Творчество П.И.Чайковского на уроках фортепиано – цикл "Времена года"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Изучение творчества Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора XIX века, сопровождает обучение учащихся фортепианного класса все годы обучения. Его фортепианные произведения, циклы «Детский альбом», «Времена года» являются незаменимым материалом по раскрытию духовной сущности русской музыки и русской культуры в целом.

Чайковский - мастер звукового пейзажа, создатель своеобразного русского фортепианного стиля - лирико-созерцательного. Именно внутреннее содержание его музыки, его глубокие связи с русской национальной культурой определили основные черты фортепианного стиля великого русского композитора. Он посвятил природе единственный в своем роде цикл фортепианных пьес.

П.Чайковский обладал удивительно сильным чувством любви к природе. Он наслаждался общением с ней. Это чувство было присуще Чайковскому еще в детские годы, которые он провел среди живописной природы Прикамья, оставившей глубокий след в его душе. Оно не покидало его на протяжении всей его жизни и композитор часто проводил время в  уединенной деревенской жизни, вдали от городской суеты. Чайковский  признавался: «Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой и русский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть..». Каждый месяц года радовал Чайковского по-своему, но самые восторженные его слова были обращены к весне. «…Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету гостей, а за ними жаворонков и других заморских летних птиц!»

А вот что он писал об осени в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк: «Любите ли вы такие серенькие дни, как сегодня, я люблю их ужасно и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной… Мне кажется, что сентябрь, с его меланхолическими красками, имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями..» [8]

Из всех элементов природы особое отношение было у Чайковского к цветам. Предпочтение же он отдавал цветам лесным и полевым, которые он любил все без исключения. Но царем цветов он считал лесной ландыш. Ему он посвятил трогательные поэтические строки, на которые впоследствии композитор А.Аренский, написал романс.

Когда, в конце весны, в последний раз, срываю
Любимые цветы,
Тоска мне давит грудь.
И к будущему я молитвенно взываю
Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть.

«Времена года» - циклическая поэма, воспевающая русскую землю; это как бы музыкальное воплощение  чувств и настроений, высказанных многими русскими художниками и поэтами того времени. Характерно, что эпиграфами к этим пьесам служили  стихотворения русских поэтов - Пушкина, Вяземского, Майкова, Фета, А.К.Толстого и других. «Времена года» - не отдельные лирические пейзажи, а последовательная смена картин природы и душевных состояний, связанных с увяданием, зимним сном, весенним пробуждением и цветением земли. Лирическая миниатюра - разнообразная в смысле жанров и настроений, богатейшая по глубине и поэтичности сфера его творчества [5]. Певучий характер пьес по настроению, изложению музыкального материала близок к старинным русским фортепианным миниатюрам (Глинка), к некоторым ноктюрнам Фильда, Шопена, к «Песням без слов» Мендельсона и к миниатюрам Шумана.

Цикл «Времена года» - это 12 пьес, неразрывно связанных с русской духовной сущностью, русской живописью, русской культурой во всех ее проявлениях, от культуры русской усадьбы до обрядовой практики. Представить изучение цикла в отрыве от данных составляющих в учебном процессе невозможно. Основным методом преподавания здесь должен стать  культурологический подход- то есть, возможность вводить в содержание музыкального образования духовные компоненты, отражающие «глубинные смыслы»[7] русской культуры.

В контексте многообразных форм исторической жизни русского народа существует традиционный смысл духовных оснований русской культуры[7]. Музыкальная культура России, искусство с глубоким внутренним содержанием и собственным смыслом, где «духовное» является одной из основных составляющих.

Смысловая сущность музыки - это ее музыкальное содержание. Для объективного представления о содержании того или иного произведения необходимо знать идеи исторической эпохи, эстетические принципы.В данном случае предлагается  рассматривать творчество Чайковского, трактовку цикла «Времена года» в контексте всей художественной культуры России XIX века в синтезе  межхудожественных связей, используя  анализ музыкального произведения с позиции духовного содержания музыки. Одновременно  необходимо формирование у учащихся соответствующих знаний по периоду русской культуры XIX века («Золотому веку») через общий срез художественной ситуации в истории, музыке, живописи, литературе, фольклоре.

При изучении цикла «Времена года» необходимо сравнение с подобными циклами других композиторов (И.Гайдн, А.Вивальди, А.Глазунов), для определения национального в русском искусстве, русской поэзии, знакомство  с  шедеврами реалистической живописи XIX века (И.Левитан, А.Саврасов, А.Венецианов). Например, живопись И.И.Левитана. Как пишет искусствовед Т. Ильина, он возвысил русскую пейзажную живопись до уровня мирового шедевра; после А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, В.Д.Поленова художник сделал еще один шаг к освоению «пленэрного письма». Левитан создал собственную школу простого, естественного реализма,  вне «общественной заданности». В его картинах «У омута», «Вечерний звон», «Над вечным покоем» - природа здесь всегда в движении: весна, осень, сумерки, половодье, березы, осины. Его пейзажи наполняются  светом, воздухом, настроением («Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода») [3]. Данные материалы отражены в презентации к уроку. Кроме пейзажей мы видим поэтичные образы, патриархальный крестьянский быт А.Венецианова, яркие «Масленицы» Б.Кустодиева.

Одним из проникновенных произведений цикла является пьеса «Апрель. Подснежник».

Голубенький чистый подснежник - цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грезы, о счастьи ином… (А.Майков)

Основное настроение пьесы - трепетность. Ее передают основные элементы пьесы: мелодия и аккомпанемент. Как пишет А.Майкапар, мелодия пьесы рисует как бы рождение цветка, «переживание цветка, сквозь которые просвечивают человеческие чувства» [2].

Одновременно мелодия и аккомпанемент передают трепетность чувства (короткие фразы, устремляющиеся вверх, «женские окончания», выражающие вздохи, ритмические фигуры аккомпанемента (аккордовый склад с паузой на сильной доле). С передачей трепетности связана и работа над особенностями ритмического строения, ритмической структуры пьесы- 6/8- 3/8- 6/8. Форма пьесы А-В-А - Coda. С этим связана необходимость плавного перехода из 1 части в вальс 2 части, выход из нее и естественный переход в 3 часть. Основная сложность здесь в связке частей. В пьесе все кружится без остановки. Особенности звука 2 части можно сравнить с оркестровыми представлениями, где мелодию стоит представить в исполнении флейты, гобоя, кларнета. Интересен также тональный план пьесы. Фортепианная фактура в «Подснежнике» основана на обилии имитаций, звуковых контрастах, возникающих и исчезающих дополнительных маленьких темах в средних голосах, быстро мелькающих среди плавного течения мелодии из коротких групп стаккатных звуков. Все это автор книги о творчестве Чайковского А.Николаев назвал «музыкальной живописью» [5]. Аккордовый аккомпанемент, противопоставление legato, staccato, «поющие гаммы» - как элемент мелодического строения,  небольшие мелодические взлеты и заключительные маленькие пейзажи отмечает он в этой пьесе. «Постоянно меняющийся рисунок, подобный мозаике.. требует в этих произведениях чрезвычайно тонкой педализации; она должна способствовать рельефному звучанию мелодии, не затушевывая деталей аккомпанирующих голосов. Необходимо владеть различными приемами звукоизвлечения- певучим легато, легким «пальцевым» и острым, сухим стаккато».

Интонация - это душа русской музыки. Интонационную особенность русской кантилены можно проследить во всех фортепианных пьесах русских композиторов, в том числе и в пьесе «Подснежник».

В процессе изучения данного материала, работой над произведениями Чайковского в целом, в процессе творческой деятельности, учащийся встает на определенную эстетическую позицию (по В.Лукьянову), перенося на окружающий мир определенное «ценностное значение» [4]. Это отличительные черты русской музыки, русской культуры, где воплощены переживания русского человека, переживания, навеянные картинами природы, описаниями  русской жизни со всем своеобразием ее национального духа. Таким образом, изучение музыки П.И.Чайковского носит аксиологический смысл, что наиболее актуально в формирования духовного опыта учащихся.

Литература

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: в 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Времена года [Ноты]: 12 характерных пьес: ор. 37-bis: (1876): для фп./ П.И.Чайковский; ред., вступ. Ст. и коммент. А.Е.Майкапара.- Челябинск: MPI, 2007.-(Мастер-класс Александра Майкапара)
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник/ Т.В. Ильина – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. Шк., 2005.
  4. Лукьянов В.Г. Русская религиозная аксиология. – СПб.: Алетейя, 2015.
  5. Николаев А. Фортепьянное наследие Чайковского. М., Государственное музыкальное издательство, 1958.
  6. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века»: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Рапацкая Л.А. «Культурологический подход в музыкальном образовании: история и перспектива развития» [электронный ресурс] – режим доступа https://cyberleninka.ru
  8. П.И.Чайковский. Жизнь и творчество. New Media Generation, 1987.
  9. М.Смирнов «Русская фортепианная музыка». - М., Музыка, 1983 г.