Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет эффективность реализации основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
ГПД многое даёт детям: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально-значимых навыков… Но главное, - школьные группы продлённого дня создают коммуникативно-развивающую среду, эффективно восполняя дефицит общения со сверстниками. К тому же, ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы, гаджетов и телевидения.
Одним из факторов психологически-комфортной воспитывающей среды становится для ребенка мультфильм как транслятор модели поведения, способа действий, алгоритма достижения цели.
К сожалению, в современных мультфильмах часто этим способом становится агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдаются повышенная жестокость и агрессивность.
Некоторые современные мультфильмы все же обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Фиксики», «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). Но чтобы ребёнок смог его принять его и осмыслить, ему необходима своевременная помощь воспитателя или родителя.
В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
- формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Хороший мультфильм — это кладезь полезной информации, он может дать добрый совет, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Причём именно в сказочной форме, которая понятна ребёнку. Мультики похожи на сказки — в них, кроме выдуманного сюжета, всегда есть поучительный подтекст. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.
Мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
И тогда у воспитателей и их воспитанников при просмотре мультфильмов возникают совместное переживание за героев мультфильма, на их основе рождаются душевные беседы, происходит взаимопонимание. В итоге мультфильм пробуждает в ребёнке желание поразмыслить о собственном поведении, подумать: «А какой я?».
Главное выбрать правильный «волшебный» мультфильм. Приложение
Как богатейший потенциал воспитательной и коррекционной работы с учащимися начальной школы зарекомендовали себя такие формы занятий на основе мультфильмов как мультлото, мульткараоке, мультвикторины. Приложение 1
Мой опыт воспитателя ГПД коррекционной школы показывает, что особое впечатление оставляют у детей занятия с использованием таких мультфильмов, как: «Почему ослик загрустил», «Самый большой друг», «Подарок для самого слабого», «Мойдодыр», «Так сойдёт», «Азбука вежливости», «Дудочка и птичка», «Просто так», где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей.
В добрых советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.
В коррекционно-воспитательных занятиях, построенных на содержательном аспекте мультфильмов, я использую такие методы, как:
- метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;
- метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;
- метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.
Затем в игровой форме закрепляются полученные впечатления и знания.
Крайне важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, который запомнился ребенку.
Например, образ лентяя Нехочухи настолько ярко входит в сознание каждого ребенка, что его можно вспоминать во время формирования навыков самообслуживания, когда первоклассники начинают капризничать «не хочу — не буду». Фраза: «Молодец. Будешь, как великий Нехочуха» может привести ребенка к правильным действиям.
Трудные для усвоения и осознания учащимися начальной школы абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильмах представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста. Содержание некоторых сюжетных линий акцентирует внимание на серьёзных проблемах, несущих в себе нравственный смысл и глубокие переживания.
Методически обоснованная систематизация и структурирование мультипликационного материала по направлениям коррекционно-воспитательной работы создает прекрасные возможности для обогащения образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. развивать у учащихся способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Актуальность именно этого аспекта обусловлена тем, что мы живем в эпоху глобальной конкуренции, пронизывающей все сферы жизни человека, а это требует от него конкурентоспособности, т.е. умения наиболее эффективно достигать цели. Поэтому для рассмотрения условий развития конкурентоспособности личности необходимо обратиться к таким понятиям, как целеполагание, цель, средства.
Процесс формирования конкурентоспособной личности будет эффективнее, если его начать в младшем школьном возрасте, поскольку уже в этот период ребенок имеет свои желания (предшественники целей) и ищет способы их достижения.
Проанализировав достаточное количество мультфильмов, я отобрала наиболее ценные с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания. Уже из них были отобраны мультфильмы, способствующие усвоению ребенком знаний и умений, касающихся целеполагания.
На своих занятиях я предлагаю детям простое определение цели: цель — это то, что ты сам хочешь достичь. Средство — то, что способствует достижению цели. Многие из ребят с трудом воспринимают, что мечты и желания, как правило, сбываются (за счет кого-либо), а цели нужно добиваться самому. И тут на помощь приходят мультфильмы., из которых можно на доступном для детей языке вычленить структурные компоненты целеполагания:
- выбор цели;
- ложная цель;
- неправильные средства, не приводящие к достижению цели;
- средства, способы, пути достижения цели: лень как противник целеполагания; труд, тренировки как способы ее достижения;
- упорство при достижении цели, борьба за свою цель, жертвы во имя цели, умение устоять перед соблазнами;
- необходимость знаний для достижения цели;
- профессионализм как условие достижения; ознакомление с некоторыми профессиями.
По содержанию этих компонентов мультфильмы объединены в тематические блоки.
Работ с мультфильмом обычно строится по принципу сочетания наглядного материла и словесных методов обучения.
Примерная схема занятия:
- вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о…... (высказывает общую мысль сюжета), либо задает проблему. Пример: перед просмотром мультфильма «Самый главный» спросить у детей, какая профессия, на их взгляд, самая важная и почему;
- показ мультфильма;
- беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы. Задача — получение детьми нового знания;
- игра на основе выводов, упражнение.
К мультфильмам разработаны вопросы, направленные на овладение знаниями по целеполаганию.
Представляю вашему вниманию некоторые задания, упражнения и методики оценки уровня знаний и умений младших школьников.
Использование средств мультипликации в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:
- представить наглядно сложные явления и нравственные понятия;
- создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
- активизировать познавательную деятельность воспитанников;
- оптимально использовать время на занятии;
- видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Таким образом, в условиях ФГОС нового поколения методически грамотное использование средств мультипликации в работе воспитателя ГПД коррекционной школы-интерната открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение.