Цель: Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Предметные результаты:
- Выявить какие значимые научные открытия были сделаны Д.И.Менделеевым в физике, химии.
- Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Метапредметные результаты: осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию учебного материала, осознать значимость вклада в Отечественную науку великого русского ученого Д.И.Менделеева.
- Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания).
- Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения заданий, работать по коллективно составленному плану.
- Познавательные УУД: умение сравнивать, формулировать выводы, работать с таблицей, работать с информационными текстами.
- Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Формируемые УУД на каждом этапе урока:
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- определять цели и задачи урока
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы
- интересоваться чужим мнением, высказывать свое
Познавательные УУД:
- структурирование знаний
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Актуализация знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- работа с информационными ресурсами
- значение новых понятий
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Коммуникативные УУД:
- групповая работа по обсуждению информации
- слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи.
Предметные результаты:
- называть основные научные достижения Д.И. Менделеева.
- описывать музеи, связанные с жизнью и научными достижениями Д.И. Менделеева
- раскрыть значимость вклада Д.И. Менделеева в отечественную и мировую науку в различных областях знаний.
Обобщение и систематизация знаний
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- работа с информационными ресурсами
Коммуникативные УУД:
- групповая работа по обсуждению информации
- слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи.
- применение знаний и умений в новой ситуации
- контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Регулятивные УУД:
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Личностные УУД:
- оценивание собственного вклада в работу группы
- оценивание работы своей группы.
Рефлексия.
Регулятивные УУД:
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Личностные УУД:
- оценивание собственного вклада в работу группы
- оценивание работы своей группы
Оборудование: проектор, ЭОР (презентация), словари, листы бумаги формата А3, наборы фломастеров, магниты, часы.
Подготовка к уроку начинается за 2-3 недели до проведения урока. Учащиеся делятся на 6 групп. Каждая группа получает свое индивидуальное задание:
- 1 группа – Биография Д.И. Менделеева (Отчет о посещении Музея – архива Д.И. Менделеева).
- 2 группа – Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева (работа и информационными источниками).
- 3 группа – Научные труды Д.И. Менделеева в области физики и промышленности (работа и информационными источниками).
- 4 группа – Научные труды Д.И. Менделеева в области химии и промышленности (работа и информационными источниками).
- 5 группа – Работы Д.И. Менделеева по метрологии (отчет о посещении музея Метрологии ФГУП “ВНИИ им. Д.И. Менделеева”).
- 6 группа - Воплощение идей Д.И. Менделеева в современной науке и промышленности (отчет о посещении Крыловского государственного научного центра).
Каждая группа готовит презентацию по своей теме и выступление на 5 минут.
Во время урока учащиеся рассаживаются и работают группами, сформированными в период подготовки к уроку.
Этап урока |
Деятельность учителей |
Деятельность учащихся |
I этап урока – этап постановки целей. |
Приветствуют учащихся. Предлагают проверить подготовку к уроку: тетради, учебники, презентационные листы, фломастеры, ПСХЭ. |
На столах у учащихся лежат словари, учебник. У каждой группы – свой словарь. Учащиеся пытаются ответить на вопрос с учетом личного опыта. |
Предлагают найти определение понятия в разных словарях. |
Работают со словарями, выписывают определения в тетради по химии. |
|
Задают вопрос: Какое из этих определений больше всего подходит к понятию «научный подвиг». |
Выбирают определение, которое больше всего подходит понятию «научный подвиг». |
|
Что вы знаете о Д.И.Менделееве? Чем он занимался? Чем он знаменит? «Подводя итоги своей жизни и деятельности, великий русский ученый Д.И.Менделеев назвал три основные службы Родине. Ими стали: образование, наука, промышленность». |
Перечисляют ученых, называют Д.И.Менделеева. |
|
На презентации: основа кластера, на которой отражены три основных направления деятельности Д.И.Менделеева. (Приложение 1). |
Переносят в тетради основу кластера. Такую же основу делают на первых презентационных листах формата А3. |
|
Какое из направлений деятельности, или какое открытие можно отнести к научному подвигу? На какой главный вопрос мы должны найти ответ к концу урока? |
Формулируют цель урока. |
|
На слайде презентации учителей: критерии, по которым оценивается работа каждой группы по пятибальной системе. Критерии: подбор материала, четкость и логичность изложения материала, грамотность речи, представление кластера. |
На столах у учащихся лежат оценочные листы, в которых каждая группа оценивает работу других групп. |
|
II этап – актуализация знаний. |
Ставится цель: во время презентации группы каждый учащийся в своей тетради по химии составляет кластер. |
На данном этапе учащиеся представляют работу группы в форме сообщений и презентаций. Отвечают на вопросы класса по теме своих сообщений. |
III этап – обобщение и систематизация знаний. |
Дают каждой группе новой задание: оформить отдельную часть кластера на «презентационном листе». Новое задание отличается от первоначальной темы группы. |
Учащиеся воспроизводят полученную информацию на новом уровне, оформляя только одну часть кластера. |
IV этап - Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Помогают учащимся разместить фрагменты кластера на доске. Приглашают представителей групп представить свою работу. Задают вопросы и помогают учащимся формулировать вопросы по презентации. |
Представители групп представляют часть кластера своей группы.(Приложение 1). |
Возвращаемся к главному вопросу урока: «Какое открытие можно отнести к научному подвигу?» |
Учащиеся формулируют вывод к уроку: несмотря на многочисленные заслуги Д.И.Менделеева в области, физики, промышленности, образования, метрологии, подвигом можно назвать то, что Д.И.Менделеев первым создает две системы: Периодическую систему химических элементов и Систему мер и весов. |
|
V этап – рефлексия. |
Предлагают учащимся оценить «себя на уроке», «свою группу на уроке», «работу других групп на уроке». Оценочная таблица представлена на презентации. (Приложение 2). |
Каждый учащийся оценивает «себя на уроке», «свою группу на уроке», «работу других групп на уроке». |
УРОК
Я НА УРОКЕ
ИТОГ
После подсчета баллов объявляется максимальная отметка группы. |
Группа, которая ведет подсчет баллов, представляет общее количество баллов каждой группы. Группа получает возможность скорректировать оценку каждого, в зависимости от вклада в работу группы. Все учащиеся на уроке получают отметку (на выбор: по химии или по физике). |