Отечественное школьное образование попало в тупик на пути своего развития в конце 20 века. Новые образовательно-идеологические и научные подходы начинали только выходить на «сцену». Школа целиком и полностью оказалась в состоянии поиска и пересмотра всего педагогического наследия. Это привело к осознанию необходимости проведения глубокой модернизации сферы образования. Одним из приоритетных направления такой модернизации представлялась индивидуализация учебно-воспитательного процесса, направленная на самоактуализацию личности учащегося. [6]
1. Проблема индивидуализации обучения
С начала 90-х годов индивидуализированное обучение начинает впрямую соотноситься с социально-экономическими условиями жизни страны.
Это находит своё отражение в последнее десятилетие в федеральных государственных образовательных стандартах. [1]
Не удивительно, что в настоящее время дидактический «принцип индивидуализации обучения», однозначно является приоритетным из направлений (даже, «прямой установкой») модернизации российской сферы образования.
Однако, можно ощущать некие противоречия в реализации указанного принципа: реальная необходимость, насущность этого процесса, с одной стороны, и малая разработанность научной проблемы, определённая формальность исследований возможностей практического применения, с другой.
Поэтому, при «кратном рассмотрении» данной проблемы, явна необходимость разработки, проектирования новых систем индивидуализированного образования, новых форм и методов их реализации в «полевых» условия. [5]
Теоретическое обоснование можно наблюдать в обновлённых образовательных стандартах системы образования, на всех её ступенях.
Довольно подробно раскрывается система раскрытия индивидуальности, свободы и сил личности, свобода выбора индивидуальных траекторий. Всё это направленно на развитие уже не «особых», а присутствующих у каждого обучающегося творческих способностей; становление «в целом» системы вариативного образования.
В последних исследованиях индивидуализации обучения объединяются разные подходы к этой проблеме. Поэтому, возникает необходимость уточнения содержания понятия «индивидуализация обучения».
Изначально, адаптация процесса (или системы) обучения к индивидуальным особенностям рассматривалась как единственное назначение индивидуализации.
В дальнейшем, наравне с «идеей адаптации» возникает и развивается «идея развития». То есть суть индивидуализации исследователи начинают видеть не только как фактор эффективного (адаптационного) обучения, но и как фактор успешного общего развития обучающихся. [5]
Форма и содержание индивидуализации в обучении рассматривается с точки зрения реализации широкого спектра целей обучения (обучающих, развивающих, воспитывающих), формирования индивидуальности каждого обучающегося.
С развитием идеи личностно-ориентированного подхода в обучении начинают формироваться личностно-ориентированные образовательные концепции. По ходу данного процесса актуализируются психолого-педагогические исследования в области индивидуализации обучения, их число и качество существенно возрастает. [1]
И наконец, упор на внедрение системно-деятельностного и компетентностного подходов позволяет выделить новую функцию индивидуализации обучения – функцию реализации.
Теперь можно констатировать, что в современном российском образовании реализация принципа индивидуализации обучения видится как «динамичная дидактическая концепция». По мере своего развития, развития в целом современно системы образования, она наполняется новым содержанием. [1] А назначение этого содержания определяет три равнозначных, равноправных функции индивидуализации обучения:
1) адаптационная;
2) развивающую;
3) функцию реализации.
Мы вплотную подошли к уточнению понятия «индивидуализация обучения». Будем под этим понимать «организацию учебного процесса, направленную на учёт, развитие и реализацию индивидуальности обучающихся. [5] Чуть подробнее, реализация индивидуализации должна:
1) осуществляться с учётом индивидуальных особенностей обучающихся;
2) ориентироваться на развитие этих индивидуальных особенностей;
3) создавать строго определённые условия учебной деятельности обучающихся.
Рассматривая эту проблему с такого «ракурса проблем индивидуализации» можно определить педагогические цели для современного педагога (учителя) в контексте данного определения индивидуализации обучения в разрезе её функций:
1. Адаптационная функция: развитие навыков самопознания, самодиагностирования, формирование адекватной самооценки учащихся.
2. Развивающая функция: формирование навыков самообучения, саморазвития, самовоспитания, самодисциплины, саморегуляции.
3. Функция реализации: создание условий для самовыражения, самоопределения, самореализации, самоактуализации учащихся.
2. Тьюторство как проект реализации принципа индивидуализации обучения
Реализация указанных целей индивидуализации обучения будет направленна на развитие самостоятельности обучающихся.
Самостоятельности во всех сферах их жизнедеятельности.
Однако, индивидуализация обучения в реальной практике весьма относительна. Основными причинами этого видятся следующие:
- сходными индивидуальными особенности характеризуются группы обучающихся (не каждый отдельно);
- зачастую учитываются лишь известные особенности или те, которые важны для обучения;
- могут объективно существовать такие индивидуальные особенности, учет которых для индивидуализации невозможен (или, просто, не так уж необходим);
- иногда учитываются только некоторые свойства или состояния обучающихся, которые важны для данного конкретного обучающегося ученика (талантливость, свойство здоровья);
Нам видится, что индивидуализация реализуется эпизодически (или частично), в каком-то, отдельно взятом виде учебной работы. И вот она уже интегрирована с неиндивидуализированной работой. [1]
Поэтому в реальной практике, в классах до 25–30 обучающихся осуществить индивидуализацию обучения в полном масштабе просто невозможно. Этому есть вполне объективные причины. Приближением к индивидуализации можно рассматривать дифференциацию: учитываются особенности группы обучающихся.
В этой связи предлагаются различные варианты решения данной проблемы [6], в частности:
1. Нелинейная конструкция урока.
2. Введение рабочих тетрадей (пособий) на печатной основе с руководством к индивидуализированной самостоятельной работе.
3. Создание разноуровневых методических пособий.
Но стоит отметить следующее: процесс социализации детей младшего школьного возраста в отечественной школе протекает сегодня в ситуации большой вариативности социальных ситуаций, социальных ролей и групповых норм. [3]
Нет сомнений, что подобная ситуация требует наличия у человека двух противоположных по своей функции индивидуально-психологических особенностей – социальной лабильности, гибкости и развитой личностной идентичности, под которой понимается внутренний «стержень» личности.
Иными словами, ситуация социальной неопределенности требует от человека постоянного выбора – социальной позиции, способа действия, способа достижения своих целей, самих этих целей среди множества существующих.
В такой ситуации школе нужен педагог, умеющий проектировать, организовывать и анализировать процессы развития каждого обучающегося. Он должен осознанно и целенаправленно развёртывать свою профессиональную деятельность, направленную на индивидуализацию обучения.
Хочется предложить активизацию реализации включения в процесс образования тьютора. В профессиональных квалификационных группах в нашей стране должность тьютора была введена с 2008 г.
Как известно, тьютор – это особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуализированного обучения в школе. [3]
Необходимость тьюторства особенно важна в связи с необходимостью:
- сопровождения, поддерживающего обучение и самообразование;
- поддержке индивидуального образовательного поиска;
- разработки и реализации индивидуальных траекторий обучения.
Деятельность тьютора существенно отличается от деятельности других участников образовательного процесса. Это специальная педагогическая деятельность по индивидуализации всего процесса образования, определение и учёт учебных мотивов и познавательных интересов обучающихся. В том числе, это ещё и поиск возможных ресурсов для проектирования и практической реализации индивидуальных образовательных программ.
Для достижения планируемых результатов обучающихся необходимо учитывать и деятельность тьютора, которая создаёт условия для индивидуализации, проявления обучающимися их индивидуальной активности, самоорганизации.
Это возможно сделать, если в образовательном пространстве школы будет обеспечено тьюторское сопровождение. Оно позволит выстроить связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.
В целях объединения усилий школы в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающихся необходима разработка «Рабочей программы тьюторского сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».
«Рабочая программа тьюторского сопровождения» [4] должна быть разработана в соответствии с законодательством РФ и методическими рекомендациями органов исполнительной власти РФ:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва. "Об утверждении СанПиН .4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"".
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования к структуре основной образовательной программы среднего общего образования.
6. Письмо ДГП в СОО Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Тьюторское (личностно-ориентированное) сопровождение может складываться в двух основных группах (для пилотного проекта):
1. Группа слабоуспевающих учащихся (параллель 4-х классов). Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития.
2. Группа одаренных учащихся (параллель 5-х классов). Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства; удовлетворение потребности в новой информации; помощь одаренным учащимся в самораскрытии. [4]
Данная программа [4] должна создавать условия взаимодействия педагогов и обучающегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением обучающегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания обучающимся возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов школы и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории.
Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника. Весь процесс сопровождения будет основан на активности самого обучающегося.
Ожидаемые результаты реализации программы тьюторского сопровождения [4]:
1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
3. Социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.)
4. Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности;
5. Создание условий для презентации, анализа достижений учащихся.
Способность к самооценке, умение применить свои качества в различных ситуациях коммуникации будут основными личностными «приростами» обучающихся. В этом можно рассмотреть определённые образовательные эффекты реализации данной программы.
В качестве пилотных проектов, на определённый срок, в настоящее время такие программы уже реализуются.
Заключение
Хочется отметить, что в настоящее время очень актуальна проблема поиска вариантов тьюторской деятельности. Однако скорость реализация данного направления в нашем образовании крайне мала, несмотря на возможный (потенциальный и уже фиксируемый) положительный образовательный эффект.
Образовательная система, построенная с использованием тьюторства, призвана:
- обеспечивать индивидуально-личностный подход к каждому обучающемуся;
- способствовать мотивации и достижению успехов на основе осознания полноценности своей личности, доведения обучающегося до уровня самооценки;
- изменить образовательное пространство с целью создания максимально комфортной, гармоничной образовательной среды, основанной на доверии и взаимоуважении.
Благодаря работе тьюторов в учебном процессе можно учитывать такие особенности обучающихся, как: обучаемость, наличие учебных умений, обученность, познавательные интересы и активность.
А это, в свою очередь, обеспечит реализацию личностно-ориентированного образования – образования, обеспечивающего развитие и саморазвитие личности ученика.
Список используемой литературы
1. Гуслякова Н.И., Симонова М.Ж. Проблема индивидуализации обучения: актуальный контекст исследования [Текст] / Журнал «Наука и школа». – 2014. – №1. – С.148-152.
2. Зайцев С.В., Добрякова О.И. Особенности изменения индивидуальных предпочтений младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 1. С. 275–285. Режим доступа: doi:10.17759/psyedu.2014060130 Дата обращения: 05.03.2018.
3. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор» [Электронный ресурс] // М.-Тверь: «СФК-офис». – 246 с. Режим доступа: http://belapdi.org/wp-content/uploads/2014/05/professiya_tyutor.pdf Дата доступа: 09.03.2018.
4. «Рабочая программа тьюторского сопровождения в условиях организации ФГОС НОО и ФГОС ООО» школа №868 [Электронный ресурс] // Сайт ГБОУ г. Москвы «Школа №868». – Режим доступа: http://sch868.mskobr.ru/ Дата доступа: 11.03.2018.
5. Скибина Я.В. Проблема индивидуализации обучения в современных условиях [Текст] / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 123. – С. 2123-2134.
6. Хубиева Ф.М. Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика и психология. – 2009. - №4. – С.390-394.