Цель: Систематизировать имеющиеся знания о зиме.
Задачи:
- обобщить знания обучающихся о характерных признаках зимы в неживой и живой природе, их взаимосвязи и влиянии на труд
людей; - формировать умение анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- продолжать обучению формулирования учебной задачи, осуществлению самооценки, взаимооценки;
- корригировать произносительные навыки, расширять и обогащать речевую практику обучающихся;
- воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарищей и учителя;
- прививать любовь и бережное отношение к животным и птицам.
Познавательная мотивация: способом постановки проблемного вопроса.
Методы и приёмы: наглядный, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дифференцированный.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины: учебник «Природоведение» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-I I вида. З.А.Клепинина, М.Ф.Титова, М. : «ВЛАДОС», 2002г.
Использование информационных технологий: компьютер, мультимедийная презентация к уроку.
Оборудование: таблички, карточки, экран, плакатики, тесты для обучающихся.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слуховое восприятие за экраном, далее Э.)
Учитель: (далее У.)
Сядьте девочки. Сядьте мальчики. Будьте внимательны, хорошо говорите звуки, не перебивайте товарищей, объективно оценивайте себя и одноклассников. На партах у вас листы самооценки. Каждое задание оценивается в баллах. Наивысшее количество баллов на уроке сегодня 25.
У:
Класс наш светлый и уютный,
Хорошо мы в нём живём.
Улыбнёмся мы друг другу,
И урок скорей начнём.
Девиз урока
Дети ( далее Д.)
Мы сможем,
Мы сумеем,
У нас всё получится!
У: (Э.) Отгадайте загадку. СЛАЙД 1.
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подругу,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
А зовут меня
У: (Э.) Почему вы думаете, что это зима?
Д: ответы детей. СЛАЙД 2
II. Актуализация знаний учащихся, сообщение темы и целей урока.
У: (Э) Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?
Д: ответы детей.
У: (Э) Тема урока «Конец зиме. Скоро весна». СЛАЙД № 3
У: Кто сможет назвать цель урока?
Д: ответы детей.
У: Цель урока: Повторить и обобщить зимние изменения в неживой и живой природе. Плакат (хоровое чтение)
У: По каким признакам в неживой природе можно определить наступление зимы?
Д: ответы детей. СЛАЙД №4
У: Как изменилась одежда людей с приходом зимы?
Д: ответы детей.
У: Как изменился труд людей с приходом зимы? СЛАЙД № 5,6
Д: ответы детей.
У: Какой вывод можем сделать?
Д: С приходом зимы произошли изменения в неживой природе и в жизни людей.
У: Найдите на парте тест № 1. Вам нужно найти те явления природы, которые бывают зимой. Приложение 2.
Д: ответы детей с обоснованием.
У: Оцените себя за работу на данном этапе урока.
У: (Э) Отгадайте загадку.
Загадка. СЛАЙД №7
С неба слетел,
Покружился и сел,
Шубой белой всю землю одел.
Кто знает, что это?
Д: ответы детей.
У: Из чего состоит снег?
Д: ответы детей.
У: Снег - это множество красивых снежинок. Они ложатся неплотно друг к другу, поэтому выпавший снег на землю пушистый, рыхлый.
После долгого лежания на земле у снежинок ломаются звездочки, и снег становится плотным.
У: (Э) Как вы думаете, в какую погоду выпадает снег: в морозную или в пасмурную?
Д: ответы детей.
У: Где лежит больше снега: на открытой местности или под деревьями? Почему?
У: Какое задание вы выполняли вчера на прогулке?
Д: Измеряли глубину снега под деревьями и на открытой местности.
У: Что вы можете рассказать из своего наблюдения? Какой можете сделать вывод?
Д: ответы детей.
У: Какую роль играет снег в жизни растений?
Д: ответы детей. СЛАЙД № 8
У: Снег это – тёплое пуховое одеяло. Он укрывает корни деревьев, растений, семена, защищает их от морозов. В народе говорят: «Зимой много снега - осенью много хлеба». Плакат. ( хоровое чтение)
У: (Э) Как зимуют лиственные деревья? Что есть на ветках?
Д: ответы детей. СЛАЙД № 9
У: Как зимуют хвойные деревья? Что есть на ветках хвойных деревьев?
Д: ответы детей. СЛАЙД №10
У: На верхушках хвойных деревьев много шишек. В ясные дни чешуйки у шишек раздвигаются и из них разлетаются семена. Их поедают птицы, животные, а из некоторых семян весной вырастут молодые деревца. Так деревья и кустарники помогают выживать зимой диким животным и птицам.
У: Назовите диких животных, которые на зиму не впали в спячку.
Д: ответы детей.
У: Игра «Будь внимателен» СЛАЙД № 11
У: Какие животные не делают запасов на зиму?
Д: Зайцы, лисы, волки, лоси, кабаны.
У: Чем они питаются зимой?
У: Отгадайте загадку. СЛАЙД № 12
Какому животному зимой легче находить корм? Почему?
Д: ответы детей.
У: Диким животным в морозную и снежную погоду трудно добывать корм. Глубокий снег затрудняет их передвижение и тогда они остаются голодными. На помощь животным приходят люди. Кто знает, как люди помогают животным?
Д: ответы детей.
У: Люди летом косят сено, вяжут веники из веток деревьев и оставляют их в лесу. Этим они спасают их от голода и оберегают жизнь людей, которые живут близко от леса. Ведь голодные звери могут заходить в деревню, что опасно для людей и домашних животных.
СЛАЙД № 13
У: Как изменилась жизнь домашних животных с приходом зимы?
Д: ответы детей.
У: Какую пользу для человека приносят домашние животные?
Д: ответы детей.
У: Домашние животные не заготавливают себе корм на зиму, потому что о них заботятся люди. Они кормят, лечат и ухаживают за ними.
У: Какую пользу людям приносят домашние животные?
Д: ответы детей.
У: Скажите каким животным зимой трудно жить: диким или домашним?
Д: ответы детей.
У: Мы рассказали о жизни животных зимой. Оцените себя за работу.
Физминутка СЛАЙД № 14
У: Будем говорить о птицах. Назовите зимующих птиц.
Д: ответы детей.
У: Чем питаются птицы?
У: Почему птицы с наступлением холода прилетают к жилью человека?
Д: ответы детей.
У: Как вы думаете, что для птиц зимой самое страшное?
Д: ответы детей.
У: Кто помнит, какое стихотворение о жизни птиц зимой мы учили на уроке чтения? Кто желает прочитать стихотворение «Покормите птиц зимой»?
У: Как вы помогаете птицам зимой?
Д: ответы детей.
У: Какая птица мороза не боится и зимой выводит птенцов?
Д: клёст. СЛАЙД 15
У: Кто готов рассказать о жизни клестов?
Д: реферат ученика.
У: Птицы нуждаются в нашей помощи, поэтому не забывайте подсыпать корм в кормушки. И тогда весной мы услышим их весёлое пение.
У: Возьмите тест 2, выполните его. Взаимопроверка. Оцените товарища.
III. Работа по теме урока
Загадка. (ребёнок)
После брата января,
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель да вьюга.
Что за месяц это?
У: С приходом февраля месяца в неживой природе происходят изменения. Какие изменения в неживой природе вы заметили?
Д: ответы детей.
У: В народе говорят: «Вьюги да метели под февраль налетели». Плакат.
У: (Э.) Назовите приметы февраля.
Д: Дни стали длиннее, чем в январе.
Идёт снег, дует холодный ветер. На дорогах заносы.
Солнце в небе стало выше. Оно светит и слабо греет.
Часто бывают оттепели. В эти дни на солнце снег тает. Он мягкий из него можно лепить снеговика, играть в снежки. С крыш капает капель. Температура воздуха бывает, близка к нулю. Ночью температура воздуха опускается до 15-20 градусов. Плакат. (хоровое чтение)
У: Подтаявший днём снег ночью подмерзает. На плотном снежном покрове образуется корка льда - наст. СЛАЙД 16
На тротуарах, дорожках очень скользко, поэтому идти нужно осторожно.
Почему нужно идти осторожно?
Д: ответы детей.
У: Февраль - последний месяц зимы. Скоро наступит весна.
У: Сколько месяцев длилась зима?
Д: ответы детей.
У: Будем работать с дневником наблюдений. Откройте дневники наблюдений.
У: Как вы думаете, какой месяц был самый холодный? Почему?
Д: ответы детей.
У: В каком месяце было больше солнечных дней?
Д: ответы детей.
У: В каком месяце было больше пасмурных дней?
Д: ответы детей.
У: Каких дней было больше: солнечных или пасмурных?
Д: ответы детей.
У: В каком месяце была самая морозная погода?
Д: ответы детей.
У: Как вы думаете: зима была морозная или тёплая?
Д: ответы детей.
У: Какая температура воздуха была чаще в феврале? Какой можно сделать вывод?
Д: Значит, февраль был тёплый.
У: В народе говорят: «Тёплый февраль обманчивый: будет холодная весна с заморозками». Плакат. (хоровое чтение)
Мы понаблюдаем и проверим верная ли это примета. Оцените себя за работу.
IV. Рефлексия.
Оцените, пожалуйста, себя.
- Кто набрал максимальное количество баллов?
- У кого сегодня впервые количество баллов ниже максимального?
- Какое у вас настроение?
Оценивание учащихся.
VI. Итог урока.
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели? Что мы для этого делали?
- Где мы сможем применить полученные знания на уроке?
VIII. Домашнее задание.
У: Страница 67-68. Ответить на вопросы 1-3.