Цели занятия:
- Познакомить с различными видами словарей.
- Расширять активный словарный запас учеников, способствовать исследованию лексического значения, происхождения слов.
- Воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Оборудование: В.И. Даль “Толковый словарь”, З.Е. Александрова «Словарь синонимов», М.Р. Львов «Словарь антонимов», С.И. Ожегов «Толковый словарь» и другие, наборы букв и карточек для команд по заданиям.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада видеть всех участников нашего занятия! Сегодня оно будет не совсем обычным. Это будет соревнование команд, знатоков русского языка. Выдающиеся русские писатели говорили о русском языке замечательные слова.
1 ученик. По мнению А.С. Пушкина «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам».
2 ученик. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно бойкий и живой». Так считал Л.Н. Толстой.
Учитель: А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? Учёные предполагают, что более 500 тысяч. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Поэтому слова «хранятся» в словарях, которых существует множество. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Именно поэтому наша игра называется «В Стране слов и словарей».
Напоминаю правила игры.
- Играют 2 команды.
- На выполнение заданий отводится несколько минут.
- Команда, первой выполнившая задание подаёт сигнал и получает дополнительное очко в случае верного ответа.
- Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть шанс заработать очко.
- Кроме того, у каждой команды есть специальное задание.
- Помогать в проведении игры нам будут эксперты и наша выставка словарей.
Итак, мы начинаем.
Представляем наши команды:
- «Знатоки» и
- «Грамотеи».
Конкурс 1.
На доске слово: ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
Каждая команда составляет из букв данного слова другие слова (существительные в именительном падеже).
Конкурс 2. «Толкование слов».
Начать этот конкурс нам помогут ребята из команды «Грамотеи» со своим специальным заданием.
Дети показывают сценку.
(Двое ребят готовят домашнее задание).
1-й ученик. - Нам сегодня рассказывали в школе, что каждое слово имеет своё значение.
2-й ученик. Ерунда какая-то! Зачем думать, узнавать значение слов. Вот я когда беру слово, оно означает то, что мне хочется.
1-й ученик. Что ты, так нельзя. Вот давай разберём домашнее задание. Прочитаем отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Видишь, как много трудных слов!
2-й ученик. И ничего здесь трудного. «Лафет» - от слова «лафа». Очень приятная, понимаешь ли вещь. Мягкая, уютная.
1-й ученик. Ты уверен?
2-й ученик. Но ты же сам слышал: «Прилёг вздремнуть я у лафета…», значит, там тепло и мягко.
1-й ученик. А что такое по-твоему «бивак»?
2-й ученик. Очень просто. «Бивак» - от слова «бить». Это место, где все дерутся.
1-й ученик. Так ли?
2-й ученик. Но там же ясно сказано: «весь избитый». Как раз на биваке!
1-й ученик. Ну а что же такое называется словом «кивер».
2-й ученик. Не «кивер», а «киви»! Это птица такая, или фрукт.
1-й ученик. Сам ты фрукт или птица!
Учитель: Постойте, ребята, давайте разберёмся в вашем споре.
(к командам)
- Ребята, к какому словарю нужно обратиться? (к толковому)
Игроки с помощью «Толкового словаря» Ожегова объясняют значения слов:
- 1 команда - лафет, бивак;
- 2 команда – кивер, ликовать.
Подводятся итоги конкурса.
Учитель. А теперь наши эксперты подробнее расскажут нам о толковых словарях.
- Назначение «Толкового словаря» - толковать, то есть объяснять значение слов. Он указывает, к какой части речи принадлежит слово, приводит примеры употребления слова в речи.
- Самые известные толковые словари – «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова (около 80000 слов) и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Он был создан в середине позапрошлого века. Словарь включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.
Конкурс 3.
Следующий конкурс мы попросим объявить команду «Знатоки». Слушаем их специальное задание.
Чтение стихотворения учащимися.
Как работает слово
Бывает частенько, что слово - одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки — сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».Случалось с тобою: ты правил не знал.
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет —
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую... Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».
- Теперь вы, конечно, поняли, о чем наш третий конкурс?
(об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)
Эксперты.
- Фразеологические словари помогают узнать толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение.
- Фразеологизмы отличаются замечательными достоинствами: они придают нашей речи образность, эмоциональность, лаконичность, ярко выражает национальное своеобразие языка.
Задания командам.
Объяснить фразеологизмы.
1 команда.
- считать ворон
- точить лясы
- лодыря гонять
- морочить голову
- зарубить на носу
- бить баклуши
- как курица лапой
- в час по чайной ложке
- вставлять палки в колеса
2 команда.
- повесить голову
- рукой подать
- витать в облаках
- водить за нос
- делать из мухи слона
- спустя рукава
- сломя голову
- во весь дух
- как снег на голову
Конкурс 4.
Учитель: - Мы слышим фразеологизмы повсюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках...Встречаемся с ними и читая наши любимые книжки. Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...
А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного здесь в буквальном смысле.
Что же получится? Мы сейчас посмотрим.
(дети отгадывают, какой фразеологизм изобразил художник)
- Что же произошло с привычными и понятными до сих пор для нас словами? Как вы думаете? (Ответы детей.)
- Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них всех смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое часто называют еще устойчивым сочетанием.
Русский язык очень богат фразеологизмами. Например, с одним только словом рука есть более 50 фразеологических оборотов.
Сейчас вам предстоит отгадать, о чём идёт речь.
Её толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, не желая разговаривать; в неё прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из неё сухими. (вода)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (уши)
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
(ветер)
Конкурс 5.
- А теперь – задание командам.
Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом (существительным):
1 команда – слово «глаз» (мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)
2 команда – слово «язык» (язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).
Учитель. - В русском языке есть ещё «слова-друзья» и «слова-спорщики». Как вы думаете, о чём идёт речь? (синонимы и антонимы)
- Для них тоже есть специальные словари.
Эксперты.
- Антонимы – слова, противоположные по значению. Словари антонимов фиксируют и объясняют слова с противоположными лексическими значениями.
- Автор одного из словарей – М.Р.Львов. Слова в словаре расположены парами. Значение каждого из противоположных слов толкуется с помощью краткого определения, приводятся примеры из художественной и научно-популярной литературы.
Конкурс 6. Вставьте антонимы в пословицы
Будет день – будет и … | Мир строит, а …. разрушает. |
Помни добро, а зло … |
Смелый побеждает. а трус … |
Новых друзей наживай, а … не теряй. |
Труд кормит, а лень… |
В кривом глазу и … криво |
Ласточка день начинает, а соловей… |
Больше думай, … говори. |
Человек от лени болеет, а от труда … |
Век долог, да час … |
Лето собирает, а зима … |
За добрым находишься, … само найдёт |
У короткого ума … язык. |
Эксперты.
- Синонимы – слова, близкие по значению. Они обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова.
- Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Для этого существует словарь синонимов. В нём около 90 тысяч синонимических рядов. Автор – З.Е. Александрова.
Конкурс 7.
Каждая команда получает текст.
- Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.
- В кино, - сказал Вася.
- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.
- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.
- Ура! – сказал Саша.
- Ура! – сказали оба.
Учитель: Какой речевой недочёт вы заметили?
- Замените слово «сказал» словами – синонимами.
Учитель: Существует ещё очень много различных словарей (рассмотреть выставку). В них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь ими пользоваться.
- И в заключение нашей игры – страничка «Это интересно».
В русском языке есть слова – омофоны. Давайте узнаем в толковом словаре, сто это? (омофоны – это такие различные по смыслу слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Само слово омофон составлено из двух греческих слов: омос – одинаковый и фоне – звук.)
Например,
МАК – МАГ | ЧАСТОТА – ЧИСТОТА |
РОГ – РОК |
БАЧОК – БОЧОК |
ГЛАЗ – ГЛАС |
МАХОВИК – МОХОВИК |
БАЛЛ – БАЛ |
ПЛОД – ПЛОТ |
ЛУК - ЛУГ |
ПРУД – ПРУТ |
Омофонами могут быть и целые предложения.
Слушай, мы были там.
С Лушей мы были там.Она нас ищет.
Ананас ищет.Там арка упала.
Тамарка упала.
Вот какая история может случиться.
А.Шибаев «Несуразные вещи»
– Здравствуй!
– Привет!
– Что это ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел.
– Что не сумел?
– Отстань!
– Да ты говоришь не сумел. Что не сумел-то?
– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
– Ну если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена ?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
– Вот оно что.
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая…
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой … Это что же: у нее волосы, что ли зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Что-о?
– Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
– Та марка! Марка, понимаешь? Та самая марка, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя …
– Да стой, стой!
– Ну что еще?! – Привет передавай.
– Кому?
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Подведение итогов игры.
Спасибо большое за активную работу!
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.
Список использованной литературы.
- Вартаньян Э. Эти мудрые слова. М., 1989 г.
- Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1992 г.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990 г.
- Фразеологический словарь русского языка. – Любое издание.
- Шибаев А. Стихи. М.. 2002 г.