Урок по предмету «Окружающий мир» «Мой дом-моя крепость» (экология жилища). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме дома.
  • Устранить или уменьшить влияние неблагоприятных воздействий на здоровье человека.

Задачи урока:

  • Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания.
  • Научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений экосистемы жилища человека.

Тип урока:урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формировать у учащихся представление об экологии жилища, о теоретическом и практическом значении эко-логических знаний для человека;
  • сформировать основы экологической грамотности.

Личностные:

  • проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

Метапредметные

Познавательные:

  • сформировать первоначальные представления обучающихся об экологии жилища;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текста;
  • строить рассуждения по теме урока;

Регулятивные:

  • умение прогнозировать предстоящую работу;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение работать в группах;
  • сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Методы:

Проблемные: метод выбора на основе ассоциаций и выделения главного; творческая работа по формулированию рекомендаций для улучшения экологии в доме.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер, карточки для работы в группах

Образовательные ресурсы

1. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровья человека. Уфа: Слова, 1995 г.

2. Прядко К.А., Понятия и определения: Экология/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с

3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Ред. коллегия: М.Аксенова, В.Володин, Г.Вильчек, Е.Ананьева идр. – М.: Аванта +, 2005. – 448с.: ил.

Электронные и интернет-ресурсы:

1. Козадаева И.И Творческий проект" ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА» http://www.myshared.ru/slide/718959/

2. МБУ "УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=610&id=615133

3. Экология дома и квартиры. Рекомендации по созданию экологически чистого дома. Комсомольская правда http://www.kp.ru/guide/iekologija-doma.html

4. Презентация «Мой дом-моя крепость»

Методический комментарий

Актуальность предлагаемого урока обусловлена значимостью рассматриваемых проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Это – экология жилища и быта.

Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким факторам относятся применение некоторых строительных материалов, электромагнитные излучения, различные шумы и т.д. Особенно чувствительны к опасному воздействию этих факторов школьники, организм которых еще не сформировался Активное участие в создании благоприятной жилой среды невозможно без элементарных знаний различных экологических факторов, воздействующих на человека в его жилище.

Известно, что отношение ребенка к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Именно такому знанию служит данный урок.

Конспект урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем, друг друга и наших гостей улыбками.

Сегодня наш урок не простой – урок конференция. И не просто конференция, а научно-практическая. Почему конференция научная, потому что мы сегодня будем работать не в классе, а в научных лабораториях (ученики разделены на группы), почему практическая, потому что все полученные сегодня знания можно и даже нужно применять в повседневной жизни.

2. Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

- Когда я вошла в класс, сказала: Здравствуйте, ребята! Что это значит?

- Как вы думаете, что оказывает влияние на наше здоровье?

Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир, домов мы обращаем мало внимания. Сейчас все чаще употребляют термины «Экология жилища», «Экологичное жилище». Что это значит? Прежде, чем рассмотреть данный вопрос, давайте обратимся к понятию экологии.

(Ученики вспоминают)

Термин «экология» в 1866 г. впервые употребил немецкий биолог Э Геккель, образовав его от греческих слов «экос» (дом, жилище) и «логос» (учение).Говоря об экологии жилища, следует отталки-ваться от основных понятий и законов экологии, известных в настоящее время.
- Давайте вместе определим тему нашей конференции (Рассуждения детей)

Принцип «мой дом – моя крепость» сохраняет и будет сохранять силу всегда. В последние годы появилось множество сообщений о так называемом синдроме больных зданий, т.е. зданий, у жителей которых наблюдаются признаки ухудшения здоровья.

- Итак, мы живем в своих жилищах, обустраиваем их, используя для этого какие-либо новейшие материалы и многое другое, порой даже не задумываясь о факторах, влияющих на наше здоровье. Изучение экологии жилища помогает людям предугадать и предотвратить это.

Какую цель поставим перед собой?

Какие учебные задачи поставим перед собой?

3. Открытие нового знания

Работа в группах (лабораториях)

(Каждой лаборатории дан текст, его нужно прочитать, обсудить и дать ответы на поставленные вопросы.)

Вспомним правила работы в группе

Учитель:

1) Часто ли вы проветриваете помещение?

2) Как часто вы делаете дома влажную уборку? Постоянным спутником в наших жилищах и причиной многих заболеваний является пыль. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой дается определение пыли как мельчайших сухих частиц, носящихся в воздухе или скапливающихся на поверхности чего-нибудь.

Задание лаборатории «Чистый воздух».

Учитель:

3) Влияет ли вода на здоровье человека? Вода – источник жизни на Земле. Она необходима для жизни всех без исключения живых существ на планете. Человек состоит из воды на 70-80%. В день человеку нужно от 1,5 до 5 л воды. Без воды человек может прожить максимум 5 дней.

4) Какую воду вы пьёте?

Задание лаборатории «Питьевая вода»

Учитель:

5) Как вы проводите большую часть свободного времени?

- Скажите, пробовали вы в последнее время отключиться от электросети? Глупый, на первый взгляд, вопрос. В современном мире нельзя обойтись без всевозможных электроприборов. Однако, кроме пользы, они могут принести и вред. Показ фильма.

Задание лаборатории «Эврика».

Учитель:

9) Есть ли у вас дома комнатные цветы?

Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем.

Задание лаборатории «Флористы».

6. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Вот и закончилась работа в наших лабораториях. Подводя итог по всему сказанному, можно вывести некоторые правила, выполняя которые человек оградит себя от воздействия неблагоприятных фактов в своем жилище.

  1. Чаще проветривать помещение.
  2. Делать влажную уборку.
  3. Соблюдать правила пользования печами СВЧ, компьютерной техникой, сотовыми телефонами.
  4.  5. Завести комнатные цветы.
  5. Приобрести фильтры для очистки воды ( правила-появляются на доске по ходу урока)Рекомендации наших лабораторий собраны в книжечке. Она поможет выполнять простые экошаги — самостоятельно или вместе с вашими близкими для того, чтобы чувствовать себя лучше, живя в гармонии со своим домом.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу и я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат цве-точки разного цвета, покажите цветок:

  • Зелёный – я доволен своей работой, всё понял, у меня отличное настроение
  • Жёлтый – я не совсем доволен своей работой, потому что кое-что не понял.
  • Красный – настроение не очень хорошее, своей работой не доволен .(не отчаивайтесь, завтра постараетесь и всё выполните)

8. Итог урока

- Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости.

- Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?

- Достигли ли мы целей, поставленных вначале урока?

Я вами довольна. Вы настоящие исследователи. Давайте скажем друг другу – СПАСИБО!

Приложение.