Цели: закрепление знаний учащихся о сложноподчинённом предложении.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- расширить знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении;
Развивающие задачи:
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отработка навыка построения схем, постановки знаков препинания;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.
Форма проведения урока: урок - закрепление изученного материала.
№ |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
1 |
Организационный момент |
- Здравствуйте! Садитесь. |
Оформление начала работы в классной тетради. |
2 мин |
2 |
Сообщение темы и цели |
- Тема нашего урока «Сложноподчинённое предложение». |
Знать понятия: сложноподчинённое предложение, главное и придаточное предложения |
2 мин |
3
|
Проверка домашнего задания
|
- Поскольку основной единицей синтаксиса является предложение, то начнем урок с синтаксического разбора предложения. - А мы с вами выполним другое задание. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Выполните задания. 1. Составьте из «перепутанных» предложений текст. (Коллективная работа) |
1. Синтаксический разбор предложения (Индивидуальное задание). [Известная всему миру галерея, (в которой представлены произведения русских художников), носит имя П.М.Третьякова]. Предложение - повест., невоскл, сложное, союзное, СПП: 1. Простое, двусоставное, распр. 2. Простое, двусоставное, распр. |
10 мин
|
Он был человеком деловым, и дело его процветающим. Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких-либо полезных учреждениях”. Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи. Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь. - Выберите вариант ответа: |
B) C, D, А, B (правильный ответ) |
|||
2. Выпишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схему предложения. |
2. В. [Третьяков свято верил], (что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких-либо полезных учреждениях”). |
|||
4
|
Схематический диктант
|
- Постройте схемы предложений: | (Один учащийся чертит схемы на доске) | 5 мин
|
1. Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать. | [- = тогда], (когда =). | |||
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. | [- = х], (которые =). | |||
3. Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику. | (Если = -), [- =]. | |||
4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. | (Чтобы - =), [=]. | |||
5. На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце. |
[=], (хотя = -). |
|||
5
|
Работа со схемами | - А теперь попробуем составить предложения по данным схемам (схемы на доске):
|
Учащиеся составляют предложения по схемам. | 7 мин
|
Повторение правила |
- Дайте определение сложноподчинённого предложения |
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. |
||
6 |
Самостоятельная работа |
- Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните графически: |
|
15 мин |
1) Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать. | 1) [Умение сказать именно то, (что нужно и именно так), (чтобы нас слушали и понимали), есть великое уменье], (которое даётся очень немногим) и (которым никто не имеет права пренебрегать). | |||
2) Если хочешь быть счастливым будь им. | 2) (Если хочешь быть счастливым), [будь им]. | |||
3) Особенно мне нравится ночное пение соловья когда над головой светят звезды и всё в лесу примолкает. | 3) [Особенно мне нравится ночное пение соловья], (когда над головой светят звезды) и (всё в лесу примолкает). | |||
4) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял что если в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя. | 4) [На задаваемые вопросы Дерсу объяснял], (что, (если в тихую погоду туман поднимается кверху), непременно надо ждать затяжного дождя). | |||
7 |
Подведение итогов |
- Сегодня на уроке мы хорошо поработали, повторили понятия: |
|
2 мин |
Оценивание Рефлексия |
- Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке. А сейчас закончите предложения: - Сегодня я узнал…. |
|||
8 |
Домашнее задание |
Домашнее задание по выбору: |
|
2 мин |