Хотелось бы начать данный доклад вышеуказанной темы с притчи, так как надеюсь, что она поможет призадуматься, систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».
На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, произнес: «Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом». Ученики радостно поспешили туда, и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды.
Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. «Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?» - изумились ученики. Мудрец ответил: «Я выполнял свою задачу. Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно».
«Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики.
А вот, что на это ответил учитель, я зачитаю в конце.
А вы как думаете, какова основная задача учителя?
Что от него ждут ученики?
Каким должен быть учитель?
Все эти вопросы заставляют задуматься. В итоге приходишь к выводу о том, что сколько людей столько и мнений. Так и в начальной школе существует много видений по использованию изучению и применению проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование.
В основе метода проектов и метода исследований лежит:
- Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- Умение ориентироваться в информационном пространстве;
- Умение самостоятельно конструировать свои знания;
- Умение интегрировать знания из различных областей наук;
- Умение критически мыслить.
Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.
Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и спектр объектов детских исследований существенно расширяется.
Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.
Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и саморазвития.
Самостоятельную исследовательскую работу ребёнка педагог рассматривает как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Умения проведения самостоятельных исследований, постижение истины легко прививаются в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия.
Использование учителем проектно-исследовательского метода позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению и развитию индивидуальных качеств ученика.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует мышление, развивает способности и межличностные отношения.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.
Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. (Приложение 1)
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
По доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательские,
- информационные,
- практико-ориентированные,
- ролево-игровые,
- творческие.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
а) По целям и задачам.
Практико-ориентированный проект.
Цели: направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебное пособие для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.
б) По предметно-содержательной области.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
в) По характеру контактов между участниками:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
г) По продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. (Приложение 2)
Содержание, этапы и формы обучения проектно исследовательской деятельности в начальной школе
Первый этап. Пропедевтический (1 класс).
Цель: погружение детей в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися пятых классов.
Формы организации:
- презентационные занятия с учащимися пятых классов;
- коллективные творческие дела, классные часы;
- свободные уроки.
Содержание:
- формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности, пробуждение интереса к исследованию;
- формирование первоначальных исследовательских действий;
- оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты, пробные исследования;
- приобретение первичных навыков общения с одноклассниками, учителями, пятиклассниками;
- децентрализация пространства класса.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: лидер организации учебно-познавательной деятельности детей.
Учащиеся: выполняют предложенные учителем и пятиклассниками задания, выбирают интересующие их темы.
Деятельность детей:
- овладевают способами работы с книгой, с разными средствами получения информации;
- овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);
- учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;
- выполняют мини-проекты с помощью родителей и пятиклассников;
- проводят кратковременные исследования на уроках под руководством учителя;
- учатся оценивать свою деятельность (по критериям, разработанным совместно с учителем).
Второй этап. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2 класс).
Цель: учить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.
Формы организации:
- коллективные исследования, проводимые с учётом детской инициативы и постепенным развёртыванием всех этапов исследования;
- осуществление мини-проектов в рамках интегрированного курса
- специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений по всем учебным дисциплинам.
Содержание:
- практическая реализация основных этапов исследования - рождение замысла, развёртывание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;
- формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;
- работа по осуществлению коллективных и индивидуальных мини-проектов;
- расширение коммуникативных контактов за счёт выхода учащихся за пределы класса с результатами выполненных работ.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: помощник-консультант в организации проектно-исследовательской деятельности детей.
Учащиеся: выбирают предложенные учителем темы работы, инициируют собственные замыслы.
Деятельность детей:
- используют источники получения информации – рассказ учителя, рисунок, наблюдения в природе, учебный текст, схема;
- работают в группе, осуществляя коллективный проект;
- самостоятельно ведут мини-проекты;
- совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;
- представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях.
Третий этап. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности путём овладения разными видами проектирования (3-4 классы).
Цель: учить детей разным видам проектирования при осуществлении индивидуальных и групповых исследований.
Формы организации:
- учебный проект;
- образовательный проект;
- социальный проект;
- овладение способами организации индивидуального исследования;
- разновозрастное сотрудничество с более активной позицией младших школьников.
Содержание:
- формирование более сложных проектно-исследовательских умений;
- овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный);
- организация разновозрастных проектов с учащимися среднего и старшего звена.
Позиция учителя и учащихся:
Учитель: организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.
Учащиеся: инициируют замыслы, формулируют темы, выбирают направление и характер работы.
Деятельность детей:
- осуществляют поиск информации в источниках разного типа;
- анкетируют детей и взрослых;
- осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;
- разрабатывают образовательные проекты с помощью учителя;
- овладевают первоначальными навыками социального проектирования;
- оценивают свою деятельность по выработанным совместно с учителем критериям;
- представляют результаты своих работ на районных и областных конференциях и выступают в качестве экспертов.
Примеры из опыта работы.
Приведу примеры из собственного опыта работы. В первом классе я использовала проект – рассказ, экскурсионный проект, конструктивный проект.
1. Проект – рассказ.
- Ребятам предлагается серия картинок, по которым нужно составить и пересказать сюжет сказки.
- Или предметная картинка, вызывающая ассоциации у ученика, он должен охарактеризовать увиденное.
- Метод Сократа - принцип трех Да, вариант, где вопросы строятся даже не разумным, а просто случайным образом, лишь бы собеседник ответил: "Да!"Интересно, что даже в таком варианте эффект все равно есть.( Из предложенных картинок выбирается одна, кем-то одним, далее ребята задают вопросы. А ученик, загадавший иллюстрацию :отвечает :да или нет.)
- Во вором полугодии первого класса использую мини-проекты: «Сочини сказку», «Моя буква», «Магия цифр»
2.Экскурсионный проект.
- Экскурсия в музей Динозавров (который приезжал к нам) породил кучу вопросов и огромное желание их реализовать. В ходе этого была проведена работа по мини-исследованию вытекающая в следующую тему.
Работа по реализации проекта
Социологический опрос.
1-й вопрос. Интересует ли вас тема «Динозавры»?
2-й вопрос. Как вы считаете, почему вымерли динозавры?
Вывод: тема интересна, но многие не готовы дать правильные ответы.
Выдвижение гипотез. Почему вымерли динозавры?
Гипотезы:
1. Может быть, это случилось потому, что млекопитающие стали главенствующими на Земле?
Результат размышления: «Возможно. Но это не объясняет, почему многие морские существа вымерли также».
2. Может быть причиной были млекопитающие, пожирающие яйца динозавров?
Результат размышления: «Нет, этого не могло быть. Многие млекопитающие сегодня едят яйца, но птицы все еще с нами».
3. Может быть, динозавры умерли от голода?
Результат размышления: «Но почему травоядные не смогли приспособиться к поеданию новых растений?»
4. А может быть, это была сильная вулканическая активность?
Результат размышления:«Вулканическая активность не могла быть такой ужасной в тот период, после того как Земля сформировалась».
5. А может быть, изменился климат?
Результат размышления: «Это возможно, но мы должны объяснить, почему климат на Земле изменился».
Исследование вопросов:
– Почему изменился климат на Земле?
– Что могло последовать за изменением климата?
Вывод. Придут новые времена – придут и новые ученые со своими теориями. Но совершенно точно можно констатировать: «"Век динозавров" закончился. Начался "Век млекопитающих"».
- Экскурсия в рощу.
В ходе которой учащиеся изучают листья, собирают опавшую листву и составляют гербарий с надписью растения.
Экскурсия к памятнику Братьям Газдановым, на которой многие проявили инициативу и сами изъявили желание рассказать о памятнике, так как заранее знали о поездке.
- Конструктивный проект.
Этот проект хорошо используется на технологии, когда ребята выполняют работу по выбору, а потом представляют её.
- Работа с природным материалом.
- Посади зёрнышко.
- Собери пазл (по определённой тематике), расскажи что получилось.
Во втором классе предлагаю ребятам групповую работу. Делю класс на 4-5 групп, даю каждой группе задание. Учащиеся выстраивают определённую последовательность, составляют план ответа и защищают свои работы.
Или даю следующее задание на логику при изучении темы по литературному чтению «Когда появилась письменность?» Предлагаю в рисунке передать следующее предложение: Жду тебя в 18.00 возле школы около дерева. Далее ребята обмениваются работами, лучше работать в паре, а потом передать другой паре для определения написанного. Получаются очень интересные работы.
Был проведён коллективный проект «Шахматы на льду»
Рождение этого проекта возникло в год олимпиады в России, когда все переживая за свою страну, отслеживая все соревнования вдруг спросили, а что такое кёрлинг. И тут не долго думая, я предложила ребятам узнать, что это за вид спорта. Как можно больше найти информации и принести. Весь материал собранный ребятами мы проанализировали и получился проект. В ледовом дворце мы даже попробовали технологию данного вида спорта.
С этого момента у детей стали возникать интересующие их вопросы и мы создавали либо мини проект, либо исследовательский прект.
Ребята с большим интересом и рвением выполняли цели и задачи, которые ставили сами себе. Для них это было не сложно, так как у нас в классе полное оснащение инновационных технологий.( ноутбуки, графические планшеты, МИМИО, электронные книги, лаборатории по изучению весовых измерений, погоды.
В конце четвёртого класса дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика. Формирует личностные качества, что очень актуально в наше время.
И в завершение зачитаю конец притчи.
«Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал Учитель и улыбнулся. - И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…»
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!
Литература
- Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения.