Цель:
- активизировать словарный запас учащихся по теме «Зима»;
- слова-антонимы по теме;
- сложные слова «снегопад», «гололёд»;
- закрепление уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- согласование прилагательных с существительными;
- составление рассказа по вопросам;
- развитие памяти, внимания, логического мышления.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Называние примет зимы.
Логопед:
- Что происходит с природой зимой?
- Как люди готовятся к зиме?
- Что делают животные, птицы перед приходом зимы?
Ученики отвечают на вопросы учителя.
2. Рассматривание картинок и уточнение времён года. Называние зимних месяцев.
3. Рассматривание картинки с изображением зимы и составление рассказа по вопросам учителя о том, какие изменения произошли в природе зимой.
Логопед:
- Чем покрыта земля зимой?
- Кто вышел на прогулку?
- Как одеты дети?
- Что они увидели на прогулке?
- Какие шкурки у зверей?
- Что сделали дети ля птиц?
- Кто прилетел в кормушки?
- Кого слепили дети?
- В какие ещё игры любят играть дети зимой?
Ученики отвечают на вопросы и составляют рассказ.
4. Упражнение «Скажи наоборот».
Закончить предложение:
- Летом дни жаркие, а зимой…
- Летом небо светлое, а зимой…
- Летом день длинный, а зимой…
- Летом солнце яркое, а зимой…
- Весной лёд на реке тонкий, а зимой…
Записываем слова-антонимы в тетрадь.
5. Сложные слова (из двух основ).
Снегопад – снег падает, гололёд – голый лёд.
Составляем предложения (записываем в тетрадь).
Сегодня на улице сильный снегопад. Улицы покрыл гололёд.
6. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.
7. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (подобрать как можно больше слов-определений и слов-действий).
Логопед:
- Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, долгая…
- Снег (какой?) – белый, пушистый, холодный, лёгкий…
- Снежинки (что делают?) – падают, кружатся, блестят, тают…
8. Подведение итогов занятия.
- Какая тема урока?
- О чём мы говорили на уроке?
- О ком мы говорили на уроке?
- Что записали в тетрадь?
- Какие новые слова узнали?