Современный подход к организации экологического образования и воспитания младших школьников

Разделы: Начальная школа, Экология, Дополнительное образование


Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Широкий спектр педагогических технологий заложенный в различных программах по экологическому образованию, побуждает педагога сочетать традиционные методы, уже зарекомендовавшие себя, с нетрадиционными методами и формами, которые являются активными и мотивируют учащихся мыслить и творить, способствуют развитию самостоятельности, ответственности за свои действия по отношению к окружающему миру.

Огромный потенциал в плане предоставления разнообразных подходов и способов формирования экологической культуры личности демонстрирует экологическое образование в системе дополнительного образования детей. Этот процесс предполагает, с одной стороны, формирование у обучающихся культа экологических знаний, опыта успешной познавательной деятельности, с другой - приоритет гуманистических отношений с окружением (между людьми и природой, людьми и людьми), стремление познать мир, в том числе и мир человеческих отношений, развитие индивидуальности, собственного творческого потенциала, склонностей и способностей.

На базе МБУДО «Центр внешкольной работы» Ново-Савиновского района г.Казани уже много лет реализуются программы «Игровая экология, части 1,2,3» и «Палитра Природы», «Эколого-этнографический проект «Дом» для учащихся младшего школьного возраста.

Максимальный педагогический эффект этих программ достигается при совместном использовании разнообразных приемов, методик образовательного и творческого направления. Это можно наблюдать при параллельном использовании программ «Игровая экология» и «Палитра Природы». Синергизм такой деятельности проявляется, прежде всего, в приобретении и развитии качественно новых свойств личности: душевной чуткости, отзывчивости, ответственности за свои поступки, самопознания.

Программа «Игровая экология» рассчитана на работу с детьми в возрасте от 7 лет. «Игровая экология» является курсом естественно-научного направления, целью которого является передача суммы знаний об окружающем мире, основанная на толковании термина «экологии» как науки о взаимосвязях в природе. В основе программы лежат шесть основных экологических понятий: среда и место обитания организмов, условия их существования, приспособления к условиям существования, взаимоотношения между организмами и объектами неживой природы, цикличность природных процессов, биоразнообразие.

Ключевыми характеристиками этой программы являются:

  • «игровой подход» (игры ролевые, пантомимические, театрализованные и т.д.);
  • интегрированный характер занятий (использование приемов по развитию речи, мелкой моторики, чтение стихов и психологических текстов, музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации, работа с природным материалом);
  • чередование различных видов деятельности.

В результате, занятия проходят увлекательно, живо, предупреждая утомление детей, что позволяет педагогу постоянно удерживать внимание детей.

Игровая форма курса обусловлена возрастными особенностями детей. Дети, как и взрослые, лучше усваивают учебный материал, когда они активно вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу.

При проведении занятий педагоги руководствуются следующими принципами:

  • «Познание природы должно быть пронизано радостью!» (Дж. Корнелл). Если занятия будут радостными и добрыми, то у детей сформируется положительное отношение к изучению экологии, что в свою очередь, необходимо для формирования доброго отношения к природе.
  • «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму» (китайская пословица). Участие каждого ребенка в различных видах деятельности дает детям возможность, независимо от их способностей и психологического типа, усвоить материал занятия.
  • «То, что делает учитель, должно быть интересно не только учителю, но и детям».

Особое внимание при работе по программе «Игровая экология» уделяется организации экскурсий. Это такие же насыщенные информацией и деятельностью занятия, как и занятия в классе, только на них весь окружающий мир выступает в качестве «наглядного пособия».

Параллельно занятиям по программе «Игровая экология» проводятся занятия по курсу «Палитра природы». На них дети закрепляют полученные знания по экологии и реализуют естественную потребность творчески выразить себя и свое отношение к природе с помощью различных художественных приемов.

Изобразительная деятельность на занятиях «Палитра природы» предусматривает применение нестандартных методик рисования, таких как «монотипия», «мятая бумага», «набрызг», «выдувалка», «симметричные отпечатки» и т.д., которые позволяют преодолеть страх перед неумением рисовать. Дети не боятся нарисовать «не так» или «некрасиво». В результате, у них получаются маленькие «шедевры», которые формируют и развивают художественный вкус, вдохновляют их на новые творчества. Рисунок влияет не только на экологические взгляды детей младшего школьного возраста, но еще и эмоционально окрашивает видение природы. Ребенок начинает ощущать себя частью природы.
В ходе обучения по программам «Игровая экология» и «Палитра природы» реализуется принцип усложнения деятельности учащихся по мере их взросления от учебной работы в классе до практической самостоятельности при выполнении учебных проектов.

В данном случае проектная деятельность учащихся подразумевает работу по программе «Эколого-этнографический проект «Дом».

Дети, работая по программе, приобретают навыки работы с информацией, развивая основные логические операционные навыки (анализ, синтез, сопоставление, выявление причинно-следственных связей), актуализируя ранее приобретенные знания и умения в области экологии. Первым результатом этнографической поисковой деятельности учащихся по проекту «Дом» является Фестиваль Сказок (о животных), на котором происходит не только сценическое перевоплощение детей в данное существо, но и знакомство через сказки с особенностями творчества разных народов, приобщение к традициям, языку, культуре народов Поволжья. Итоги исследовательской работы учащихся представляются в конце учебного года на конференции в виде мультимедийной презентации и доклада, а также сопровождаются печатным рефератом, выстроенным по единому плану представления научных работ. Подведение итогов проходит в форме конференции, на которой присутствуют родители, педагоги, друзья. Наличие внешней оценки значительно усиливает воспитательный эффект в том смысле, что приходит осознание значимости происходящего, осознание того, что усилия, прикладываемые к выполнению эффектных проектов, не были напрасны не только для самих воспитанников, но и для их близких.

Экологические программы для младших школьников, по которым работают педагоги нашего Центра, выстроены в соответствии с принципами научности предлагаемых знаний и методик, активного закрепления полученных знаний на практике, эмоционально-чувственного отношения к Природе, индивидуального подхода. При этом используются разнообразные формы передачи знаний, что делает процесс обучения более динамичным и увлекательным. Такой подход к процессу экологического образования и воспитания позволяет заложить фундамент знаний о связях в природе, которые способствуют формированию экологической культуры личности.