Познавательная игра по технологии «Мастерицы»

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цели:

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей у обучающихся 8-х классов.
  • Получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Участники: команды девочек 8-х классов (10 человек от класса), эксперты-старшеклассники.

Материалы:

  • листы бумаги, ручки;
  • пряжа и крючки для вязания; карточки с заданием, где указаны приемы вязания крючком; сундучок, поделка из природного материала,
    предмет декоративно-прикладного искусства;
  • карточки с заданием на тему «Этикет».

Оформление зала: рисунки на тему «Этикет», выставка творческих работ обучающихся.

Ход игры

Познавательная игра «Мастерицы» для 8-х классов проводится по типу этапной игры – вертушки. В начале игры ведущий (учитель) вручает командам маршрутные листы, в которых обозначена очередность прохождения командой 6-ти станций (этапов): «Семейный подряд», «Вспоминай-ка», «Умелые руки», «Загадочная», «Сундучок», «Этикет». На каждой станции (этапе) каждая команда работает до 10 минут. Задача команд: заработать как можно больше баллов в течение игры, которые выставляются экспертами-старшеклассниками на этапах за выполнение различных заданий. В конце игры подводятся итоги, выявляется победитель, награждаются участники игры.

Станция 1"Семейный подряд"

Задание. Девочкам предлагается найти в тексте шесть терминов по теме "Основы предпринимательства"

Текст.

«Доход в семье невелик, - изрекла мама, - нужна экономия. Всем необходимо заняться делом». Была у нее на лице настоящая озабоченность.

«Кто варит еду? - спросил папа. - Завтракаем и едем на дачу сажать картошку. Это хорошее подспорье для семейного бюджета».

«У тебя одна логика, а у меня другая, - ответила мама. - Я купила двух поросят, к осени мы будем с мясом!»

«Ну и день, - гикнули дети, вбегая в дом. - Издох один поросенок!»

«Да, видимо, сельское хозяйство не для нас, - подумал папа и ушел на работу».

Ответы:

…изрекла мама = реклама; …лице настоящая = цена;

- Кто варит = товар; …одна логика = налог; …день, - гикнули = деньги;

… Издох один = доход.

Станция 2"Вспоминай-ка"

Задание. Обучающимся необходимо назвать:

- осветительные приборы, которые находятся в квартире. Время - 30 секунд (Люстра, светильник и др.);

- электроприборы, которые находятся в квартире Время - 30 секунд. (Электропечь, электрогриль, холодильник и др.).

Станция 3 "Умелые руки"

Каждая из девочек получает карточки с заданием, где указаны приемы вязания крючком, по которым она должна взять образец.

Задания. Связать образец крючком приемами:

- "столбик без накида";

- "столбик с накидом";

-"столбик с двумя накидами".

Станция 4 "Загадочная"

Задание. Обучающимся необходимо назвать профессию:

а) владелец сельскохозяйственного предприятия (фермер);

б) специалист по планированию и расчету хозяйственной деятельности (экономист);

в) работник, совершающий операции с наличными денежными средствами (кассир);

г) должностное лицо, занимающееся ведением и учетом финансово-хозяйственной деятельности (бухгалтер).

Загадки

1.

В магазине и на рынке
Ты легко найдешь меня.
Для продажи предназначен.
Я ж - продукт всего труда. (Товар).

2.

Как доход я соберу, как расход произведу,
Как все это назову? (Бюджет).

3.

Эту ценную бумагу
Вам не стоит продавать.
С нею можно ежегодно
Дивиденды получать. (Акция).

Станция 5 "Сундучок"

 Командам по очереди дается задание в течение минуты отгадать, что лежит в закрытом сундуке. Правильный ответ оценивается в 20 баллов.

Задание. В сундуке, например, лежит:

- поделка из природного материала;

- предмет декоративно-прикладного искусства.

Ответы (например):

  • Поделка из природного материала – деревянный самолет;
  • Предмет декоративно-прикладного искусства: вышивка крестиком.

Станция 6 “Этикет”

Задание. Участникам необходимо вспомнить и рассказать:

1. Что такое этикет?

2. Каковы основные правила поведения за столом?

3. Как правильно употреблять фрукты?

Ответы.

- Этикетом называется свод правил проведения, принятый в какой-либо среде.

- Если говорить о правилах поведения за столоном, то они разные не только у разных народов, но и у разных соц.групп в пределах одного народа, даже в пределах одной группы возможны варианты : в каждом доме, в каждой семье свои традиции.

Основные правила поведения за столом

1. Первыми за стол садятся дамы.

2. За столом нужно сидеть прямо.

3. Локти должны быть прижаты к бокам, на столе - одни кисти рук.

4. Салфетку со стола следует положить на колени.

5. Уронив столовый прибор, не нужно его поднимать - стоит спокойно попросить замену.

6. Мужчина начинает есть, после того как это сделают сидящие рядом дамы.

7. Перед тем как запить еду необходимо вытереть губы салфеткой и т.д. и т.п.

Как употреблять фрукты

Для фруктов подают десертные ножи размером меньше столовых. Рекомендуется рядом положить салфетки, чтобы вытирать рот и руки.

Сливы и абрикосы берут ложечками, затем также вынимают косточки. Такой экзотический фрукт как авокадо разрезают пополам, затем при еде пользуются вилкой для закусок.

Апельсин, разрезанный на две половинки, едят при помощи ножа и вилки. Второй способ: если апельсин полностью очищен и разделен на дольки, его едят руками или с помощью вилки.

Лишь в кругу друзей можно есть свежие бананы, держа их в руке, причем сначала снимают кожуру по кругу, примерно до половины, используя оставшуюся часть кожуры в качестве защиты для пальцев. В остальных случаях банан едят разрезанным при помощи ножа и вилки.

Гранат едят ложечкой, вынимая ею же косточки. У свежего инжира едят только внутреннюю мякоть при помощи ложечки.

Яблоки, груши, персики очищают от кожуры фруктовым ножом, разрезают его на части, удаляют косточки и сердцевину и едят специальной фруктовой вилкой. Мандарины чистят руками и едят, как апельсины.

Правила этикета за столом придуманы не для того, чтобы утолить голод, а чтобы трапеза выглядела красиво и аппетитно.

Список литературы

1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.

2.Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (Н.В. Синицина, О.В. Табурчак О.А. Кожина и др.); под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2010.

3.Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

4. Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru

5. http://www.cross-kpk.ru/IMS/02908/izd/met_5.htm