал зорко;
Хлебом кормили крестьянки меня,
Парни снабжали махоркой.
Весело я на сосновом бревне
Вплавь чрез глубокие реки пускался;
Мелкие речки встречалися мне –
Вброд через них пробирался.
У моря струсил немного беглец:
Берег обширен, а нет ни корыта;
Шел я каргой, – и пришел, наконец,
К бочке, дресвою залитой.
Нечего думать, - бог счастья послал:
В этой посудине бык не утонет;
Труса достанет и на судне вал –
Смелого в бочке не тронет.
Тесно в ней было бы жить омулям;
Рыбки, утешьтесь моими словами:
Раз побывать в Акатуе бы вам  –
в бочку полезли бы сами!
Четверо суток верчусь на волне;
Парусом служит армяк дыроватый,
Добрая лодка попалася мне, –
Лишь на ходу мешковата.
Близко виднеются горы и лес,
Буду спокойно скрываться под тенью,
Можно и тут погулять бы, да бес
Тянет к родному селенью,
Славное море – привольный Байкал,
Славный корабль - омулевая бочка.
Ну, Баргузин, пошевеливай вал.
Плыть молодцу недалечко! 

Перед учащимися ставится вопрос: о ком эта песня?

Учитель истории рассказывает, что когда-то берега Байкала были заполнены ссыльными каторжниками и редкими добровольцами, которые день за днём проводили, просеивая песок в поисках золотых крупинок. Адон-Чалон, бывшие каторги Кутомара, горы (норы ) Акатуя - рудники Акатуйской тюрьмы  Нерчинская каторга - основное в Восточной Сибири место отбывания наказания, приговоренных к каторжным работам.Находилось в Нерчинском горном округе Забайкалья (ныне территория Забайкальского края).

Прошло много времени, прежде чем их места заняли советские старатели, всё также надеявшиеся на лишний кусок хлеба.

 Никто тогда не мог предугадать, что стихотворению уездного учителя из Забайкалья уготована на редкость счастливая судьба: вскоре, ещё при жизни автора, проникнуть в толщу народа, обрести крылья величавой и мужественной мелодии и за какие-нибудь полвека стать народной  песней-гимном «Славное море - священный Байкал».

Физкультминутка: (Проводится на 20-25 минуте урока)

Рефлексия: «Сегодня на уроке…»

Домашнее задание: §55 (учебник География России, авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе).