По следам прочитанного

Разделы: Литература


Творчество моих детей не раз уже освещалось на страницах вашего фестиваля.

Прочитанное, осмысленное и прочувствованное рождает в душах и сердцах ребят искры вдохновения. Ведь литература – это волшебный источник озарения. И меня очень радует творческие и искренние порывы ребят: их пытливые взгляды и радость поиска, их раздумья и сомнения, их эмоциональность и восторженность, а главное, творческая искра, рождающая нечто неповторимое, необычное, осознанное …

Ведь обучать детей писанию стихов – это значит, наверное, открыть им доступ к бесконечному источнику красоты и правды, источнику чистой радости и благих порывов.

 По роману И.А.Гончарова “Обломов”

Обломов

1.

Почему мы ленивые?
Почему у нас вечно заборы и избы кривые?
Почему у нас любимый сказочный герой – Емеля?
С его щучьим веленьем, слезть с печи тебе лень, Емеля?

Почему, Обломов, ты обломан жизнью ?
Почему испуган ею, ленив и труслив?
Почему “друзья” пытаются разлучить тебя с диванной жизнью?
С персидским халатом, с туфлями в разгиб.
Волков – зовёт в свет, на майское гуляние,
Судьбинский – к карьере, к службе, к знаниям,
Пенкин – журналист, литератор продажный …
Всех их отверг наш диванно-важный.

Подражать Штольцу – значит стиль жизни сменить,
Снять дачу, съездить за границу, в Обломовке жить,
В свет выезжать, женщин любить …
И вообще в полную силу жить.

Наконец, за дело взялась Ольга,
Но потерпит поражение и только.
У Штольца и Ольги цель – суета и дорога,
У Обломова – покой, уют – другая дорога.

Лишь в Агафы на Выборгской стороне
Сон об Обломовке вернулся вновь.
Обретает наш герой свой давний идеал,
Самопогружение и только, суету не познал.

Перед нами “лишний”, образованный дворянин,
Не нашедший себе место в жизни господин.
Покой, небытиё, потом ранняя смерь …
Это “умная ненужность”, он духовно один.
Пущина Евгения 10а класс

2.

Илья Ильич в большом дому
Лежит себе спокойно.
Ему заботы ни к чему,
Ведёт себя достойно.
Он к высшей цели не стремится,
И в том его беда.
Захар, ворча, по зову мчится.
Чулки, чаек, еда…
Вся жизнь по замкнутому кругу,
Всё повторится вновь и вновь.
Мечты не доверяет даже другу,
Лежанье на диване вновь.
Некипелова Кристина 10б класс.

3.

Весь день вы на кровати
В своём персидском халате.
Не встаете с нее во век!
Не подымет вас ни один человек …
Как, Обломов, вы можете лежать ?
И приятна ли вам кровать?
Встаньте, сбросьте пыль и лень с себя!
Поднимитесь, выйдете во двор!
“Обломовщина” – ваш приговор!
Гришина Мария 10б класс

4.

Кто душу вам, Обломов, отравил?
Кто сердце ваше в паутину заточил,
На век вас приковав к дивану?
Не думать и молчать не стану!
Скажу я вам, Обломов, не тая;
«Это” ядовитое слово -об-ло-мов-щи-на”!
Глухова Карина 10б класс

5. Монолог Обломова

,,Вечная беготня взапуски,
Вечная игра дрянных страстишек”,
Жадность, тень зависти,
Сплетни, пересуды,месть интрижек,
Дрязги,оглядывание с ног до головы,
Подводные рифы, щелчки, перебивание…
,,Где же тут человек?’’ Замри!
,,Где его целость?’’ Пустое ожиданье…
Кругом мертвецы, спящие люди, хуже меня.
Это члены светского общества.
Ни искреннего смеха, проблесков ума,
Громкий чин и имя – цель у них одна.
,,Что ж это за жизнь?’’
Я не хочу так жить …
Шахматова Тамара, 10а класс

По рассказу А.П.Чехова ,,Человек в футляре’’

6. Человек в футляре

Людей,одиноких по натуре, немало.
Раков – отшельников, людей – улиток общество знало.
Улитка старается уйти в свою скорлупу,
Рак – отшельник –в глубокую нору.

,,Умер у нас в городе некий Беликов’’
Учитель древнего греческого языка.
Весь он был во множестве чехольчиков,
В страхе всю гимназию и город держа.

Все прятал он в чехлы:
Зонтик, часы, ножи…
Ходил в калошах и в пальто
И непременно под зонтом.

Он темные очки и фуфайку носил,
Извозчик, подняв вверх, его возил.
Уши закладывал ватой,
Весь в оболочку сжатый.

Он прошлое всегда хвалил.
,, Антропос !’’ –подняв палец,произносил.
Жизнь раздражала, пугала его;
Беликов не способен любить никого.
Пущина Евгения 10а класс

7. Беликов.

Хоронить таких людей –
Большое удовольствие!
Наконец, он в футляре.
Да, он в полном идеале.
В нашем городе стали боятся всего.
Боятся громко говорить,
Боятся даже полюбить,
Боятся бедным помогать,
Учится грамоте, читать,
Боятся думать и мечтать,
Развиться, радоваться, петь,
Чай пить с друзьями – душу греть…
,,Как бы чего не вышло ?’’-
Любимая фраза героя.
Жизнь свою прожил
Он вечно стеная и ноя.
Давил людей,высматривая, шпионил,
Стращал запретами,
Смеяться громко запрещал
И жить советовал с секретами.
А сколько таких,,человеков ‘’ осталось.
Общество с ними ведь зналось.
Сколько их еще будет !
Футлярщиков наш мир не забудет.
Александрова Наташа, 10б класс

8.

Вишневый сад – это место снов,воспоминаний,
Безнадежный надежд, cладких упований.
Вишневый сад символ красоты,
Гармонии, счастья и мечты.

Звук лопнувшей струны –
Знак конца этого мира.
Приговор – гибель сада.
Не запоет больше лира
Григорьева Ирина 10б класс

9.

Милые, безобидные дети,
Раневская и Гаев,услышьте!
Клянетесь вы вишневый сад сохранить,
Но не желаете даже пальцем пошевелить.
Не можете и не хотите выход искать,
Наследство ярославской бабушки –
Для вас благодать.
Гнев сосет леденцы,
Раневская сантиментально плачет,
Так страус голову в песок прячет,
Добрый и светлый дом бросает,
Вишневый сад на всегда теряют,
Шахматова Тамара 10 «а» класс

По роману Л.Н Толстого «Война и мир»

10. «Война и мир»

«Война и мир» - роман - апогея,
Написать его Л.Н Толстого идея.
В течении многих лет
Он работал над ним,
И теперь все восхищается им.
Это трудная работа –
Изображать всю жизнь кого-то,
Ничего из виду не терять,
Все в точности читателю передать.
Толстого заслуга велика –
Человечество запомнит на века.
Пущена Евгения 10» класс»

11.

Мир есть но у каждого свой.
Нет в жизни точного определенья.
Значения, которое дает слово Толстого, -
Идея всеобщего единения.
Трудно не согласиться с ним,
С автором великих творений.
Мы зачитываемся, очарованы Толстым
И его бессмертным романом – эпопегей.
Некипелова Кристина «10» а класс

12.

Андрей Болконский
Смерть, потеря семьи, раны -
Ничто ему почти не страшно.
Не терпит он ни сплетен, ни обмана,
Он горд «эгоистичен» как не странно.
На протяжений всей своей
Не долгой жизни,
И на конец, разочаровались в ней,
Он ищет смысл жизни,
Уже почти простились с ней.
Смерть медленно к нему приходит,
Но только перед ней
То, что икал,князь Андрей находит,
И смертный лик его становится светлей.
Александрова Наташа 10, «а» класс.

13. Элен Курагина

Вы покоряете своей красотой,
Особенно беломраморными плечами,
Красивым женственным лицом.
И даже пустыми, холодными словами.
Вы вышли замуж из расчета,
Живите только для себя.
Одна всегда у вас забота –
Блистать, блистать, любить себя.
И каждый вами покорен,
И каждый вами очарован,
Готовы все вам потакать во всем,
Удел рабов им уготован.
Но что за вашей красотой ?
Улыбки маски,души лишь тень.
И жизни маскарад пустой
Прошел, увы, ваш фальшивый день.
Шахматова Тамара, 10 «а» класс

14. О Пьере Безухове

Пьер Безухов – наследник,
Богатый,титулованный,
В светском обществе в миру раскованный,
Добрый,неуклюжий,
Смешной чудак.
Умный,благородный,
По милости врач.
Александрова Наташа 10 «б» класс

15. Наташа Ростова

Верит в чудесное снова и снова.
Солнечный зайчик спрыгнул с окошка,
Смешно и наивно топает ножкой.
Громко смеяться,заливисто,звонко.
Искренней плачет,нежно,горько.
Песни поет графинюшка звучно.
Вальсы танцует она незаученно.
Доброе сердце ее всем открыта,
Нежность и радость души не скрыта.
Александрова Наташа 10 «б» класс

По пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерина

16.

Не умеет притворяться и лгать,
Изворачиваться,глазками стрелять..
Жить по принципу варвары «шито – крыто»
Подчиняться Кабанихе, и молчать,
Нелюбимого мужа ласкать.
Героиня томиться,страдает,
Мучается,о любви мечтает.
Словно птица, попавшая в неволю,
Клеймит она женскую долю.
В темном царстве» не находит ни любви,не тепла
И грустит о родительском доме,где не было зла.
Жить в не свободе ей так тяжело,
Любить в полсилы не суждено.
Куда же идти отчаявшейся женщине ?
Вернуться в дом? Лучше в могилу !
Некуда идти… В Волгу,с обрыва….Сгину !
Некипелова Кристина 10 «б» класс

По пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»

17. О Ларисе.

Ты чайка, одинокая чайка..
Ты летаешь по жизни,
Ты ищешь любви.
Ты в цыганском таборе, милая чайка.
Ты попала в сети фальши и лжи.
Ты забава, игрушка,
Ты вещь, ты кукла.
Ты мечтаешь о высокой, красиво
Александрова Наташа 10 «б» класс.

По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина ,,Премудрый пескарь”

18.

Жил? Нет, не жил …
Жил дрожал, умирал –дрожал …
В страхе сто лет выдержал,
Домик –нору много лет копал,
Ни семьи, ни детей не познал.
Водку не пил, табак не курил,
На пиры не ходил, гостей не водил,
Мечтать не любил, денег не накопил,
Любви не искал, друзей не знал …
Жил ? Нет,не жил …
Просто, небо коптил.
Жил – дрожал, умирал – дрожал.
Пущина Евгения 10а класс

19. Завет отца

Пискарь - отец завет сынку оставил ;
Гляди в оба …Думай только о себе.
С сильными не борись,
С друзьями не водись,
За копейку не трясись ;
От опасностей устраняйся,
Близко ни с кем не знайся,
За карьерой не гоняйся;
Правил не нарушай,
Советы старших принимай,
Рыбье царство уважай,
Главное, жизнь свою сохраняй.”
Пискарь – сынок завет в главу угла поставил,
Зарылся глубже и зажил.
Шахматова Тамара 10а класс.

20.

,,У молодого пискаря ума палата была ‘’.
Репутация хорошая о нём слыла.
Ты сверчок, должен знать свой шесток.
Не садись, дружок, на чужой возок.
Ведь так легче жить …
Но достойная ли эта жизнь ?
Моя хата с краю –
Я ничего не знаю.
,, Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась?’’
Какие были у него радости ?
Делал ли людям пакости ?
Кого он утешил ?
Кого приютил ?
Кого обогрел ?
Кого защитил ?
Кто слышал о нём ?
Кто его существовании вспомнит ?
Вопрос пискорю вернем,
О смысле жизни напомним.
Исправить уже нечего нельзя –
Жизнь пискоря прожита зря.
Никому не помог,никого не согрел,
Лишь впустую сто лет прел.
Пущина Евгения 10а класс

Максим Горький ,,Легенда о Данко”

21. Данко

А кто из вас способен на поступки?
Кто может сердце вырвать из груди?
Кто может, погибая, улыбаться
И встав с колен, к мечте своей уйти?
Мы видим то, что лестно для ушей.
Животным страхом новизны боимся
Под статусом подопытных мышей.
Живем простой, обычной жизнью,
Стесняясь приподнять завесу зла.
Нам нравится в таком котле вариться
И промолчать, закрыв глаза.
Душа еще летает, мы жаждем перемен.
У нас своя программа, свой напев …
Не рвемся мы к неведомым пределам,
Сердца бунтуют,тихо присмирев …
Кричим и плачем ;,,Кто же нам поможет? ‘’
Кривим в ухмылке молчаливый рот.
Мы рьяно рассуждаем о поддержке
И ждем, что тот, кто рядом нас поймет.
А лидерство для нас, будто искусство,
Глядим на это, выпучив глаза.
И нас не покидает это чувство,
О том, что нас не тронет…обойдет гроза.
Мы о поступках знаем из TV;
Где был пожар и кто кому помог,
И рьяно распыляемся в словах,
Щебечем ,,Я бы так не смог”.
В газетах мы читаем про войну;
Про то, как добрый доктор лечит раны;
И снова слышим “Я так не могу”,
И тешим словом жалкие изъяны.
Таких, как ты, куда ни глянь,полно,
Идут своим порокам на уступки.
И в голове опять звучит вопрос;
,,А кто из вас способен на поступки?”
Ахмалгидинова Наташа 12б класс

22.

Жил человек и звали его Данко
А помнишь? Много-много лет назад
Жил человек и звали его Данко.
Он не боялся трудного пути,
Он духом был сильнее стали танка.
Любил людей, страстям наперекор,
Хотел, чтобы они познали счастья.
Он крикнул всей толпе “За мной а мной! Идем!”
Не знал, что накликает он ненастье.
И люди шли,ведомые,табуном.
Куда? Зачем? Не задавая вопросов.
И страхи заслонили их умы,
Как шторм сбивает с палубы матросов.
Безумство зла, ни капли благородства,
Свирепость душ и безрассудство глаз
Увидел Данко в тех, кого повёл он,
Услышал злобу с губ слетавших фраз.
Он вырвал сердце, содрогая воздух,
И поднял высоко над головой.
А людям стало жутко интересно,
Но не сказал никто, что он герой.
Он гордо шёл, потом упал и умер,
А сердце покатилось по земле.
И кто-то, осторожный, наступил на его сердце
На радость очарованной толпе.
Стояли люди молча, безучастно,
Пока у сердца таяли угли…
Так кто у вас способен на поступки
Иль нет… А вы бы так смогли?
,,Что доказал он?- спросят бессердечно.
,, Подумаешь! Придуманный герой!
Но только помни: поэмы и легенды
Рождаются не о таких, как мы с тобой.
Ты оглянись вокруг! Не стой в стороне
Раскачивая хмуро головой.
Ведь Данко был способен на поступки.
Хвала и честь тому,кто был такой!
Ахмалгидинова Наташа 12 б класс

“Максим Горький Легенда о Ларре”

23.

Ларра - гордость орла
Много тысяч лет прошло с тех пор,
Поменялся неба ареол.
Только неизменным оставался
В воздухе летающий орёл,
Широко раскинув свои крылья,
Гордо, непокорно резал высь.
Облака шептали ему в голос;
,,Ты летай,где хочешь, но вернись!”
Красотой он славится извечно,
Зорко смотрит исподлобья вниз,
Для него всегда найдётся жертва,
Утолит он свой любой каприз.
Как бы страшно это не звучало,
Но, увы,в наш хмурый, новый век
Всё имеет свой конец, своё начало:
Инстинкт орла в себе имеет человек.
Такой порок зовётся кратко – гордость,
И он ломает твёрдые сердца.
А человек себе не признаётся,
Что гордость – преимущество глупца.
А гордость ждёт… шагает постепенно,
Собой заполняя пустоту,
Она стирает личность не мгновенно,
Я, ядом растворяя простоту,
Гордец всегда стрелой несётся к цели,
Ухмылкой теша свой орлиный взор,
Всем беззаконьем видит оправданье
И прихотям своим не даст отпор.
А жизнь кипит, летят года, столетья.
Меняются народы, племена …
И только остаются неизменны
В архиве тайном гордых имена
Ахмалгидинова Наташа 12б класс

24.

О, Ларра!
Ломай гордыню волей, силой духа,
Люби прощай, кайся, верь!
С пороком злым чрез боль прощай,
Не надо с ним шутить – он страшный зверь.
Обманом, ложью, стоном сумашедших
Он лезет с человека – гордеца,
До крови рвет израненную душу,
Карёжит облик светлого лица.
Душевной пустоте не дай в тебя вонзиться,
Смотри светло и прямо на восток.
Ты гордости не дай себе прижиться,
Иначе будешь в жизни одинок.
Судьба тебя поставит на колени.
Да будет так! Тому не ровен час
За слёзы близких будешь ты в ответе,
Ты отрекись от гордости сейчас.
Печальный образ глаз красивых,
Повадки вольного орла
Пускай навек тебя покинут
И в радости поёт душа.
Галяутдинова Кристина 12б класс

А.И. Куприн “Олеся”

25. Олеся

Любовь Олеси – чудесная сказка.
Счастья, которое ей довелось испытать.
Чистая и искренняя любовь не маска.
Чувство без будущего пришлось ей познать.

Ради любимого она готова на все;
В церковь пойти, оскорбленья терпеть,
Камни обидчиц летели в неё,
Насмешки и ругань, плевки в лицо …
Бабушка с внучкой покидают Полесье.
Жесток был к ним окружающий мир.
Память о нежной, великодушной любви.
- Красные кораллы как огоньки зари.
Шахматова Тамара, 11а класс

26.

Кто же ты, Олеся?
Неу жели ты колдунья?
Лесная нимфа? А может ведунья?
Знахарка или кудесница?
,,Ведьмакой‘’ звали Олесю,
Чужда она людям Полесья.
Они люди из разных миров,
Живут по различным законам,
Разрыв им в конце уготован.
Так кто же ты, Олеся?
Лесная сказка иль песня?
Колдунья, блуждающая в лесах?
Или дикарка с ясным светом в очах?
Искренняя, добрая девичья душа,
Умная,но несчастная девица – краса.
Дитя природы ты, Олеся,
Девушка светлая из Полесья.
Касаткина Зина 11а класс

А.И. Куприн ,,Гранатовый браслет’’

27.

Гранатовый браслет – символ любви трагедии.
Величавшего страдания немой свидетель.
Кровавые камни теперь взирают в неведенья,
Дарили Желткову они спасение.
Женщинам сообщал он дар приведенья,
Отгоняя тяжёлые мысли от увиденного.
Мужчин охранял от насильственной смерти,
Старинному приданию, пожалуйста верьте
Гранатовый браслет повесили на икону,
Так перед смертью попросил он.
,,Лунная соната‘’- прощение его.
,,Да святится имя Твоё’’…
Ахмалгидинова Наташа 12б класс

28.

Любовь - ,,Грамотное счастье‘’.
Для Желткова любовь - ,,грамотное счастье,’’
Согревающее душу в любое ненастье.
Для Желткова любовь - ,,единственная радость‘’,
Единственное утешение, единственная мысль …
Волшебная мечта и окрыление,
Душевное томления и озарение,
Вечная весна и преклонение,
Самопожертвование и благоговение,
Страдания, боль и сердце биение …
А в селом, Божий дар – судьбы решение.
Галяутдинова Кристина, 12 б класс.