Цель урока:
- Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме дома.
- Устранить или уменьшить влияние неблагоприятных воздействий на здоровье человека.
Задачи урока:
- Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания.
- Научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений экосистемы жилища человека.
Тип урока:урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать у учащихся представление об экологии жилища, о теоретическом и практическом значении эко-логических знаний для человека;
- сформировать основы экологической грамотности.
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Метапредметные
Познавательные:
- сформировать первоначальные представления обучающихся об экологии жилища;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текста;
- строить рассуждения по теме урока;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение работать в группах;
- сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Методы:
Проблемные: метод выбора на основе ассоциаций и выделения главного; творческая работа по формулированию рекомендаций для улучшения экологии в доме.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер, карточки для работы в группах
Образовательные ресурсы
1. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровья человека. Уфа: Слова, 1995 г.
2. Прядко К.А., Понятия и определения: Экология/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с
3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М.Аксенова, В.Володин, Г.Вильчек, Е.Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005. – 448с.: ил.
Электронные и интернет-ресурсы:
1. Козадаева И.И Творческий проект" ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА» http://www.myshared.ru/slide/718959/
2. МБУ "УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=610&id=615133
3. Экология дома и квартиры. Рекомендации по созданию экологически чистого дома. Комсомольская правда http://www.kp.ru/guide/iekologija-doma.html
4. Презентация «Мой дом-моя крепость»
Методический комментарий
Актуальность предлагаемого урока обусловлена значимостью рассматриваемых проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Это – экология жилища и быта.
Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким факторам относятся применение некоторых строительных материалов, электромагнитные излучения, различные шумы и т.д. Особенно чувствительны к опасному воздействию этих факторов школьники, организм которых еще не сформировался Активное участие в создании благоприятной жилой среды невозможно без элементарных знаний различных экологических факторов, воздействующих на человека в его жилище.
Известно, что отношение ребенка к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Именно такому знанию служит данный урок.
Конспект урока
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем, друг друга и наших гостей улыбками.
Сегодня наш урок не простой – урок конференция. И не просто конференция, а научно-практическая. Почему конференция научная, потому что мы сегодня будем работать не в классе, а в научных лабораториях (ученики разделены на группы), почему практическая, потому что все полученные сегодня знания можно и даже нужно применять в повседневной жизни.
2. Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
- Когда я вошла в класс, сказала: Здравствуйте, ребята! Что это значит?
- Как вы думаете, что оказывает влияние на наше здоровье?
Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир, домов мы обращаем мало внимания. Сейчас все чаще употребляют термины «Экология жилища», «Экологичное жилище». Что это значит? Прежде, чем рассмотреть данный вопрос, давайте обратимся к понятию экологии.
(Ученики вспоминают)
Термин «экология» в 1866 г. впервые употребил немецкий биолог Э Геккель, образовав его от греческих слов «экос» (дом, жилище) и «логос» (учение).Говоря об экологии жилища, следует отталки-ваться от основных понятий и законов экологии, известных в настоящее время.
- Давайте вместе определим тему нашей конференции (Рассуждения детей)
Принцип «мой дом – моя крепость» сохраняет и будет сохранять силу всегда. В последние годы появилось множество сообщений о так называемом синдроме больных зданий, т.е. зданий, у жителей которых наблюдаются признаки ухудшения здоровья.
- Итак, мы живем в своих жилищах, обустраиваем их, используя для этого какие-либо новейшие материалы и многое другое, порой даже не задумываясь о факторах, влияющих на наше здоровье. Изучение экологии жилища помогает людям предугадать и предотвратить это.
Какую цель поставим перед собой?
Какие учебные задачи поставим перед собой?
3. Открытие нового знания
Работа в группах (лабораториях)
(Каждой лаборатории дан текст, его нужно прочитать, обсудить и дать ответы на поставленные вопросы.)
Вспомним правила работы в группе
Учитель:
1) Часто ли вы проветриваете помещение?
2) Как часто вы делаете дома влажную уборку? Постоянным спутником в наших жилищах и причиной многих заболеваний является пыль. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой дается определение пыли как мельчайших сухих частиц, носящихся в воздухе или скапливающихся на поверхности чего-нибудь.
Задание лаборатории «Чистый воздух».
Учитель:
3) Влияет ли вода на здоровье человека? Вода – источник жизни на Земле. Она необходима для жизни всех без исключения живых существ на планете. Человек состоит из воды на 70-80%. В день человеку нужно от 1,5 до 5 л воды. Без воды человек может прожить максимум 5 дней.
4) Какую воду вы пьёте?
Задание лаборатории «Питьевая вода»
Учитель:
5) Как вы проводите большую часть свободного времени?
- Скажите, пробовали вы в последнее время отключиться от электросети? Глупый, на первый взгляд, вопрос. В современном мире нельзя обойтись без всевозможных электроприборов. Однако, кроме пользы, они могут принести и вред. Показ фильма.
Задание лаборатории «Эврика».
Учитель:
9) Есть ли у вас дома комнатные цветы?
Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем.
Задание лаборатории «Флористы».
6. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Вот и закончилась работа в наших лабораториях. Подводя итог по всему сказанному, можно вывести некоторые правила, выполняя которые человек оградит себя от воздействия неблагоприятных фактов в своем жилище.
- Чаще проветривать помещение.
- Делать влажную уборку.
- Соблюдать правила пользования печами СВЧ, компьютерной техникой, сотовыми телефонами.
- 5. Завести комнатные цветы.
- Приобрести фильтры для очистки воды ( правила-появляются на доске по ходу урока)Рекомендации наших лабораторий собраны в книжечке. Она поможет выполнять простые экошаги — самостоятельно или вместе с вашими близкими для того, чтобы чувствовать себя лучше, живя в гармонии со своим домом.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подходит к концу и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат цве-точки разного цвета, покажите цветок:
- Зелёный – я доволен своей работой, всё понял, у меня отличное настроение
- Жёлтый – я не совсем доволен своей работой, потому что кое-что не понял.
- Красный – настроение не очень хорошее, своей работой не доволен .(не отчаивайтесь, завтра постараетесь и всё выполните)
8. Итог урока
- Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости.
- Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?
- Достигли ли мы целей, поставленных вначале урока?
Я вами довольна. Вы настоящие исследователи. Давайте скажем друг другу – СПАСИБО!