Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Деревья в городе"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для развития умения различать листья наиболее распространённых пород деревьев.

Задачи: Продолжить обучение распознаванию природных объектов, развивать умение находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие осенней природы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев, определять названия деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам.
  • Учиться описывать внешний вид листьев>.
  • Находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.

Метапредметные: Понимать учебную задачу урока.

  • Формулировать свои предположения, высказывания.
  • Учиться наблюдать и делать самостоятельно вывод.>
  • Выполнять практическую работу в парах.
  • Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Личностные:

  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
  • Формирование эстетических ценностей.
  • Определять успешность выполнения задания.

Создать условия для формирования УУД:

  • регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.
  • коммуникативных: учитывать разные мнения  и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.
  • личностных: формировать рефлексивное отношение к учению, осознание конечного результата с поставленной целью.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, работа в группах,  беседа, самостоятельная работа.

Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно-практические.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Для  учителя:

  • Наличие конспекта;
  • Презентация;
  • Учебник 1 класса Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва «Окружающий мир»;

Для ученика:

  • Чудинова Е.В. Рабочие тетради 1 класс, тетрадь для тренировки и самопроверки.

Оборудование: презентация, картинки деревьев для каждой группы,  набор листьев для каждой пары.

Ход урока

1. Мотивация познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

- Ребята, давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
– Улыбнитесь друг другу. 
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно

- Проверяют готовность к уроку.
Настраиваются на работу, желают друг другу добра, обещают поддержку.
- Улыбаются, желают удачи друг другу.

Личностные:  самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: Уметь совместно договариваться о правилах общения в школе и следовать им

2. Актуализация необходимых знаний

Определите основной вопрос урока. Найдите лишний объект. Почему?
– А сегодня на уроке я предлагаю вам побродить по нашему городу. Начнем прогулку с парка.
Ты со мною в парк иди,
По аллеям поброди.
Много там друзей твоих,
По листве узнаешь их.
– Каких друзей можем увидеть в парке? Какая же тема урока? Цели?
– Действительно ли деревья ваши друзья? Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете деревья нашего города.
- Что вам интересно узнать про деревья?

 

Дерево

 

Ставят учебную задачу на урок:
Познакомиться с деревьями
Учиться различать их
Упражняться описывать внешний вид листьев
Дети высказывают, что их интересует.

Регулятивные:  целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Логические: формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя

3. Организация познавательной деятельности

Открываем новые знания. Работать будем по плану. Восстановите план.
- Что такое……….…?
Как…………….?
Какие....……?
Зачем …..…………?
- Кто самый внимательный и может перечислить деревья, которые растут в городе? Презентация.
- Назовите части дерева.
Корни-закрепляют ствол дерева в почве и всасывают из неё воду с минеральными веществами.
Ствол - удерживает тяжелую крону и служит проводником питательных веществ.
Ветви – передают питательные вещества листьям
Крона – верхняя лиственная часть дерева.
Посмотрите на картинки, чем отличаются деревья друг от друга?
Обращаю внимание детей на разнообразие листьев:
- Одинаковые листья или разные?
-Чем они отличаются друг от друга?
- Как узнать, с какого дерева упал листик?
Рассмотрите листья.
- Что есть у всех листьев?
- У всех листьев есть пластина и черешок.
- Исследуйте листья в паре. Покажите друг другу листик и расскажите об их частях. Сравните листовую пластину березы и рябины. Чем они отличаются друг от друга?
Лист состоит из черенка и листовой пластинки. Если пластинка одна, то лист называется простым. А если пластинок на черешке несколько – сложным
- Рассмотрите листья.

 

дерево
устроено
виды
нужны

Берёза, рябина, тополь, клен, сосны, ели, каштаны.
Корни, ствол, ветви, крона
Листьями.
Дети демонстрируют листья, рассматривают их.

 

 

Размер, форма, цвет.

 

Презентация.

Рассматривают листья, анализируют.

 

У березы одна пластина, у рябины несколько

Рассматривают листья.

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

 

 

 

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя, уметь анализировать объект с выделением существенных признаков.

 

 

 

 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.
Цель - использование предметных действий с моделями, схемами.

В паре. Игра «Узнай с какого дерева листок»

Один описывает лист, а другой отгадывает с какого дерева листок.

Предметные УУД: Уметь определять дерево по его листьям, описывать листья.

 – В каждой группе на столе файл с материалами (частью дерева). По нему вам нужно определить дерево, используя только тот орган чувств, который изображен на листке. Если не удастся определить, используя этот орган, задействуйте другие органы чувств.
– Время вышло. Назовите деревья.
– Кому удалось определить дерево, используя только один из органов чувств?
– Для полной картины нужно использовать как можно больше органов чувств.

1 группа – лист рябины (орган осязания - рука), 
2 группа – ветка ели (нос),
3 группа – кора  березы (рука),
4 группа – ветка тополя (глаз)

Предметные УУД: Уметь определять дерево по его веткам, листьям, коре.
Познавательные УУД: Уметь пользоваться символами, моделями.
Личностные УУД: Уметь организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные УУД: Уметь анализировать объект с выделением существенных признаков.

Физминутка

Презентация. Отдохнем с ребятами. Делаем вместе!

Выполняют движения.

Профилактика утомления, нарушения осанки, психоэмоциональная разрядка.

4. Применяем новые знания

Самостоятельная работа.

  • Работа в паре. Определите ветки, каких деревьев начал рисовать художник? Дорисуйте деревья  и раскрасьте их. Р. Т. Стр. 22 -23
  • Какое дерево лишнее?

Выполняют задание. Рисуют деревья.
Самоконтроль.

Обычно дуб не растет в городах.

Личностные УУД: Уметь организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные УУД: Уметьанализировать объект с выделением существенных признаков.
Регулятивные овладение приёмами контроля и самоконтроля.

А нужны ли деревья в городе?
К городскому дереву особые требования, кроме основного и жизненно важного – производить кислород для дыхания, оно должно очищать от выхлопных газов улицы и быть к ним устойчивым, оберегать наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.
Вот сколько кг пыли в год принимают на свои кроны деревья, растущие в городе: клен – 33 кг, ель – 32 кг.
У деревьев есть и другая очень важная задача – эстетическая. Весной, летом и осенью они украшают город своей лиственной кроной, а зимой красивым силуэтом.

Знание основных видов деревьев, растущих в городе.
Презентация деревьев нашего города.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Вот вы и рассказали, каких друзей можно увидеть в парке. Что ж деревья знаете, доказали, что они ваши друзья.
– Как нужно относиться к друзьям - деревьям?
– Давайте озеленим вот этот город (рисунок города). Каждый должен посадить дерево возле домика,  который соответствует его работе на уроке. Все понятно, старался возле домика с большим числом, не старался, допустил ошибки – меньшее число, много ошибок – маленькое число.

Озеленяют улицу деревом в соответствии со своим настроением. Озеленяют улицу деревом в соответствии со своим настроением.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; овладение приёмами контроля и самоконтроля
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные:  адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение.
Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII. Итог урока

– Какой зеленый город у нас получился. Надеюсь, что и в нашем городе будет много деревьев, а мы будем бережно к ним относиться. Спасибо за работу!

Рассматривают рисунок

Познавательные УУД: Оценка процесса и результатов деятельности.

Список использованной литературы

  1. Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 класс [Текст] : мастерская учителя / Н.Т.Брыкина. М : ВАКО, 2011. 320с.
  2. Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева  «Методика преподавания курса «Окружающий мир» в 1 классе». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 143с.
  3. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир: учебники. 1–4 классы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
  4. Чудинова Е.В., Коханович Д.В. Контрольно-диагностические работы по курсу «Окружающий мир». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.