Праздник – время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздничные действия - обряды закрепляют в сознании людей духовно- нравственные установки, регламентируют отношения между людьми (в том числе между родителями и детьми). Кроме того, праздник вносит особую эмоциональную окраску – радости, веселья, чувство стабильности и защищенности, а главное единение людей.
Так в чередовании будней и праздников, которые составляют нормальное течение жизни, закладывают в подрастающем поколении основные человеческие ценности, правила поведения, как в семье, так и в социуме, а также гражданская позиция. Поэтому вполне актуально и целесообразно применить народные традиции наших предков как педагогическое средство воспитания детей в условиях современного общества.
Одна из приоритетных задач, стоящих перед современным образованием, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов, т.к. мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и своего будущего.
Особая роль отведена народным праздникам. Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Но роль праздников в детских садах не должно сводиться только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Это вид совместной деятельности создает возможность формирования национальной культуры, приобщения к истокам народной культуры других этнов. Цель праздника - познакомить детей с историей своей и соседствующих национальностей, народными обычаями и традициями.
Поэтому, в настоящее время наш педагогический коллектив ориентирован на ценностное отношение дошкольников к культурному наследию народов Среднего Поволжья. Рассматривая территориальное месторасположение национальностей Среднего Поволжья – а это русские, татары, мордва и чуваши, можно сказать об уникальности соседствующих культур на достаточно ограниченной территории, людей разных национальностей, разного вероисповедания, разных укладов жизни. Данная уникальность в многовековом сосуществовании и мало конфликтном соседстве нас заинтересовала и выбрана не случайно.
Часто сложившиеся этнические традиции и обычаи существуют благодаря тому, что выполняют здравоохранительную или какую-либо другую, например, сельскохозяйственную функцию. В нашей работе этот факт стал перворобразующим принципом. Ещё при организации народных мероприятий с дошкольниками в рамках реализуемой программы детского сада выяснилось, что все они имеют языческие корни, отражение событий сезонного этапа, которое проходят, так или иначе, у всех национальностях. Здесь важно найти и выделить тематику сезона, подвести обряды, культуру каждой национальности к единой цели в различных направлениях деятельности. Данный подход стал основой для дальнейшей работы по ознакомлению дошкольников с культурными традициями народов Среднего Поволжья в ходе народного праздника.
Подход направлен на формирование у педагогов, детей, родителей устойчивого эмоционально-положительного интереса к культуре народов Среднего Поволжья. Происходит накопление информации, переработка её, а так же трансляция эмоционально опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, культура); положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности (обычаи, традиции различных народов, вероисповедание, атеизм, права человека, терпимость и т.д.).
Практика показала, что тщательная подготовка к тематическим мероприятиям, народным праздникам в течение всей разработанной недели сполна окупается положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение всего дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В своей работе нами были использованы несколько разработанных тематических недель.
«Широкая Масленица». Каждый день недели имеет свое направление и название. Понедельник – «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Разгуляй», пятница - «Тещины вечерки». В течение всей недели дети разучивали и проводили игры «Бой петушков», «Золотые ворота», «Чехарда», игры соревнования «Попади в мишень», гонка мячей и многие другие спортивные мероприятия. Проигрывание игр – забав «Дразнилки шеренгами», «Толокушки», «Кулачки». Цель проводимых игр: создание праздничного настроения, развитие ловкости, внимания, миролюбия к сверстникам. В рамках совместной деятельности были изготовлены поделки для выставки «Масленичная чучелка», маски к маскараду, пекли печенье.
Потенциальная возможность художественной литературы в формировании межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста имеет недостаточное целевое использование в практике дошкольных учреждений. Поэтому, продолжая знакомства с обычаями и традициями народа, воспитывая интерес к истории, нами было обращено особое внимание на разучивание с детьми закличк, зазывалок, попевок о масленице, которые реализовались через веселые посиделки, хождения в гости с масленичными колядками.
Осенью проводится тематическая неделя посвящённая урожаю. Дети знакомятся с народными обрядами осеннего цикла: «Собираем урожай», «Во саду ли во городе», используются подвижная народная игра «Балаболки», «Калечена-малечена», забавы, игры-дразнилки, разучивание шуточных песен «Таракан – дрова рубил». В работе с детьми нами использованы дидактические игры «Что за овощ, что за фрукт», «Вершки - корешки». Так же составлен алгоритм «От грядки до обеденного стола», изготовлены книжки – малышки «Урожай у нас не плох».
Важная роль в этом процессе отводилась взаимодействию с семьями воспитанников. Родители стали участниками мастер-класса по изготовлению поделок на ярмарку (куколки-«зерновушки» и оберегов). Была подготовлена выставка поделок «Дары осени», проводилась обменная ярмарка всех народов живущих в Среднем Поволжье «Осенний базар» (татары, чуваши, мордва, русские). Изготовлена копилка рецептов (подбор рецептов, зимних заготовок из овощей и фруктов). Фоторепортаж «Урожай собирай, на зиму запасай», чаепитие с пирогами из капусты.
Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Родители готовят основную часть костюмов и т. п. Совместная деятельность - практическая, эмоциональная, творческая - позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.
Народные праздники, по сути, являются мини – проектами в формировании целостного, системного подхода в развитии у ребенка чувства принадлежности к своей национальности, толерантного отношения к наследию других культур.
Литература.
- Богатеева 3. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья.// Чебоксары. - 2003.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
- Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа/ И. А. Панкеев. – М., 1999.
- Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды/ И. М. Снегирев. – М., 1990.
- Садовников Д. Сказки и предания Самарского края. Спб. - 1884.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.орган нар праздникаМосква: Творческий центр.- 2000.
- Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Юдин А. В. Русская народная духовная культура: учебное пособие/ А. В. Юдин. – М., 2007.