Цели мероприятия:
- Закрепить знания, полученные на уроках
- Развивать познавательные интересы учащихся
- Воспитывать любовь к родному краю
Форма проведения: игра
Время, необходимое для проведения: 90-120 минут
Оформление мероприятия:
- Сцена – название фестиваля, декорации (элементы народного быта, природы), микрофон.
Технические средства и оборудование: Микрофон, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, экран
Методика проведения и подготовки мероприятия:
1. Каждая группа получает материалы для подготовки и выставляет команду из двух человек.
2. Работу групп оценивает жюри.
3. Ведущими – ассистентами в игре являются преподаватели.
Ход проведения мероприятия
1. Вступительное слово ведущего
2. Знакомство участников с правилами игры
3. Игра
4. Подведение итогов
5. Награждение
Перечень конкурсов и система оценивания конкурсов.
1. Конкурс «Поселения» – 8 баллов
2. Конкурс «Усадьба» – 5 баллов
3. Конкурс «Ворота» – 2 балла
4. Конкурс «Дом» – 8 баллов
5. Конкурс «Амбар» – 3 балла
6. Конкурс «Куала» – 6 баллов
7. Конкурс «Строительство» – 14 баллов
Мероприятие предусматривает работу жюри (материалы для работы жюри готовятся заранее).
Ход мероприятия
1. Вступительное слово ведущего
Шалаш, ветровой заслон, пещера, замок, коттедж, хижина, землянка, иглу, юрта, многоэтажная постройка, изба… Все эти названия означают одно и то же для людей во все времена и эпохи – дом. Это место, которое человека защитит («Мой дом – моя крепость»), обогреет, даст покой и отдых.
Сегодня мы вспомним особенности жилища удмуртов.
Каждая группа получила материалы для подготовки и выставила команду из двух человек.
Немного о правилах игры.
На экране вы видите номинацию и номер вопроса. Каждая команда по очереди выбирает вопрос и отвечает на него. В случае отсутствия ответа любая другая команда может дать свой ответ. За верный ответ присуждается 1 балл.
Удачи!
Приложение
Поселения
1. Что учитывали удмурты, выбирая место для поселений?
Ответ:
1) близость поселения к обрабатываемым полям и удобство проезда к ним.
2) рельеф местности для укрытия поселения от северных ветров.
3) чтобы почва быстрее просыхала, селения устраивались на южных склонах возвышенностей.
4) места выбирались с неглубоким стоянием грунтовых вод, возле оврагов, в местах выхода ключей, на лесных полянках, около небольших рек.
2. Назовите два типа планирования поселений.
Ответ:
1) уличная планировка.
2) беспорядочный или кучевой тип.
3. Перечислите 6 несельских поселений Удмуртии.
Ответ: Ижевск, Воткинск, Сарапул, Глазов, Камбарка, Можга.
4. В гербе какого из городов Удмуртии изображён стеклодув?
Ответ: Можга
5. Какие поселения стали городами по указу Екатерины II?
Ответ: Глазов, Сарапул.
6. Назовите столицы Удмуртии в разное время.
Ответ: Глазов, Ижевск.
7. Бывшие камские (шуваловские) заводы.
Ответ: Воткинск, Ижевск.
8. Город, в котором уничтожается химическое оружие?
Ответ: Камбарка.
Усадьба
1. Нарисуйте схемы расположения построек в усадьбе
Ответ:
1) «покоеобразный» (в виде буквы «П»).
2) «Г – образный»
3) вокруг дома
2. Перечислите постройки в удмуртской усадьбе
Ответ:
1) дом (корка);
2) клеть – амбар (кенос);
3) хлев (гидкуа);
4) святилище, летняя кухня (куала, куа);
5) навес, сарай (лапас, липет ул);
6) овчарня (ыж гид);
7) свинарник (парсь гид);
8) коровник (скал гид);
9) баня (мунчо);
10) конюшня (вал гид);
11) погреб (йогу).
3. Участок земли, занятый постройками одного хозяина.
Ответ: усадьба (двор).
4. Свои селения и усадьбы удмурты богато озеленяли. Какие деревья чаще высаживали во дворе?
Ответ: черёмуха, рябина.
5. Резьба в виде лунок, крестиков, кругов, с расходящимися от центра лепестками или лучами… Где в усадьбе мы можем всё то увидеть?
Ответ: на наличниках, столбах ворот.
6. Назовите традиционную постройку, которую удмурты часто строили около рек или ключа?
Ответ: баня.
Ворота
1. Это специфически удмуртская форма ворот, не встречающаяся больше нигде?
Ответ: Это срубные ворота
2. Опишите традиционные ворота.
Ответ: Многостворчатые, объединённые одной крышей, шириной 6-7 метров.
Дом (изба)
1. Что служило фундаментом для дома?
Ответ: чурки 1,5 – 2 м из ели или ольхи. Перед закапыванием их обжигали на костре; камень.
В XIX в. встречались дома, построенные без фундамента, когда нижний ряд обмазывался смолой и укладывался непосредственно на землю – это наиболее древний способ постановки домов.
2. Объясните слово «помочи»
Ответ: это помощь родственников или односельчан в каком-нибудь важном деле.
3. Какой предмет подвижной мебели был представлен в единственном экземпляре?
Ответ: стул. На нем мог сидеть только хозяин дома.
4. Сделайте схему интерьера удмуртской избы.
Ответ:
5. Чем отличаются печи северных и южных удмуртов?
Ответ: Северные удмурты сооружали печь с очагом, устраивали его перед печью направо или налево от устья. Сюда, протопив печь, сгребали угли и засыпали слоем золы, так что жар сохранялся долго. Над очагом на крючке подвешивали котел, в котором готовили пищу.
Южные удмурты котел не подвешивали, а вмазывали над очагом.
6. К какому важному элементу интерьера избы относится определение «сбитая»? Почему?
Ответ: к печи. Печи в старину делали глинобитные. Плотники делали опалубку из досок. Самые сильные и выносливые должны были бить глину. Били её частью бревна с сучком, служившим рукояткой.
7. Кто и каким образом делал печь недоступной для нечистой силы?
Ответ: петух. Во вновь сбитую печь вечером запускали петуха и выпускали на следующий день.
8. Почему удмуртскую избу называли зимним жилищем?
Ответ: с наступлением теплых дней (с апреля по ноябрь) семья переходила в амбар.
Амбар
1. Для чего предназначалась эта народная постройка?
Ответ:
1) на нижнем этаже находились лари для хранения муки и других припасов.
2) на втором этаже находились предметы женского рукоделия: холст, нитки, ткацкие челноки; др. домашние вещи.
Под потолком, вдоль стен врублены или подвешены жерди, на которых развешивалась для хранения различная одежда.
3) в теплое время года амбар – летнее жилище.
2. Чем отличается летнее жилище от зимнего?
Ответ: в амбаре нет окон, печи. Амбар, как правило, двухэтажный; есть галерея.
3. Количество амбаров в хозяйстве удмуртов достигало 2-3, иногда доходило до 5 и более. Почему?
Ответ: Удмурты жили большими семьями (20-25 человек). Женатый сын, как правило, имел свой амбар.
Куала
1. Сейчас в ней готовят еду летом, а какие функции куала выполняла в старину?
Ответ: в старину некрещеные удмурты молились там своим божествам, приносили жертвы.
2. Что в куале считалось священным?
Ответ: очаг, зола в нем, цепь.
3. Что в куале отсутствует? Почему?
Ответ: пол и потолок. Через куалу происходит связь между мирами (небесным, земным, подземным).
4. Беличья шкурка, крылышко или хвост рябчика, несколько перьев рябчика, посуда для жертвоприношений, кусок хлеба из ржаной муки, кусочек дерева. Где весь набор мы могли бы увидеть?
Ответ: в воршудной коробке.
5. Объясните, каким образом, в чём готовили в куале.
Ответ: готовили на очаге из камней над которым на деревянном крюке или цепи, подвешенной на перекладине, которая могла передвигаться на двух продольных балках, висел котёл.
6. В каком процессе следователи искали доказательства вины удмуртов в куале?
Ответ: в «Мултанском деле».
Строительство
1. Какой предмет показывал жрецу место для будущего дома? Объясните свой ответ.
Ответ: шляпа. Туно (жрец) снимал свою шляпу и долго в неё наговаривал одному ему известные заклинания. Потом он подбрасывал шляпу вверх так высоко как только мог. Когда она падала на землю, внимательно осматривал её расположение на земле, и решал: здесь строй, хозяин.
2. Кто, кроме жреца, мог указать место для дома?
Ответ: бык. Предполагалось, что бык отдыхает только на благоприятных местах.
3. Где удмурты никогда не строили домов?
Ответ: на болотах и дорогах – они считались вредными и приносящими несчастье людям, поселившимся здесь.
4. Из каких деревьев строились дома?
Ответ: основной строительный материал – еловые бревна. Деревья выбирали спелые, крепкие, без короедов. Для фундамента и нижних венцов сруба выбирали лиственницу и ель, которая росла близко к болоту: древесину у неё плотная, крученая, как говорят плотники «кремлевая». Очень хорош для нижних рядов дуб, а для столбов фундамента – ольха.
5. Каким божествам удмурты молились и приносили жертвы при строительстве дома? В каких случаях?
Ответ:
1) перед тем, как повалить деревья, после валки жрец просил прощения за срубленные деревья, говорил, что взяли их у леса немного, только на постройку, и обещал принести в жертву барана или быка при постройке дома.
2) перед закладкой фундамента обязательно приглашали ворожца для совершения моления богу Неба Инмару и приносили в жертву бычка. Ворожец просил Инмара о благополучном строительстве и счастливой жизни в новом доме.
3) если строители были православной веры, то они приглашали священника, и он служил молебен Богу с просьбой о Его милости и помощи.
4)Домовому, чтобы в доме легко и счастливо жилось.
5) В новоселье хозяин и хозяйка спускались в подполье и приносили там в жертву черного барашка. Они брали с собой кумышку, ёлочку. Хозяин молился Инмару, держа в левой руке ёлочку. Потом на разложенные еловые веточки стелили скатерть, ставили на неё еду и кумышку. В вырытую рядом ямку выливали немного крови жертвенного животного, крошили хлеб. Из правой части животного варили суп, часть его тоже выливали в ямку.
Если новосёлы были православные, то они приглашали священника для освящения нового дома и благодарственного молебна Богу.
6. Охлупень, слега, курица, поток – это…?
Ответ: основные детали крыши дома.
7. Загадки об орудиях труда
А) Весь день кланяется, всю ночь под лавкой лежит
Ответ: топор
Б) У одного человека 70 зубов.
Ответ: пила
8. Опишите действия хозяина дома после того как сруб был поднят до третьего бревна и когда дело доходило до матицы.
Ответ:
1) хозяин дома заворачивал в холстину серебряную монету в 20 копеек и, перекрестившись, клал её на бревно в переднем углу дома, прикрыв мхом. После этого он отрезал от цельного каравая горбушку и угощал отломленными от неё кусочками строителей дома.
2) когда дело доходило до матицы – мощного бревна, держащего потолок, - то под неё хозяин подкладывал ещё монеты и шерсть. Матица, как считали старики, обеспечивала благосостояние и изобилие в доме.
9. Объясните следующее правило, соблюдаемое удмуртами при строительстве домов: «Печь ставь тщательно и не спеша, но поставь за один день».
Ответ: Почему тщательно – ясно. Сделаешь плохо – будешь мучаться до следующего лета или ещё больше. А за один день, т. к. печи в старину делали глинобитные. Если её не успевали сделать за день, новая глина, положенная на подсохшую за ночь, не схватится с ней, и печь развалится.
10. Соотнесите время года и вид работ
А) весна |
1. рубка деревьев |
Б) зима |
2. ошкуривание (снятие коры) |
В) лето |
3. складирование под навес |
Г) осень |
4. просушка бревен |
|
5. строительство дома |
Ответ: а – 2,3; б – 1; в – 4, 5; г – 1, 5.
11. В новый дом удмурты старались не переселяться до тех пор, пока в старом кто-нибудь из стариков не умрет. Иногда новый дом стоял под крышей несколько лет в ожидании новоселья. Как ученые объясняют этот обычай?
Ответ: этот обычай, считают ученые, велся ещё с тех древних времён, когда при строительстве у разных народов приносились человеческие жертвы.
12. Опишите роль квашни (сосуд для заквашивания теста) при переезде в новый дом.
Ответ: До переезда на новое место женщины в старом доме обязательно растворяли в квашне тесто для табаней и, не давая вскиснуть, перевозили квашню с тестом, в новый дом, где и пекли лепешки.
13. По ночам стукает, брякает, людей пугает. Похож на хозяина – мужика, тулуп вывернут мехом наружу. Не выносит веселья. И добр, и зол. Если человеку покажется, то кто-то из близких умрет. Может ребенка подменить.
О ком идет речь? Как появились духи, похожие на людей?
Ответ:
1) речь идет о Домовом
2) это дети Адама, который спрятал их в разных местах. Инмар, узнав об этом, разгневался и сказал, что каждый должен остаться там навсегда.
3) образ домового возникает из души первого умершего в доме.
14. Каким образом и когда проводились обряды, предназначенные уберечь жильё от нечистой силы или изгнать её?
Ответ:
1) в Вожо дыр (время выхода злых духов вожо) – рассказывание сказок, отгадывание загадок. Они, якобы, образуют вокруг жилья замкнутый круг, недоступный для злых сил.
2) В ночь на Великий четверг (ночь выхода мертвых) в окна и двери втыкали можжевеловые ветки, вересковым дымом окуривали избу, людей и скот, колотили по стенам палками, отгоняя злых духов. Этой же цели служило очерчивание подворья острым предметом, обычно косой, которая затем втыкалась в воротный столб.
3) Весной в некоторых районах Удмуртии проводили обряд изгнания шайтана из избы, других строений, двора. Для этого молодые люди вооружались цепами, бичами, липовыми палками и пуками зажженной лучины, с пронзительным криком ударяли по всем углам избы и двора, после чего выбегали на улицу, захлопнув за собой ворота и плюнув на шайтана.
Литература.
- Саушина И. К. Удмуртия в играх, загадках и кроссвордах: Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Издательство Удмуртского ИУУ, 1996.
- Шкляев В.В., Шургин И.Н. Мы строим дом (памятники деревянной архитектуры). Ижевск: Удмуртия, 1993.