Научный подвиг Д.И. Менделеева

Разделы: Физика, Химия


Цель: Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты:

  • Выявить какие значимые научные открытия были сделаны Д.И.Менделеевым в физике, химии. 
  • Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.

Метапредметные результаты: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию учебного материала, осознать значимость вклада в Отечественную науку великого русского ученого Д.И.Менделеева.

  • Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания).
  • Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения заданий, работать по коллективно составленному плану.
  • Познавательные УУД:  умение сравнивать, формулировать выводы, работать с таблицей, работать с информационными текстами.
  • Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Формируемые УУД на каждом этапе урока:

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

  • определять цели и задачи урока
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы
  • интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные УУД:

  • структурирование знаний

Личностные УУД:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Актуализация знаний

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  • работа с информационными ресурсами
  • значение новых понятий
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • групповая работа по обсуждению информации
  • слушать товарища и обосновывать свое мнение
  • выражать свои мысли и идеи.

Предметные результаты:

  • называть основные научные достижения Д.И. Менделеева.
  • описывать музеи, связанные с жизнью и научными достижениями Д.И. Менделеева
  • раскрыть значимость вклада Д.И. Менделеева в отечественную и мировую науку в различных областях знаний.

Обобщение и систематизация знаний

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  • работа с информационными ресурсами

 Коммуникативные УУД:

  • групповая работа по обсуждению информации
  • слушать товарища и обосновывать свое мнение
  • выражать свои мысли и идеи.
  • применение знаний и умений в новой ситуации
  • контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Регулятивные УУД:

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Личностные УУД:

  • оценивание собственного вклада в работу группы
  • оценивание работы своей группы.

Рефлексия.

Регулятивные УУД:

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Личностные УУД:

  • оценивание собственного вклада в работу группы
  • оценивание работы своей группы

Оборудование: проектор, ЭОР (презентация), словари, листы бумаги формата А3, наборы фломастеров, магниты, часы.

Подготовка к уроку начинается за 2-3 недели до проведения урока. Учащиеся делятся на 6 групп. Каждая группа получает свое индивидуальное задание:

  • 1 группа – Биография Д.И. Менделеева (Отчет о посещении Музея – архива Д.И. Менделеева).
  • 2 группа – Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева (работа и информационными источниками).
  • 3 группа – Научные труды Д.И. Менделеева в области физики и промышленности (работа и информационными источниками).
  • 4 группа – Научные труды Д.И. Менделеева в области химии и промышленности (работа и информационными источниками).
  • 5 группа – Работы Д.И. Менделеева по метрологии (отчет о посещении музея Метрологии ФГУП “ВНИИ им. Д.И. Менделеева”).
  • 6 группа -  Воплощение идей Д.И. Менделеева  в современной науке и промышленности (отчет о посещении Крыловского государственного научного центра).

Каждая группа готовит презентацию по своей теме и выступление на 5 минут.

Во время урока учащиеся рассаживаются и работают группами, сформированными в период подготовки к уроку.

Этап урока

Деятельность учителей

Деятельность учащихся

I этап урока – этап постановки целей.

Приветствуют учащихся. Предлагают проверить подготовку к уроку: тетради, учебники, презентационные листы, фломастеры, ПСХЭ.
Начинают с необычного для предметов политехнического цикла вопроса: Что такое подвиг?

На столах у учащихся лежат словари, учебник. У каждой группы – свой словарь.

Учащиеся пытаются ответить на вопрос с учетом личного опыта.

Предлагают найти определение понятия в разных словарях.
Большой толковый словарь русского языка. Главный редактор С.А.Кузнецов.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.
Школьный  толковый словарь русского языка.  Под редакцией Ф.П.Филина.
На слайдах презентации разные определения понятий «подвиг». (Приложение 1).

Работают со словарями, выписывают определения в тетради по химии.

Задают вопрос: Какое из этих определений больше всего подходит к понятию «научный подвиг».
Какие ученые, по вашему мнению, могли совершить научный подвиг?
Какие ученые могли сделать научные открытия и в химии и в физике?

Выбирают определение, которое больше всего подходит понятию «научный подвиг».

Что вы знаете о Д.И.Менделееве? Чем он занимался? Чем он знаменит? «Подводя итоги своей жизни и деятельности,  великий  русский ученый Д.И.Менделеев назвал три основные службы Родине. Ими стали: образование, наука, промышленность».

Перечисляют ученых, называют Д.И.Менделеева.
Формулируют тему урока: «Научный подвиг Д.И.Менделеева».

На презентации: основа кластера, на которой отражены три основных направления деятельности Д.И.Менделеева. (Приложение 1).

Переносят в тетради основу кластера. Такую же основу делают на первых презентационных листах формата А3.

Какое из направлений деятельности, или какое открытие можно отнести к научному подвигу? На какой главный вопрос мы должны найти ответ к концу урока?

Формулируют цель урока.
В чем заключается научный подвиг Д.И.Менделеева?

На слайде презентации учителей: критерии, по которым оценивается работа каждой группы по пятибальной системе. Критерии: подбор материала, четкость и логичность изложения материала, грамотность речи, представление кластера.
(Приложение 2)

На столах у учащихся лежат оценочные листы, в которых каждая группа оценивает работу других групп.

II этап – актуализация знаний.

Ставится цель: во время презентации группы каждый учащийся в своей тетради по химии составляет кластер.
После презентации: дается время группе для обсуждения и составления общего кластера на «листе группы». Учителя помогают учащимся в работе по группам. Контролируют время работы.

На данном этапе учащиеся представляют работу группы в форме сообщений и презентаций. Отвечают на вопросы класса по теме своих сообщений.
После каждого сообщения учащимся класса дается время для обсуждения сообщения и оформления кластера на «листе группы». (Приложение 1).
Обсуждают выступление группы, выставляю оценки в «оценочный лист» каждой группе.

III этап – обобщение и систематизация знаний.

Дают каждой группе новой задание: оформить отдельную часть кластера на «презентационном листе».   Новое задание отличается от первоначальной темы группы.
Одна из групп работают как «эксперты»

Учащиеся воспроизводят полученную информацию на новом уровне, оформляя только одну часть кластера.
Обсуждают, кто из учащихся будет представлять работу группы.
«Эксперты» подводят предварительные итоги

IV этап - Применение знаний и умений в новой ситуации.

Помогают учащимся разместить фрагменты кластера на доске. Приглашают представителей групп представить свою работу. Задают вопросы и помогают учащимся формулировать вопросы по презентации.
После выступления групп обращают внимание на научное наследие Д.И.Менделеева.

Представители групп представляют часть кластера своей группы.(Приложение 1).
Все остальные учащиеся корректируют кластеры в своих тетрадях, задают вопросы, комментируют выступление.

Возвращаемся к главному вопросу урока: «Какое открытие можно отнести к научному подвигу?»
Д.И. Менделеев – ученый, который известен во всем мире и не только в научных кругах.

Учащиеся формулируют вывод к уроку: несмотря на многочисленные заслуги Д.И.Менделеева в области, физики, промышленности, образования, метрологии, подвигом можно назвать то, что Д.И.Менделеев первым создает две системы: Периодическую систему химических элементов и Систему мер и весов.

V этап – рефлексия.

Предлагают учащимся оценить «себя на уроке», «свою группу на уроке», «работу других групп на уроке». Оценочная таблица представлена на презентации. (Приложение 2).

Каждый учащийся оценивает «себя на уроке», «свою группу на уроке», «работу других групп на уроке».

УРОК

  • интересно
  • скучно
  • безразлично

Я НА УРОКЕ

  • работал
  • отдыхал
  • помогал другим

ИТОГ

  • понял материал
  • узнал больше, чем знал
  • ничего не понял

После подсчета баллов объявляется максимальная отметка группы.

Группа, которая ведет подсчет баллов, представляет общее количество баллов каждой группы. Группа получает возможность скорректировать оценку каждого, в зависимости от вклада в работу группы. Все учащиеся на уроке получают отметку (на выбор: по химии или по физике).