Информационная страница
Класс: 5 класс
Цель урока: сформировать представление о художественном объединении «Мир искусств» как о крупном эстетическом явлении русской культуры рубежа эпох.
Задачи:
Обучающие:
- дать представления о деятельности объединения «Мир искусств» и об эстетической позицией группы;
- познакомить с воплощением мечты о синтезе искусств;
- Совершенствовать умение анализировать получаемую в ходе урока информацию;
- познакомить с понятиями: символизм, «Русские сезоны»,
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
- формировать художественное восприятие обучающихся;
- развивать творческое воображение обучающихся;
- развивать зрительную память.
Воспитательные:
- побуждать интерес обучающихся к произведениям русского искусства;
- воспитывать любовь к искусству своей страны;
- поощрять любознательность обучающихся.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления;
Основная форма деятельности обучающихся: фронтальная
Общий метод обучения: словесный, визуальный (по классификации П.И.Пидкасистого)
Пособия и материалы: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).
Дополнительные материалы:
- визуальный ряд: презентация по теме «Мир искусства», подборка мультимедийного материала по творчеству Александра Бенуа, Константина Сомова, Михаила Добужинского, Николая Рериха, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере и Льва Бакста;
- литературный ряд: подборка литературного ряда из цитат поэтических произведений Андрея Белова, Константина Бальмонта и Брюсова;
- музыкальный ряд: фрагменты из музыкальных произведений М. Мусоргского «Борис Годунов».
Литература:
- Энциклопедия для детей «Аванта+», Москва, «Аванта+», 1999 г;
- Серия журналов «Художественная галерея», 2005 г;
- Чуракова Е. «Константин Коровин и его мастерская в Большом театре», Третьяковская галерея: журнал. — 2012. — № 1;
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/166293/Мир
План урока
Подготовительная часть урока |
Структура урока |
Время |
Действия учителя и обучающихся |
Примечания |
Подготовка кабинета |
|
Подготовка аппаратуры, загрузка видеопрезентации |
|
|
1. Оргмомент |
1 мин |
Приветствие. Мотивация к обучению |
|
|
Вводная часть урока |
2. Вводная беседа |
3 мин |
«Мир искусства», как крупное эстетическое явление русской культуры. |
«Мы любим все, но любим через себя» |
Основная часть урока |
3. Обзорная беседа Формирование новых понятий, терминов Формирование познавательной задачи Формулировка учебных вопросов Обратная связь |
30 мин |
Презентация и рассказ о формировании объединения «Мир искусства». |
«Учился я у разных «корифеев» русского искусства. Страстно сам хотел, как у них, вкладывать все в рыжий свет коптящих керосиновых ламп и вонючих газовых фонарей. А видел только солнечный свет – яркий, как серебристый шелк с холодными тонами перламутра…» Б.Борисов–Мусатов. |
4. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся |
10 мин |
Интерактивная работа обучающихся (ученики между собой в парах анализируют предложенную иллюстрацию). |
Стихотворение А.Белого К.Сомов «Юноша на коленях перед дамой» |
|
5. Рефлексия |
10 мин |
Выборочная проверка результатов интерактивной работы учеников учителем. |
|
|
6. Завершение урока Домашнее задание, рекомендуемые источники |
2 мин |
Домашнее задание: |
|
Урок рассчитан на 1,5 часа (по ФГТ для художественных школ).
Ход урока
Подготовительная часть урока |
Действия учителя |
|
Подготовка кабинета |
||
1. Организационный момент |
|
|
Вводная часть урока |
2. Вводная беседа |
По ходу презентации: Слайд Б.Кустодиева «Мир искусства» |
Основная часть урока |
3. Обзорная беседа Презентация и рассказ о формировании объединения «Мир искусств»: - Причины отказа от следования традициям передвижников. «Учился я у разных «корифеев» русского искусства. Страстно сам хотел, как у них, вкладывать все в рыжий свет коптящих керосиновых ламп и вонючих газовых фонарей. А видел только солнечный свет – яркий, как серебристый шелк с холодными тонами перламутра…» Борисов-Мусатов. Новое поколение художников называло «застоем и рутиной», |
|
В 1898 году петербургское объединение Сергея Дягилева и Александра Бенуа издает первый номер иллюстрированного художественного журнала «Мир искусства», который дает название и определяет программу творческого союза художников. Цитата из программы объединения: «Быть во всем и всегда самим собой, искать наиболее полное и яркое выражение таящимся в душе образам или искренне и просто передавать свои впечатления от жизни». | «Портрет М.К.Тенишевой» И.Репина и «Портрет С.И.Мамонтова» В.Серова | |
- Формирование эстетической позиции группы и уход в богемную уединенность. «Мирискустников» привлекала духовная свобода. Активно отрицая национальные традиции в искусстве новое поколение ориентировалось на каноны европейского искусства. Они опирались на опыт французских импрессионистов, на художников рококо. |
«Заросший пруд» К.Сомова и «Кувшинки в пруду» К.Моне. | |
- Тема исторического прошлого в творчестве А. Бенуа, Е. Лансере и К. Сомов. Важное место в творчестве имела тема исторического прошлого. Часто повторяющиеся мотивы галантного 18 века: парики, камзолы, кринолины получили новое звучание. Прошлое и настоящее соединились в едином вневременном стремлении запечатлеть гармонию и красоту * – то, что любили художники и что их восхищало. |
«Осмеянный поцелуй», К.Сомова и «Капризница» А.Ватто[1] А.Бенуа «Итальянская комедия», К.Сомов «Язычок Коломбины», А.Ватто «Жиль»[2] |
|
- Синтез искусств на практике, книжная иллюстрация и театральная деятельность; Разносторонние интересы художников нашли воплощение в книжной иллюстрации и театральной деятельности. |
«Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» Е.Лансере, «Прогулка короля» А.Бенуа | |
- Сергей Дягилев и его «Русские сезоны»; Однажды во время встречи с известным антрепренером «Русских сезонов» король Испании Альфонсо спросил Сергей Дягилева: «И что же Вы, уважаемый, здесь делаете? Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же Вы делаете?» На что тот ответил: «Мы с Вами похожи, Ваше Величество! Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись». |
Иллюстрации А.Бенуа «Медный всадник» А.С.Пушкин | |
С 1906 года организованные Дягилевым «Русские сезоны» были не просто пропагандой русского искусства в Европе, они стали неотъемлемой частью европейской культуры начала ХХ в. В1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входили пять симфонических концертов русской классики, прошедшие в зарезервированной для «Сезонов» парижской Гранд-Опера. Тщательно подобранный репертуар, в который вошли отрывки из «Руслана и Людмилы» Глинки, «Ночи под Рождество», «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Чародейки» Чайковского, «Хованщины» и «Бориса Годунова» Мусоргского, произвел настоящий фурор. Весной 1908 г. Дягилев снова едет покорять сердца парижан: в этот раз оперой «Борис Годунов». Зная, что нравится тогдашней публике, Дягилев пошел на компромисс с собственными принципами. Он презирал балет, считая тот примитивным развлечением для таких же примитивных умов, но в 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез пяти балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». | Слайды К.Коровина к опере М.Мусоргского «Борис Годунов, «Хованщина»; Слайды оформления балета «Павильон Армиды» |
|
Лучшие артисты балета из Москвы и Санкт-Петербурга – В.Нижинский, А.Павлова, И.Рубинштейн, М.Кшесинская, Т.Карсавина и другие – составили ядро балетной труппы. | Слайды занавеса В.Серова и декорации Л.Бакста к балету «Шахерезада», Н.А.Римского-Корсакова | |
С 1906 года в «Русских сезонах» активно принимали участие Бакст, Бенуа, Рерих, Головин, Судейкин, Серов, Добужинский, Ларионов, Гончарова и другие. Задумывая свои «сезоны», Дягилев не имел точного знания, какими именно должны быть его представления, но был уверен, что они должны восхищать, поражать и шокировать, а значит, ему нужны самые смелые хореографы, самые прекрасные танцоры и, конечно, самые лучшие художники, чтобы создать костюмы и декорации, каких ещё не бывало. Одним из первых «декораторов сезонов» был Александр Бенуа. Достоинством Бенуа, как театрального художника, были его глубочайшие знания истории искусства, истории балета и истории театра. В его костюмах и декорациях были историческая правда и спокойная элегантность. Успел поработать с Дягилевым и Валентин Серов, создав занавес к балету «Шахерезада» и создавший удивительную афишу с портретом Анны Павловой в роли Сильфиды. Эта афиша, если верить некоторым ехидным комментаторам, привлекала больше внимания зрителей, чем сама Павлова на сцене. |
Костюмы Л.Бакста к балету «Клеопатра» А.С.Аренского | |
В 1909 году с Русскими сезонами начал работать Лев Бакст. Его великолепные декорации к балетам «Шехерезада» и «Клеопатра» покорили публику. - Участие в выставках «Мира искусств» других художников: Б.Кустодиева, К.Коровина, В.Борисова-Мусатова, Н.Рериха. |
Слайды Б.Кустодиев «Масленица», К.Коровин «Натюрморты», В.Борисов-Мусатов |
|
4. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся |
Стихотворение А.Белого[3] |
|
5. Рефлексия. Выборочная проверка результатов интерактивной работы учеников учителем. |
|
|
5. Завершающий этап. |
|
Ссылки
[1]
Влюблённые уединились,
Запрятавшись среди кустов,
И на скамейке позабылись
Уже на несколько часов.
А кавалер довольно смело
Ведёт себя – он грубоват,
Исцеловав лицо и тело,
Но... поощряет женский взгляд!
От наслаждения немеют
И чувства нежного полны
Они, но их порыв осмеян –
Два человечка нам видны.
Забавны и чуть-чуть злорадны,
На пару из кустов глядят:
Целуется та страстно, жадно
Уже который час подряд.
А в глубине, на заднем плане,
Осыпанным слепым дождём,
Под радугою на поляне
Стоит с ракеткой и мячом
Красавица, играть желая
С партнёром, - энергичен вид,
А тот, её не замечая,
Давно на радугу глядит.
Разнообразны персонажи,
И лучше Сомова никто
О них в картине не расскажет! –
По-своему мог лишь Ватто!
Иван Есаулков
[2]
Не знаю другой «театральной» картины
Таинственней, чем «Язычок Коломбины»!
Совсем в полотне стилизован пейзаж,
И в нём нарисован один персонаж.
Уже Арлекина не видим мы рядом,
Не жжёт Коломбину он любящим взглядом;
И не нарисован Пьеро-дурачок.
Кому же показан её язычок?
Неужто она своих зрителей дразнит -
Всех тех, кто явился сегодня на праздник?
Играет на сцене - вольна, весела;
С ума многих зрителей, видно, свела!
Блестят озорством Коломбинины глазки,
В них столько томленья, игривости, ласки -
И кажется, что прорывается страсть!..
Задумайся, зритель! Ты можешь пропасть!
Учти, что сейчас под огнём фейерверка
Ведётся твоих чувств и нервов проверка:
Подумаешь, что Коломбина сама
В тебя влюблена, - и сойдёшь вдруг с ума!..
Иван Есаулков
[3]
Объяснение в любви
Сияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щечках,
как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина!
Вся в белых, сквозных кружевах,
мечтает под звук клавесина…
Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны
и хмелью обвитый карниз,
и стены. Прекрасный и юный,
пред нею склонился маркиз
в привычно заученной роли,
в волнисто-седом парике,
в лазурно-атласном камзоле,
с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина!
Извольте цветок сей принять…»
Смеется под звук клавесина
и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых
туман бледно-белый ползет.
В волнах фиолетово-мглистых
луна золотая плывет.
Андрей Белый