Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. (Анри Барбюс)
Роль личности педагога в воспитательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая.
Воспитательный процесс - это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся - их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями.
Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.
Учитель-профессионал в деятельности:
- Автор, творец урока, процесса обучения, воспитания
- Классный руководитель, умелый организатор ученического коллектива
- Организатор работы с родителями
- Пропагандист педагогических идей, знаний среди населения
- Руководитель кружка, группы по интересам, клуба, объединений
- Активный участник педсовета, методического объединения учителей
- Активный участник общественной работы школы, села.
Содержание современного образования обогащается не только новыми знаниями, но и новыми процессуальными умениями. Важнейшей составляющей становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учащимися.
Воспитывающее обучение – это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимся знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу. Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Их общность в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определённым нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр.
Воспитание (в образовательном смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением:
1. Воспитание шире и сложнее обучения, так как оно:
- предшествует обучению, начинаясь с самого рождения человека;
- осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой внеурочной деятельности;
- продолжается и после окончания человеком систематического обучения;
- происходит ежедневно, ежечасно и ежеминутно во всей жизнедеятельности человека;
2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке как результаты обучения, зачастую они сильно отдалены во времени и могут проявить себя спустя несколько лет;
3. Воспитание - многофакторный процесс, в этом его сложность. Обучение осуществляет в основном учитель. Воспитывающими же факторами в процессе воспитания являются помимо педагога семья, сверстники, окружающий ребенка социум, СМИ и т.д.
4. В обучение успешность определяется в основном учителем. В воспитание не только им, а в ряде случаев не столько им, сколько обществом и его гражданами;
5. Воспитание не имеет строгих, четких организационных форм, как обучение и включает в себя воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния.
6. Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически все методы обучения являются и одновременно методами воспитания, так же, как и методы воспитания, особенно такие, как предъявление требований, поощрение, порицание, создание общественного мнения; пример воспитателя стимулируют обучение;
7. Воспитание охватывает более широкий спектр задач в формирование отношений растущего человека к окружающему миру. Не без основания обучение можно назвать средством воспитания;
8. Воспитание создает необходимые условия для развития человека, влияя на его сознание, эмоционально-волевую сферу и на поведение (все виды деятельности, одним из которых является индивидуально- познавательная).
Одной из главных характеристик обучения считается его воспитывающий характер.
1. Содержание учебного материала.
Можно выделить основные слагаемые воспитательного потенциала содержания образования:
- формирование основ мировоззрения – целостной картины мира (естественнонаучная, социальная и художественная), нового стиля мышления на основе идей синергетики (наука о самоорганизации процессов, происходящих в мире);
- формирование экологической грамотности и экологического сознания;
- обращение учащихся к гуманистическим идеям образования посредством включения в предметный материал философских, аксиологических, историко-научных знаний, биографий ученых.
2. Организация учебного процесса.
Известно, что эффективное воспитание происходит при рациональной организации жизнедеятельности ребенка. А грамотная организация условия обучения (чистота, уют) является средством эстетического воспитания.
3. Методы обучения.
Репродуктивные методы обучения помогают формированию дисциплинированности, исполнительности, внимательности. Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию.
4. Формы обучения.
Работа в коллективе сверстников вводит школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умения подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Групповая форма работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого. Усиление воспитательного потенциала обучения достигается применением необычных уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические конференции, дидактические и эстетические спектакли, суд над негативными явлениями, уроки по заявкам и т.п.
5. Личность учителя - носителя культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир. Учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Культура педагога, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивал, что «влияние личности учителя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания, которая так необходима для поддержания нормальных нравственных отношений между учителем и учащимися.