Глаголы в английском языке разделяют на правильные (regular verbs) и неправильные (irregular verbs), в зависимости от того, как они образуют формы прошедшего времени и причастия. Неправильные глаголы получили такое название потому, что они образуют прошедшее время не по общему правилу. Все правильные глаголы в прошедшем времени имеют окончание -ed, в то время как у неправильного окончания бывают весьма разнообразными.
Доктор педагогических наук, профессор РАЕН Васильева Е.Е. отмечает, что «Неправильные глаголы довольно часто встречаются в английской речи, поэтому важно знать их «как дважды два». Но, к сожалению, после долгих усилий и изнурительной «зубрежки», эти глаголы все равно «выскакивают» из памяти» [1].
Поэтому перед преподавателями английского языка стоит очень сложная задача – не только помочь обучающимся быстро запомнить все три формы глаголов с переводом, но и закрепить их в памяти. Для этого учитель прибегает к различным методам, но самым действенным из них, на наш взгляд, является игровой метод.
Достоинство игровых методов заключается в том, что они вызывают повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
В данной статье мы хотим предложить игру, которую мы разработали совместно с учащимися. За основу мы взяли идею игры «Алиас», и назвали ее «Irregular Monsters» (Неправильные монстры). «Irregular Monsters» - это настольная игра, в которую играют командами из двух или более человек (Рис. 1).
Главная идея игры заключается в том, чтобы объяснить неправильные глаголы своим товарищам по команде, вспомнив их перевод на русский язык. Члены вашей команды должны безошибочно назвать три формы глагола на английском прежде чем истечет время (1 минута). Чем больше глаголов отгадала команда, тем больше она сможет сделать шагов вперед на игральной доске. Та команда, которая первой дойдет до финиша, побеждает в игре.
Рис. 1. Настольная игра «Irregular Monsters».
Комплектация игры: Игровое поле (Рис. 2), вращающаяся стрелка (Рис. 3), 6 игральных фишек, песочные часы и карточки.
В «Irregular Monsters» все игральные карточки разделены на 3 категории: «Глаголы» (Рис. 4), «Монстры» (Рис. 5), «История» (Рис. 6). Каждый из видов карточек (кроме «Глаголов») обозначен на игровом поле особой зоной, попадая на которую игрок обязан взять карту из соответствующей колоды. В случае успешного выполнения задания команда может раскрутить бонусный волчок и сделать дополнительные ходы.
Рис. 2. Игровое поле.
Рис. 3. Вращающаяся стрелка для дополнительных ходов. Рис. 4. Карточка «Глаголы»
Рис. 5 Карточка «Монстры».
Рис. 6. Карточка «История».
Команды поочередно выбирают игрока, который будет объяснять слова в первом раунде. Данный игрок берет некоторое количество карточек с глаголами на игральной доске (10-15 штук). На каждой карточке 8 неправильных глаголов (и три формы каждого из 8 глаголов). Затем другие команды выбирают число от 1 до 8, например - 4. Песочные часы переворачиваются, и игрок называет перевод глагола под номером 4. Когда команда правильно называет три формы глагола, объясняющий кладет карточку на стол и вспоминает перевод глагола под номером 4 в следующей карточке.
Когда время заканчивается, другие команды кричат «Стоп!». Количество карточек на столе показывает, сколько ходов вперед может сделать команда (см. Ошибки и пропуски).
Право хода переходит к следующей команде. Использованные карточки возвращаются вниз колоды. Неиспользованные карточки передаются следующему объясняющему, который возможно также захочет взять несколько новых карточек с доски.
Поля с числами на игральной доске пронумерованы от 1 до 8 и теперь номер слова, которое должно объясняться, будет определяться тем номером, на котором находится фишка команды. Разъясняющий игрок меняется в каждом раунде.
На игральной доске есть также поля «Монстры» и «История». Когда фишка команды попадает на одно из этих полей в начале своего хода, то применяется особый способ объяснения (см. поле «История», поле «Монстры»).
Команда, которая первой дойдет до финиша, побеждает в игре!
Ошибки и пропуски
Если игрок допускает ошибку, например, называет только одну форму неправильного глагола, указанного в карточке, ответ не принимается, и команда должна сделать один ход назад. Если игрок не может вспомнить перевод глагола, он может его пропустить, но за это команда должна будет сделать один ход назад. Однако, иногда это того стоит, так как вы можете сэкономить время.
Поле «История»
Если команды попадают на клетку с изображением книги, то они берут карточку «Story» - «История». На этих карточках неправильные глаголы записаны на русском языке и объясняющему нужно их перевести и рассказать историю, начиная со слов «Yesterday I…» вставляя слова с карточки в форме прошедшего времени.
При выполнении этого задания ученики не только вспоминают неправильные глаголы, но и тренируются грамматически правильно строить предложения в прошедшем времени.
Поле «Монстры»
В игре командам могут выпасть клеточки с монстрами с веселыми заданиями, например, называть перевод слов, стоя на одной ноге. Каждый раз, когда команде удается успешно выполнить задание поля «Монстры», она имеет право раскрутить волчок, который дает бонусные очки (1 -3). Это означает, что команда может продвинуться на то количество полей, сколько она правильно назвала формы глаголов, плюс количество шагов, указанное стрелкой. Песочные часы используются так же, как и при обычных объяснениях.
Команда может отказаться от выполнения задания, но за это им придется сделать 5 ходов назад по игровому полю.
Конкуренция и азарт во время игры позволяет установить устойчивую мотивацию к изучению и запоминанию неправильных глаголов.
Литература
1. Васильева Е.Е. Васильев В.Ю., Секреты запоминания слов и неправильных глаголов английского языка [электронный ресурс]//Пособие для изучающих английский язык. - М: 2009, Режим доступа http://www.koob.ru
2. Cambridge Dictionary [электронный ресурс] // толковый словарь английского языка, 2009-2017. Режим доступа https://en.oxforddictionaries.com